Не указывает ли положение погибшего на личность виновного:
9.1. Какую позу занимал погибший (стоял, сидел, лежал)? Не указывают ли на положение погибшего во время нападения:
а) направление потеков крови на трупе, одежде, обуви;
б) локализация повреждений и их расположение относительно друг друга;
в) направление раневого канала;
г) одинакова или различна глубина раны на ее противоположных концах (сторонах);
д) соответствие (несоответствие) повреждений на одежде и других предметах ранам на теле;
е) местонахождение потеков и брызг крови на месте происшествия (высота относительно пола, сиденья дивана и т. д.).
Используйте результаты осмотра места происшествия и трупа. Сопоставьте местонахождение повреждений на трупе, одежде и других объектах. Учтите место, время, орудие, способ преступления. Поставьте вопрос перед экспертизой. При необходимости воспользуйтесь моделированием.
9.2. Попытайтесь детализировать обстоятельства убийства: на чем лежал погибший, во что был одет, где лежал и т. д. Воспользуйтесь моделированием.
9.3. Где, в какой позе во время нападения находился виновный — спереди, сзади, сбоку от потерпевшего и т. д.? Учтите результаты осмотра места происшествия и положение, которое занимал погибший. Проверьте, соответствует ли положение и местонахождение обнаруженных на месте происшествия следов пальцев, ладони, ступни предполагаемой позе виновного.
9.4. Проанализируйте информацию в совокупности, определите положение погибшего и виновного в момент нападения. Используйте полученные знания для организации расследования и поиска виновного:
а) не указывает ли положение, в котором находились погибший и виновный в момент нападения, на характер их взаимоотношений (чужой, свой, близкий);
б) какие следы должны остаться на виновном, если он и погибший занимали данное положение?
10. Как вели себя виновный и погибший на месте преступления,не указывает ли их поведение на личность преступника.
10.1. Не принимали ли пищу, алкоголь, наркотики? Не курили ли? Делал это один виновный или вместе с погибшим:
а) пахнет ли от трупа алкоголем?
б) нет ли на месте происшествия стаканов и посуды из-под спиртных напитков? Есть ли запах алкоголя и слюна на посуде? Не оставлены ли эти следы погибшим [3, с. 121];
в) наличие, состояние пищи и ее остатков (вид, количество, запах, давность). Где находятся остатки пищи (стол, посуда, мусорное ведро);
г) нет ли на месте происшествия папирос, сигарет, окурков, пепла, спичек? Давность окурков, наличие запаха, следов закуса, слюны, помады, наркотических веществ. Состояние пачки, коробки. Вид изделий, употреблял ли их погибший;
д) наличие и группа потожировых выделений на спичках;
е) содержание и вид пищи в кишечно-желудочном тракте погибшего. Сравните с остатками пищи, обнаруженными на месте происшествия;
ж) содержание алкоголя в желудке, крови, моче. Определите степень опьянения погибшего с учетом его веса и физического состояния. Время принятия алкоголя. Объем принятых напитков в переводе на водку (вино). Соответствует ли это данным о времени и количестве алкоголя, принятым погибшим до того, когда его видели в последний раз;
з) сам ли погибший приготовил пищу, остатки которой обнаружены на месте происшествия? Кто, где, когда приобрел продукты, алкоголь, табачные изделия?
Примите во внимание время преступления, возможные места продажи названного выше товара, наличие (отсутствие) оттиска штампа о продаже спиртного в ресторане. При необходимости выясните, как искусно приготовлена пища, сервирован стол и т. д.
10.2. Не принимали ли лекарства (снотворное и др.), наркотики? Если да, то какие, каким способом принимали, в каком количестве? Используйте результаты осмотра. Поставьте соответствующие вопросы экспертам. Выясните, где, когда приобретены лекарства.
10.3. Не было ли половых отправлений в естественной и иной форме? Назначьте судебно-медицинскую экспертизу трупа и одежды погибшего. Проверьте, нет ли следов полового акта на месте происшествия [5].
10.4. Не играли ли в карты, не занимались ли домашними работами, просмотром альбомов, прослушиванием магнитофонных записей и т. д.?
10.5. Не отправляли ли погибший и виновный естественные надобности? Делали это в туалете или в другом месте, удалялись или нет для отправления надобностей? Используйте результаты осмотра. Примите во внимание содержание мочевого пузыря и кишечника погибшего [3, с. 121].
10.6. Не было ли борьбы между погибшим и виновным? Ее характер, интенсивность и продолжительность. Используйте результаты осмотра трупа и места происшествия, заключение судебного медика:
а) если следов борьбы и самообороны нет, выясните с помощью судебных медиков:
— какие повреждения нанесены первыми;
— не могли ли эти повреждения вызвать потерю сознания, способности потерпевшего кричать, ориентироваться и оказывать сопротивление;
б) если на месте происшествия обнаружен беспорядок, выясните:
— в чем этот беспорядок выражается, в каком положении находятся конкретные вещи, откуда, как перемещены. Не сделал ли это сам погибший;
— когда, почему возник беспорядок: в результате борьбы, по иной причине (например, виновные искали что-то), создан искусственно для инсценировки или потому, что давно не делалась уборка помещения, готовился ремонт и т. д.
10.7. Не совершил ли виновный каких-либо иных действий; куда, зачем перемещался по месту происшествия:
а) не передвигал ли вещи, не снимал ли их с полок, стен? Какие вещи перемещал, зачем? Вес этих вещей, на какой высоте от пола они находились, использовалась ли подставка;
б) не делал ли каких-либо надписей на стенах, мебели, фотографиях и других вещах погибшего? Содержание надписей, цель исполнения;
в) не писал ли каких-либо записок;
г) не совершил ли виновный какие-либо иные преступления;
д) не разбрасывали ли вещи погибшего;
е) не использовал ли виновный результаты преступления уже на месте происшествия;
ж) не обнажали ли тело погибшего?
10.8. Если тело погибшего обнажено, выясните:
а) какие части туалета отсутствуют, правильно ли одета находящаяся на теле одежда;
б) где было обнажено тело? Имеются ли на месте обнаружения трупа следы его обнажения;
в) кто снял отсутствующие части туалета (сам потерпевший или другое лицо);
г) зачем виновные обнажили тело:
— чтобы достичь цели преступления;
— удаляли с одежды следы пребывания потерпевшего на месте нападения на него;
— удаляли с одежды следы транспорта, сбившего потерпевшего;
— инсценировали мотив преступления.
10.9. Если на трупе надеты одежда и обувь, проверьте:
а) все ли части туалета надеты;
б) потерпевшему ли принадлежат одежда, обувь;
в) правильно ли надеты одежда, обувь;
г) надета до или после убийства;
д) кто надевал — сам погибший или другое лицо;
е) если одежда, обувь надеты не самим погибшим, кто и зачем это сделал.
10.10. Проанализируйте информацию в совокупности, сделайте вывод о поведении погибшего и виновного на месте преступления до убийства, используйте информацию для организации расследования и поиска виновного:
а) где и какие следы на месте происшествия оставили виновный и погибший;
б) какие и где остались следы на виновном;
в) кто из граждан мог слышать, видеть происходящее и виновного;
г) какими признаками обладает виновный? Его отношения с погибшим и гражданами, которые могли слышать, видеть происходящее. Учтите наличие (отсутствие) бессмысленных действий.
11. Что исчезло (появилось) на месте происшествия после преступления?Не указывают ли эти обстоятельства на личность виновного:
11.1. Все ли вещи, документы погибшего сохранны:
а) используйте результаты осмотра места происшествия и трупа;
б) выясните у родственников и лиц, последними видевших погибшего, какие вещи, предметы, документы у него были, что исчезло;
в) проверьте, не было ли почтовых поступлений, не получал ли погибший зарплату, не делал ли покупки незадолго до смерти;
г) если убийство совершено в помещении, проверьте, нет ли свободных мест на полках, в шкафу, пустых вешалок и т. д.;
д) составьте список исчезнувших предметов;
е) определите с помощью свидетелей вид, индивидуальные особенности исчезнувших предметов. Изымите их паспорта, фотографии, образцы. Приготовьте аналоги.
11.2. Выдвиньте версии о причинах исчезновения предметов (потеряны погибшим, не найдены при осмотре, унесены преступником и т. д.) и организуйте их проверку.
11.3. При проверке версии о том, что исчезнувшие вещи унесены виновным, выясните:
а) где погибший хранил исчезнувшие предметы;
б) кто знал (мог знать) о наличии у погибшего исчезнувших вещей и месте их хранения? Примите во внимание связи погибшего и связи его связей;
в) кто последний, когда, при каких обстоятельствах видел у погибшего исчезнувшие вещи;
г) зачем виновный взял вещи погибшего:
— для удовлетворения своих желаний;
— боялся, что на вещах остались его следы;
— в целях инсценировки ограбления;
— случайно;
д) как, в чем, куда вынес вещи погибшего с места происшествия;
е) как в дальнейшем поступит с этими вещами? Организуйте поиск исчезнувших вещей и следы их использования.
11.4. Какие предметы, вещи из числа находившихся на месте происшествия, виновный не взял? Почему:
а) не увидел. Примите во внимание, где находились вещи погибшего, в том числе ценные, нет ли на месте происшествия следов поиска (разбросанные предметы, выдвинутые ящики, раскрытые дверцы шкафа и т. д.), не оставлены ли эти следы погибшим или его близкими перед преступлением;
б) вещи не были нужны виновному;
в) вещи слишком громоздкие; не мог, боялся их вынести. Примите во внимание обстановку на месте происшествия, время преступления;
г) рассчитывал (знал), что вещи погибшего перейдут к нему во владение иным путем;
11.5. Не появились ли на месте происшествия какие-либо предметы, вещи, которых там до преступления не было:
а) что конкретно появилось? Характеристика появившихся предметов:
— используйте результаты осмотра места происшествия;
— при необходимости проведите дополнительный осмотр места происшествия. Особое внимание уделите тем участкам, на которых находился виновный. Воспользуйтесь моделированием;
б) проверьте, не принадлежит ли обнаруженное погибшему, членам семьи, участникам осмотра;
в) выясните, нет ли на обнаруженных предметах микрочастиц, потожировых выделений и других следов, указывающих на их владельца (рост, возраст, пол, состояние здоровья, профессия или род занятий, обладание определенными инструментами, навыками и т. д.). Воспользуйтесь помощью специалистов, назначьте соответствующие экспертизы;
г) почему виновный оставил обнаруженные предметы на месте происшествия:
— забыл, потерял;
— оставил, не придав значения;
— передал погибшему до преступления;
— оставил специально, чтобы ввести следователя в заблуждение, вызвать подозрение на другое лицо и т. д.;
д) откуда обнаруженные на месте происшествия вещи появились у виновного?
11.6. Проанализируйте информацию в совокупности, сделайте вывод об исследуемом обстоятельстве. Используйте полученные знания для организации расследования и поиска виновного. Учтите особенности похищенных предметов, место их нахождения, как они были найдены преступником. Примите, во внимание, какие предметы не взял виновный и что оставил на месте происшествия. Проверьте не спрятал ли искомые вещи сам погибший.
12. Не пытался ли виновный скрыть преступление или его следы?Не выполнял ли какой-нибудь ритуал?
12.1. Какие конкретно меры к сокрытию следов принимал виновный:
а) не использовал ли перчатки? Из какого материала изготовлены перчатки, нет ли индивидуальных особенностей;
б) не оставил ли искусственные следы рук, ног и др., в частности, не с помощью ли клише оставлены обнаруженные следы пальцев, обуви;
в) не создавал ли инсценировку? Какое обстоятельство инсценировал;
г) каким способом и с какой целью перемещал труп;
д) не пытался ли скрыть (спрятать) тело, если да, то как
это сделал;
е) не пытался ли уничтожить труп? Если да, то как это сделал;
ж) не добивал ли погибшего;
з) не пытался ли скрыть личность погибшего или затруднить ее установление? Как это делал;
и) не мыл ли руки, не замывал ли свою одежду;
к) не делал ли уборку на месте происшествия (замывание пола, расстановка мебели, заправка кровати и т. д.)? Куда выбросил мусор;
л) не сменил ли одежду на погибшем? Зачем и как это сделал;
м) не разбрасывал ли табак, не применял ли другие препараты, затрудняющие работу розыскной собаки? Вид использованных виновным препаратов; принес их с собой или взял на месте происшествия;
н) не изменял ли свою внешность? Нет ли на месте происшествия следов, указывающих на использование виновным парика, усов, грима, переодевание, переобувание и т. д.
12.2. Проанализируйте информацию в совокупности, сделайте вывод о действиях виновного по сокрытию преступления. Используйте полученные знания для организации расследования и поиска преступника. Примите во внимание, что меры к сокрытию следов, в частности, уборку помещения, в котором совершено преступление, в ряде случаев принимают и виновные — посторонние для потерпевшего лица.
13. Сколько человек участвовало в преступлении:
13.1. Сколько различных следов ног, обуви, пальцев, ладоней обнаружено на месте происшествия? Учтите размер, фасон обуви, особенности походки. Исключите следы погибшего и участников осмотра. Воспользуйтесь помощью специалистов [6; 23].
13.2. Сколько нанесено погибшему повреждений различными орудиями? Используйте информацию об орудиях и. способе убийства, в частности, сведения об объеме и характере разрушенных преград (см. выше, пп. 7—8).
13.3. Примите во внимание данные о месте убийства и способе транспортировки тела на место его обнаружения (см. п. 5).
13.4. Используйте сведения об иных действиях виновного, выполненных во время совершения преступления (прием пищи и т. д., см. п. 10).
13.5. Учтите характер и количество следов, появившихся на месте происшествия, количество и вид окурков, следы слюны, биологические и иные выделения.
13.6. Учтите характер и количество исчезнувших и оставшихся предметов (см. п. 11).
13.7. Учтите действия виновного по сокрытию преступления и его следов (см. п. 12).
13.8. При необходимости воспользуйтесь моделированием.
13.9. Проанализируйте информацию в совокупности, сделайте вывод о числе участников преступления. Используйте полученные знания для организации расследования и поиска виновного. Примите во внимание, что в ряде случаев преступник использует несколько разных орудий.
14. Как долго находился преступник на месте происшествия?Не указывает ли это на его личность:
14.1. Сколько времени виновный затратил на месте происшествия на выполнение действий:
а) по совершению преступления (взлом преград, насилие над потерпевшим и т. д.);
б) по поиску похищенных предметов (количество просмотренных преступником объектов);
в) по сокрытию преступления и его следов (мытье рук, замывание одежды и т. д.);
г) по перемещению (уничтожению) трупа;
д) по приему пищи, алкоголя и т. д.;
е) по выполнению иных действий до и после преступления.
14.2. Сколько времени действовал погибший:
а) оказывал сопротивление;
б) выполнял иные действия на месте происшествия (п. 10).
14.3. Проанализируйте информацию в совокупности, сделайте вывод о времени пребывания виновного (виновных) на месте происшествия. Примите во внимание:
а) время появления виновного (виновных) на месте происшествия;
б) характер использованных орудий и инструментов;
в) способы преступления и сокрытия следов;
г) число участников преступления;
д) состояние погибшего перед убийством, данные о принятии пищи, алкоголя;
е) количество и вид появившихся на месте происшествия окурков, иных предметов;
ж) характер поиска и количество предметов, подвергнутых виновным осмотру;
з) время, когда виновный удалился с места происшествия.
При необходимости воспользуйтесь моделированием.
14.4. Используйте знания о времени пребывания преступника на месте происшествия для поиска виновного, в частности, определите:
а) торопился он или не спешил покинуть место происшествия;
б) как хорошо ориентировался в обстановке. Примите во внимание, когда должны были появиться (появились) люди на месте происшествия (родственники погибшего, соседи, сторож и т. д.). Кто знал о времени их прихода;
в) в каких отношениях находился виновный с погибшим;
г) каковы связи виновного с местом преступления;
д) кто, когда и где мог видеть виновного в районе происшествия.
15.Когда, каким путем виновный удалился с места происшествия?Не указывают ли эти обстоятельства на личность преступника:
15.1. Если преступление совершено в помещений, как виновный вышел из помещения:
а) используйте результаты осмотра места происшествия, в частности, данные о состоянии и положении дверей, окон, запоров, наличии (отсутствии) взломов, следов рук, ног на, дверях, форточках, окнах, возле них;
б) если дверь помещения, в котором находился труп, заперта изнутри, проверьте, нельзя ли закрыть запор (замок, крючок, задвижку, засов) каким-либо способом, находясь снаружи. Изучите конструкцию запора. Проверьте суждение, При необходимости воспользуйтесь моделированием.
15.2. В каком направлении скрылся преступник:
а) используйте результаты осмотра места происшествия (следы ног, обуви) и показания свидетелей;
б) примите во внимание результаты работы розыскной собаки;
в) изучите обстановку в районе совершения преступления (наличие дорог, троп, населенных пунктов и т. д.);
г) при необходимости расширьте границы осмотра, проведите осмотр местности по ходу собаки. Организуйте выявление свидетелей, видевших преступника (см. гл. 3, § 3.2).
15.3. Не использовал ли виновный какой-либо транспорт (автомашина, велосипед, лошадь и т.д.).
а) примите во внимание результаты осмотра места происшествия, предполагаемых путей передвижения преступника, показания свидетелей;
б) учтите отдаленность места преступления от населенных пунктов, размер похищенных предметов, состояние виновного, его следы, а также погодные условия;
в) выясните, какой транспорт находился в районе совершения преступления (коммунальный, частный, ведомственный). Изучите маршруты коммунального транспорта. Выявите и допросите свидетелей.
15.4. Если преступников было несколько, вместе или порознь, куда они скрылись с места происшествия?
15.5. Когда виновные скрылись с места происшествия? Используйте данные о времени совершения преступления,, продолжительности нахождения преступников на месте происшествия, обстановке в районе преступления (см. пп. 6, 14, 18).
15.6. Проанализируйте информацию в совокупности, сделайте вывод о том, когда и каким путем виновный удалился с места происшествия. Используйте полученные знания для организации расследования и обнаружения виновного.
16. Умышленно или по неосторожности совершено преступление? Не было ли оно предумышленным?Не указывает ли форма вины на личность виновного? Проанализируйте информацию в совокупности, выдвиньте версии по рассматриваемому вопросу. Используйте полученные знания для организации расследования и поиска виновного.
17. Каковы мотив, цель преступления?Не указывают ли они на личность виновного? Проанализируйте информацию в совокупности, выдвиньте версии по рассматриваемому вопросу. Используйте полученные знания для организации расследования и поиска виновного.
18. Кто находился в районе совершения преступления.Не указывают ли эти данные на личность виновного:
18.1. Проанализируйте информацию в совокупности, определите, где надлежит осуществлять поиск:
а) в каких микрорайонах мог находиться виновный во время, до и после совершения преступления (пп. 5, 8, 15);
б) какой круг лиц находился в микрорайонах, где могли видеть преступника;
в) кто конкретно находился в микрорайонах, где могли видеть виновного?
18.2. Допросите (опросите) лиц, находившихся в районе совершения преступления. Оцените, используйте показания для организации расследования и поиска виновного.
19. Не было ли в районе (городе) каких-либо событий, связанных с расследуемым преступлением?Не указывают ли эти события на личность виновного:
19.1. Выясните, какие события:
а) сопутствовали совершению преступления;
б) предшествовали совершению преступления;
в) последовали за совершением преступления.
19.2. Проверьте, нет ли связи между названными событиями и личностью виновного.
20. Кто совершил преступление:
20.1. Если не упущено время и известно направление, в котором скрылся преступник, его внешний вид или имеются иные сведения о личности виновного, организуйте розыск и преследование по горячим следам [3, с. 132 и след.].
20.2. Синтезируйте имеющиеся знания о преступлении и событиях, предшествовавших и последовавших за его совершением.
20.3. Проанализируйте информацию в совокупности, сделайте вывод о личности виновного, используйте информацию для организации расследования и поиска преступника:
а) составьте характеристику виновного. Используйте описанную выше типовую структуру личности преступника, а также статистические закономерности преступления. Примите во внимание мотив убийства (см. гл. 9);
б) организуйте поиск виновного по его характеристике:
— непосредственно по описанию преступника. Дайте соответствующее поручение органам дознания;
— определите круг лиц, среди которых находится виновный. При наличии возможности составьте и «просейте» список названных лиц. Используйте помощь органов дознания и общественности;
— выясните, нет ли в реальности фактов, в которых проявилась личность виновного до и после преступления;
— попытайтесь вызвать виновного на активные действия;
в) выдвиньте версии о виновном;
г) проверьте причастность к преступлению конкретного лица. Используйте предлагаемые ниже рекомендации по решению названной задачи.
20.4. Если можно полагать, что преступление совершено лицом, знакомым погибшему, но принятые меры не дали информации для выдвижении версии о виновном, организуйте более глубокое изучение личности погибшего.
Выясните:
а) когда и где возник психологический контакт (близкие отношения) погибшего с виновным: непосредственно перед совершением преступления или ранее. Примите во внимание коммуникативные качества, осторожность погибшего, место, время совершения преступления;
б) в связи с чем и с кем конкретно существовали отношения у погибшего. Не возникли ли они:
— в связи с родственными чувствами;
— на бытовой почве по месту жительства (настоящему и прежнему);
— на почве любительских занятий погибшего (туризм, охота, рыбалка, коллекционирование, игра в карты и т. д.);
— в связи с посещением мест, где погибший проводил отпуск и свое свободное время (пляж, танцплощадка, дискотека, кафе, кино и т. д.);
— на почве сексуальных влечений (естественных и неестественных);
— в связи с лечением (в поликлинике, больнице, санатории, у частника и т. д.);
— на почве имущественных отношений, в том числе, в связи с ведением домашнего хозяйства, ремонтом квартиры, автомашины, бытовых приборов;
— в связи с учебой, службой в армии, служебной общественной деятельностью;
— в связи с побочными занятиями погибшего (врачевание и т. п.);
— в связи с преступной деятельностью (продажа алкоголя, самогоноварение, спекуляция, скупка краденого и т. д.);
в) какие события в жизни погибшего предшествовали совершению преступления:
— не было ли конфликтов (открытых, скрытых, односторонних и т. д.) у погибшего или лиц, которые особенно дорожили жизнью, здоровьем убитого, с кем-либо. Учтите возможные мотивы преступления (см. ниже, гл. 9);
— не поступали ли в адрес погибшего письма, телеграммы и другая корреспонденция, не было ли междугородных переговоров;
— не отправлял ли корреспонденцию сам погибший;
— не интересовался ли кто-либо погибшим (не было ли о нем телефонных звонков на место работы, к его знакомым и т. д.);
— не проживал ли ранее кто-либо на квартире у погибшего, не останавливался ли на ночлег, не посещал ли по иной причине;
— не выезжал ли сам погибший в другую местность, не посещал ли кого-либо по месту своего жительства и работы (сберкасса, почта, ателье, поликлиника, консультация, стол заказов, парикмахерская и т. д.);
— не делал ли ремонта в своей квартире, гараже, на даче, не ремонтировал ли бытовые приборы; не собирался ли делать ремонт;
— не продавал ли какие-либо вещи или, напротив, не купил ли что-нибудь;
— не перевозил ли домой какие-либо вещи;
— не собирался ли жениться (выйти замуж) сам погибший или кто-либо из членов его семьи;
— не собирался ли разменять квартиру, делить имущество и т. д.;
— поддерживал ли с кем-либо сексуальные отношения, не прекратил ли их перед смертью;
— не было ли конфликтов или успехов на производстве;
— не участвовал ли в каких-либо преступлениях;
г) допросите лиц из окружения погибшего, которым известно что-либо по названным выше вопросам:
— членов семьи, родственников;
— соседей, членов домового комитета, дворника по настоящему и прежним местам жительства, соседей по даче, гаражу;
— лиц, находившихся в интимной связи с погибшим;
— лиц, с которыми погибший проводил свободное время, отпуск;
— сослуживцев, соучеников, педагогов и других лиц, с которыми общался по месту работы и учебы;
— попутчиков, водителей транспорта, которым пользовался погибший;
— клиентов и сотрудников предприятий торговли, бытового обслуживания, связи, которыми пользовался погибший;
— медицинский персонал и больных поликлиники, больницы, в которых лечился погибший.
д) изучите записные книжки, дневники, телефонные справочники, фотоальбомы, корреспонденцию и другие документы погибшего, отражающие перечисленные выше аспекты его жизни;
е) ознакомьтесь с соответствующими документами в учреждениях, предприятиях, которые посещал погибший (история болезни, заказ на пошив, ремонт, покупку товара и т. д.); ж) проанализируйте информацию в совокупности. Используйте полученные знания для поиска виновного, в частности, проверьте, нет ли среди связей погибшего лиц:
— имеющих качества, характеризующие виновного (см. л. 20.3.);
— питавших неприязненные чувства к погибшему или лицам, дорожившим жизнью и здоровьем погибшего;
— которых ущемляла деятельность, планы погибшего, манера общения;
— распространяющих абсурдные сведения о личности погибшего;
— осведомленных о режиме жизни погибшего, наличии, месте хранения ценностей и т. д.;
— поведение которых на следствии и в быту вызывает подозрение;
— лиц, имеющих связи, которые могли воспользоваться информацией об образе жизни погибшего и наличии у него ценностей.
Учтите возможность убийства наемным преступником и совершения преступления «по наводке», а также с участием близкого погибшему лица (см. гл. 9, программа, п. 2.6). Дайте соответствующие поручения органам дознания.
20.5. Если имеются основания полагать, что убийство совершено посторонним лицом, но принятые меры не позволили выдвинуть версию о виновном, продолжите расследование,. в частности:
а) выявите лиц, находившихся в районе преступления;
б) изучите событие убийства;
в) выявите и изучите события, предшествовавшие и последовавшие за убийством, в том числе аналогичные преступления;
г) проанализируйте информацию в совокупности, используйте полученные знания для поиска виновного, в частности, определите:
— преступник — местный житель или приезжий;
— откуда, когда, на чем, зачем прибыл в данную местность;
— у кого, под каким видом проживал; его связи;
— выехал ли из района (города) после преступления;
— не совершил ли иных преступлений;
— когда, куда, на чем выехал;
д) организуйте поиск виновного в предполагаемом месте его нахождения. Используйте характеристику виновного (см. п. 20.3).