Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Краткая программа раскрытия убийства, сопряженного с сокрытием трупа, исчезновением человека



 

1. Как стало известно об исчезновении лица?

2. Как характеризуется исчезнувший?

3. Где, когда, при каких обстоятельствах исчез потерпев­ший? Когда, где исчезнувшего видели в последний раз? Какие события предшествовали исчезновению? Какие доку­менты, вещи исчезнувшего остались, пропали?

4. Какова была обстановка в предполагаемом районе исчезновения? Не было ли событий, явлений, возможно связан­ных с исчезновением?

5. Каковы причины исчезновения? Что произошло: убий­ство, самоубийство, несчастный случай и т. д.?

6. Где могло быть совершено убийство?

7. Когда могло быть совершено убийство?

8. Каким орудием, способом совершено убийство?

9. Каковы мотивы убийства?

10. Кто мог совершить убийство? Не следует ли из мате­риалов дела, кто совершил преступление:

10.1. От кого поступило заявление об исчезновении (от близких потерпевшего или от посторонних лиц)?

10.2. Как, когда обнаружилось исчезновение?

10.3. Когда, кем подано заявление; какие данные позво­лили обратиться в правоохранительные органы с заявлением об исчезновении лица; не слишком ли рано, не очень ли поз­дно стали беспокоиться заявители?

10.4. Производили ли заявители и другие лица, близкие потерпевшему, розыск исчезнувшего; где, как, когда искали?

10.5. Не было ли после исчезновения чего-либо нелогич­ного в действиях и высказываниях заявителей и лиц, близ­ких потерпевшему?

11. Где виновные могли спрятать, уничтожить труп: на месте убийства или в другом месте?

12. Если не исключается, что труп скрыт (уничтожен) на предполагаемом месте убийства, то каким способом и где конкретно виновные могли это сделать?

13. Если не исключается, что труп скрыт (уничтожен) в другом месте, то как и когда виновные могли эвакуировать тело с места убийства, не расчленили ли труп, какой транс­порт использовали, куда доставили, как поступили с телом потом (закопали, сожгли, бросили в водоем и т. д.)? Не пе­репрятали ли тело позднее, когда?

14. Где труп? (Организуйте поиск тела).

15. Кто погибший, труп которого обнаружен? Исчезнув­ший .ли это?

16. Сколько человек участвовало в убийстве?

17. Кто совершил убийство скрыл (уничтожил) труп?

Известно, что главным фактом, подтверждающим событие убийства, является обнаружение трупа исчезнувшего. Это обстоятельство открывает следователю также ряд других возможностей, в частности, позволяет для организации рас­следования использовать изложенные выше типовые про­граммы раскрытия убийств, связанных с обнаружением трупа и его частей. В тех же случаях, когда тело погибшего найти не удалось, надлежит решить, можно ли сделать до­стоверный вывод о событии убийства в условиях необнару­жения трупа.

Разумеется, для успеха важно знать не только типовые задачи, но и их типовые решения. Этому посвящены предла­гаемые ниже развернутые программы. Что касается убийств, связанных с расчленением и сокрытием трупа, то методику их раскрытия планируется рассмотреть в отдельной работе. Здесь же несколько слов о правилах использования кратких программ раскрытия убийств.

Решение названных в программах типовых задач имеет своей целью прежде всего «выход» на виновного. Вместе с тем следует иметь в виду, что все задачи взаимосвязаны: решение одной задачи помогает решению другой. Поэтому решая каждую названную в программе последующую зада­чу, необходимо использовать информацию, полученную при решении предыдущей, а решив успешно ту или иную задачу, важно обязательно проверить, не меняются ли в результате этого решения предыдущих задач, не позволяют ли получен­ные сведения решить другие, ранее оставшиеся нерешенны­ми (см. рис. 1). Указанный подход помогает более полному использованию имеющейся и поступающей информации и в какой-то мере гарантирует следователя от досадных ошибок.

 

 

 


 

 

Проверка

Заподо­зренный причастности к

Убийству

 

 

 

 

Рис. 1. Взаимосвязь элементов кратких типовых программ

Правила организации расследования с помощью краткой типовой программы можно сформулировать следующим об­разом:

1. Уясните требование первого вопроса выбранной про­граммы.

2. Вернитесь к исходным данным, выясните, что известно по рассматриваемому вопросу.

3. Если сведения имеются:

3.1. Что именно известно? Оцените имеющиеся данные, сформулируйте вывод (ответ).

3.2. Попытайтесь углубить полученные знания:

а) Поставьте вопросы, конкретизирующие сделанный вывод.

Например, если сделан вывод о том, что смерть наступила в другом месте, конкретизируйте суждение: откуда, когда, как доставлен труп на место его обнаружения; если погибший во время нападения лежал: на чем лежал, во что был одет, где лежал и т. д.

б) Выскажите все теоретически возможные предположе­ния по названным выше вопросам.

в) Проверьте высказанные предположения. Проделайте мысленный эксперимент или примените моделирование.

3.3. Используйте выводы для организации дальнейшего расследования.

4. Если сведений по рассматриваемому вопросу в исход­ных материалах нет или они недостаточны для достоверного решения вопроса, запишите его в число проблем по данному делу.

5. Аналогично рассмотрите другие вопросы программы, а также индивидуальные, возникшие по данному делу (пп. 1—4).

6. Синтезируйте полученные знания (п. 3 и соответствую­щие), попытайтесь представить картину преступления, со­ставьте характеристику виновного и используйте информацию для организации расследования.

7. Обобщите проблемы по данному делу (п. 4 и соответ­ствующие), организуйте их решение. При необходимости воспользуйтесь развернутыми типовыми программами1 и мо­делированием [19, 30].

8. Используйте совокупную информацию для организа­ции дальнейшего расследования и решения задач право­судия.

Принципиальную схему программно-целевого метода можно проследить по рис. 2.

Чтобы облегчить переработку, использование информации и иметь возможность проконтролировать обоснованность принимаемых решений, целесообразно по каждому вопросу программы составить аналитическую таблицу по предлагае­мой ниже форме.

 

 

 

Вопросы программы   Что известно по данному вопросу (аргументы, фор­мулировка ответа)   Решение вопроса (версии, догадки)  
частные вопросы, подлежащие выяснению   следственные действия, мероприятия  
       
               

 

 

В некоторых случаях уже в процессе анализа исходных материалов удается выдвинуть версию о виновном, чаще же путь к нему идет через совокупную характеристику преступ­ника, составленную по результатам исследования всех обстоя­тельств, названных в типовой программе.

 
 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уясните вопрос программы       Имеются ли сведения по данному вопросу     Достаточно ли сведений для досто­верного ответа     Сформу­лируйте ответ       1. Попытай­тесь углубить знания 2. Исполь­зуйте зна­ния для организации расследо­вания 3. Перехо­дите к сле­дующему вопросу    
      Нет Нет          
Соберите необходимые сведения   Соберите недостающие сведения    
     
         

 

Рис. 2. Схема программно-целевого

Метода

 

 

Обобщение данных о преступнике целесообразно делать по следующей схеме:

1. Пол, возраст виновного.

2. Имя, кличка, папиллярные узоры.

3. Отношение к погибшему (родственник, чужой, знако­мый, где, когда, как познакомились).

4. Отношение к местности, в которой совершено преступ­ление (местный житель, приезжий).

5. Физическое развитие (рост, телосложение, уродства), повреждения, шрамы, татуировки, родимые пятна.

6. Физическая сила, ловкость.

7. Функциональные признаки (походка, жестикуляция, мимика, дефекты речи).

8. Привычки виновного (употребление алкоголя (одеко­лона), наркотиков, курение, вид употребляемых препаратов).

9. Состояние психики, интеллекта, черты характера (же­стокость, дерзость, осторожность, общительность)..

10. Сексуальная жизнь виновного (направленность поло­вого влечения, формы удовлетворения, наличие патологиче­ских отклонений).

11. Внешний вид, одежда, обувь, головной убор виновного.

12. Обладание определенными предметами (транспортные средства, инструменты украшения, обувь, одежда, вещи).

13. Наличие навыков (бытовых, профессиональных, спор­тивных, преступных).

14. Положение в обществе. Характер, место работы.

15. Судимость, опыт в совершении и сокрытии преступле­ний. Преступные уловки.

16. Примерное место проживания. Характеристика квар­тиры.

17. Состав семьи, связи.

18. Место пребывания, события в его жизни, поведение до и после преступления.

19. Следы на виновном, его одежде, на месте пребывания до и после преступления.

20. Группа крови, потожировых выделений.

Отмечая значение типовых программ, еще раз подчерк­нем, что они всего лишь помогают организации расследова­ния. Успех же в конечном счете зависит от совместных усилий следователя, работников дознания, специалистов, экспертов. Программно-целевой метод не исключает, а, напротив, пред­полагает инициативу, творческий подход к расследованию, использование моделирования и иных методов раскрытия преступлений. Они нужны и для постановки индивидуальных задач, и для поиска оригинальных решений, и для синтеза информации, и для перехода от разрозненных сведений к вы­воду об обстоятельствах преступления и далее к личности виновного. Без всего этого программы мертвы, так же как и без них расследование сложного дела малоэффективно.

Не менее существенен вопрос о том, когда применять ти­повые программы? Можно сказать: чем раньше следователь обратится к их помощи, тем лучше, т. е. программы следует применять уже при осмотре места происшествия. Важно иметь в виду, что использование программ — не разовое меро­приятие. Принимая во внимание, что на месте происшествия следователю приходится действовать в экстремальных усло­виях, к программам следует вернуться и после осмотра места происшествия, т. е. перед исследованием трупа, дачей пору­чений органам дознания и проведением других следственных действий, что значительно повысит их эффективность. Как организующее средство и как своеобразный контроль за полнотой исследования обстоятельств преступления программы не теряют своего значения до полного завершения расследо­вания, а аналитические карточки, о которых упоминалось выше, помогут составить обвинительное заключение.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.