3. Где, когда, при каких обстоятельствах исчез потерпевший? Когда, где исчезнувшего видели в последний раз? Какие события предшествовали исчезновению? Какие документы, вещи исчезнувшего остались, пропали?
4. Какова была обстановка в предполагаемом районе исчезновения? Не было ли событий, явлений, возможно связанных с исчезновением?
5. Каковы причины исчезновения? Что произошло: убийство, самоубийство, несчастный случай и т. д.?
6. Где могло быть совершено убийство?
7. Когда могло быть совершено убийство?
8. Каким орудием, способом совершено убийство?
9. Каковы мотивы убийства?
10. Кто мог совершить убийство? Не следует ли из материалов дела, кто совершил преступление:
10.1. От кого поступило заявление об исчезновении (от близких потерпевшего или от посторонних лиц)?
10.2. Как, когда обнаружилось исчезновение?
10.3. Когда, кем подано заявление; какие данные позволили обратиться в правоохранительные органы с заявлением об исчезновении лица; не слишком ли рано, не очень ли поздно стали беспокоиться заявители?
10.4. Производили ли заявители и другие лица, близкие потерпевшему, розыск исчезнувшего; где, как, когда искали?
10.5. Не было ли после исчезновения чего-либо нелогичного в действиях и высказываниях заявителей и лиц, близких потерпевшему?
11. Где виновные могли спрятать, уничтожить труп: на месте убийства или в другом месте?
12. Если не исключается, что труп скрыт (уничтожен) на предполагаемом месте убийства, то каким способом и где конкретно виновные могли это сделать?
13. Если не исключается, что труп скрыт (уничтожен) в другом месте, то как и когда виновные могли эвакуировать тело с места убийства, не расчленили ли труп, какой транспорт использовали, куда доставили, как поступили с телом потом (закопали, сожгли, бросили в водоем и т. д.)? Не перепрятали ли тело позднее, когда?
14. Где труп? (Организуйте поиск тела).
15. Кто погибший, труп которого обнаружен? Исчезнувший .ли это?
16. Сколько человек участвовало в убийстве?
17. Кто совершил убийство скрыл (уничтожил) труп?
Известно, что главным фактом, подтверждающим событие убийства, является обнаружение трупа исчезнувшего. Это обстоятельство открывает следователю также ряд других возможностей, в частности, позволяет для организации расследования использовать изложенные выше типовые программы раскрытия убийств, связанных с обнаружением трупа и его частей. В тех же случаях, когда тело погибшего найти не удалось, надлежит решить, можно ли сделать достоверный вывод о событии убийства в условиях необнаружения трупа.
Разумеется, для успеха важно знать не только типовые задачи, но и их типовые решения. Этому посвящены предлагаемые ниже развернутые программы. Что касается убийств, связанных с расчленением и сокрытием трупа, то методику их раскрытия планируется рассмотреть в отдельной работе. Здесь же несколько слов о правилах использования кратких программ раскрытия убийств.
Решение названных в программах типовых задач имеет своей целью прежде всего «выход» на виновного. Вместе с тем следует иметь в виду, что все задачи взаимосвязаны: решение одной задачи помогает решению другой. Поэтому решая каждую названную в программе последующую задачу, необходимо использовать информацию, полученную при решении предыдущей, а решив успешно ту или иную задачу, важно обязательно проверить, не меняются ли в результате этого решения предыдущих задач, не позволяют ли полученные сведения решить другие, ранее оставшиеся нерешенными (см. рис. 1). Указанный подход помогает более полному использованию имеющейся и поступающей информации и в какой-то мере гарантирует следователя от досадных ошибок.
Проверка
Заподозренный причастности к
Убийству
Рис. 1. Взаимосвязь элементов кратких типовых программ
Правила организации расследования с помощью краткой типовой программы можно сформулировать следующим образом:
1. Уясните требование первого вопроса выбранной программы.
2. Вернитесь к исходным данным, выясните, что известно по рассматриваемому вопросу.
3. Если сведения имеются:
3.1. Что именно известно? Оцените имеющиеся данные, сформулируйте вывод (ответ).
Например, если сделан вывод о том, что смерть наступила в другом месте, конкретизируйте суждение: откуда, когда, как доставлен труп на место его обнаружения; если погибший во время нападения лежал: на чем лежал, во что был одет, где лежал и т. д.
б) Выскажите все теоретически возможные предположения по названным выше вопросам.
в) Проверьте высказанные предположения. Проделайте мысленный эксперимент или примените моделирование.
3.3. Используйте выводы для организации дальнейшего расследования.
4. Если сведений по рассматриваемому вопросу в исходных материалах нет или они недостаточны для достоверного решения вопроса, запишите его в число проблем по данному делу.
5. Аналогично рассмотрите другие вопросы программы, а также индивидуальные, возникшие по данному делу (пп. 1—4).
6. Синтезируйте полученные знания (п. 3 и соответствующие), попытайтесь представить картину преступления, составьте характеристику виновного и используйте информацию для организации расследования.
7. Обобщите проблемы по данному делу (п. 4 и соответствующие), организуйте их решение. При необходимости воспользуйтесь развернутыми типовыми программами1 и моделированием [19, 30].
8. Используйте совокупную информацию для организации дальнейшего расследования и решения задач правосудия.
Принципиальную схему программно-целевого метода можно проследить по рис. 2.
Чтобы облегчить переработку, использование информации и иметь возможность проконтролировать обоснованность принимаемых решений, целесообразно по каждому вопросу программы составить аналитическую таблицу по предлагаемой ниже форме.
Вопросы программы
Что известно по данному вопросу (аргументы, формулировка ответа)
Решение вопроса (версии, догадки)
частные вопросы, подлежащие выяснению
следственные действия, мероприятия
В некоторых случаях уже в процессе анализа исходных материалов удается выдвинуть версию о виновном, чаще же путь к нему идет через совокупную характеристику преступника, составленную по результатам исследования всех обстоятельств, названных в типовой программе.
Уясните вопрос
программы
Имеются ли сведения по данному вопросу
Достаточно ли сведений для достоверного ответа
Сформулируйте ответ
1. Попытайтесь углубить знания 2. Используйте знания для организации расследования 3. Переходите к следующему вопросу
Нет
Нет
Соберите необходимые сведения
Соберите
недостающие сведения
Рис. 2. Схема программно-целевого
Метода
Обобщение данных о преступнике целесообразно делать по следующей схеме:
1. Пол, возраст виновного.
2. Имя, кличка, папиллярные узоры.
3. Отношение к погибшему (родственник, чужой, знакомый, где, когда, как познакомились).
4. Отношение к местности, в которой совершено преступление (местный житель, приезжий).
13. Наличие навыков (бытовых, профессиональных, спортивных, преступных).
14. Положение в обществе. Характер, место работы.
15. Судимость, опыт в совершении и сокрытии преступлений. Преступные уловки.
16. Примерное место проживания. Характеристика квартиры.
17. Состав семьи, связи.
18. Место пребывания, события в его жизни, поведение до и после преступления.
19. Следы на виновном, его одежде, на месте пребывания до и после преступления.
20. Группа крови, потожировых выделений.
Отмечая значение типовых программ, еще раз подчеркнем, что они всего лишь помогают организации расследования. Успех же в конечном счете зависит от совместных усилий следователя, работников дознания, специалистов, экспертов. Программно-целевой метод не исключает, а, напротив, предполагает инициативу, творческий подход к расследованию, использование моделирования и иных методов раскрытия преступлений. Они нужны и для постановки индивидуальных задач, и для поиска оригинальных решений, и для синтеза информации, и для перехода от разрозненных сведений к выводу об обстоятельствах преступления и далее к личности виновного. Без всего этого программы мертвы, так же как и без них расследование сложного дела малоэффективно.
Не менее существенен вопрос о том, когда применять типовые программы? Можно сказать: чем раньше следователь обратится к их помощи, тем лучше, т. е. программы следует применять уже при осмотре места происшествия. Важно иметь в виду, что использование программ — не разовое мероприятие. Принимая во внимание, что на месте происшествия следователю приходится действовать в экстремальных условиях, к программам следует вернуться и после осмотра места происшествия, т. е. перед исследованием трупа, дачей поручений органам дознания и проведением других следственных действий, что значительно повысит их эффективность. Как организующее средство и как своеобразный контроль за полнотой исследования обстоятельств преступления программы не теряют своего значения до полного завершения расследования, а аналитические карточки, о которых упоминалось выше, помогут составить обвинительное заключение.