Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПОЛИТИКИ: ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



[**]

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема соотношения морали и политики, проблема применимости в политической деятельности общих норм морали, проблема оправдания аморальных политических средств высокими целями. В контексте данного вопроса рассматриваются позиции таких философов, учёных, и общественных авторитетов, как Плутарх, Аристотель, Конфуций, Г. Мабли, Н. Макиавелли, Л.А. Сенека, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, Ф.М. Достоевский, М. Ганди и др. Также в статье подчёркиваются сходства и различия морали и политики и делаются актуальные для современности выводы.

Ключевые слова. Мораль, нравственность, имморализм, политика, политические цели, политические средства, тоталитаризм, нравственный императив, политическая воля.

Вопрос соотнесения политики и морали обсуждается и является спорным с тех самых пор, как эти понятия вообще сформировались в понимании людей. Дадим общее, научное определение каждого из этих понятий.

Мораль (лат. moralis – нравственный, от mos, множественное число mores – обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики. Одним из способов непосредственной детерминации действий человека является нормативная регуляция, в которой потребности совместной жизни людей в обществе и необходимость согласования их массовых действий фиксируются в общих правилах (нормах) поведения, предписаниях и оценках. Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции.

Политика (греч. politikó – государственные или общественные дела, от pólis – государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Содержание П., в конечном счёте, всегда определяется интересами класса или союза классов. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если её решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой власти.

На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает характер общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда.

В эпоху традиционных обществ была характерна неразделенность политики и морали. Особенно четко это проявилось в наиболее устойчивых районах традиционализма – на Востоке. Конфуций видел в самосовершенствовании основу хорошего управления, не верил в регулирующую силу закона, считая, что народ будет избегать его, при этом, не испытывая стыда. Добродетель объявлялась единственным, что может подчинять людей порядку – с добродетелью народ будет знать стыд.

Для западной культуры, особенно с накоплением потенциала индивидуализма и динамизма, характерно нарастание разграничения сфер политики и морали, их взаимодействие как различающихся форм сознания и деятельности. Спорят, сближаются и расходятся две основные позиции: единство морали и политики и разделение границ политически значимого, определение собственно политических критериев политической деятельности.

Плутарх предъявлял нравственные требования к правителю: доверять бесчестному власть подобно безумному дать меч. Для Аристотеля очевидно, что в политике должны участвовать достойные. Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль – частной политикой, хорошая политика не отличается от здоровой нравственности. Руссо взывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике.

Одновременно для западной культуры было характерно и противоположное направление политической мысли и практики: разделение политики и морали – в этом нашел выражение сложный и противоречивый процесс деления власти, контроля и оценки одной власти другой и предотвращение абсолютной власти в обществе, а также способности культуры к движению и истоков драматизма ее развития.

Начиная с Макиавелли, провозвестника разделения политики и морали, теоретическое рассмотрение политики освобождалось от морали. Суть традиции, заложенной им, заключалась в том, что политические цели достигаются политическими средствами, которые цель оправдывает. Политик, руководствующийся только принципами абсолютного добра, пропадет, т.к. живет среди людей, ориентирующихся на другие принципы. Надо выбирать меньшее зло в ситуации конфликта с нравственными ценностями, но использование зла неизбежно. В наше время очевидным стало и другое: в макиавеллистском откровении скрыт имморализм, опасный и даже непредсказуемый по своим последствиям. Цель может провоцировать обращение к неправым средствам, если цель неправомерна, утопична.

Как реакция на попрание политиками норм общечеловеческой морали появились нравственные максимы, абсолютизация нравственных ценностей. Уже Сенека – свидетель деградации нравственности римских правителей – высказывает мысль, близкую к утверждению абсолютного первенства морали над целями и средствами властвования. По Достоевскому, лучше всем погибнуть, если спасение зависит от мук ребенка. Этот же вопрос ставит и Камю: имеем ли право убить человека или даже согласиться с тем, чтобы он был убит? Ганди учил, что отказ от насилия поднимает морально обе стороны.

В политике дело обстоит иначе. Часто, чтя моралистов, политики все же идут своим путем. Если для нравственного противостояния достаточно мужества, духа одиночки, то для политического лидерства нравственного максимализма недостаточно. В политике быстро наступает расплата за нравственный максимализм, потерю чувства меры в данной социальной и политической среде, ослабление связей политика с реальными государственными структурами.

Общее в политике и морали. Являясь сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика ограниченно связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

1. Мораль и политика относятся к наиболее ранним социальным регуляторам общественной жизни. Сближает их то, что и та и другая относятся к сфере социального выбора, поэтому достаточно подвижны и изменчивы. Их содержание обусловлено влияниями множества факторов, от исторических и социокультурных и до субъективных представлений и случаев.

2. Мораль и политика – это нормативные регуляторы жизнедеятельности индивидов. Упорядочение поведения людей осуществляется при помощи нравственных и политико-правовых норм (общих правил, эталонов, образцов поведения), которые являются общеобязательными для всех людей. Однако нравственные и политические нормы различаются способом формирования и средствами реализации.

Различия и разногласия. Политика и мораль различаются способом формирования и средствами реализации.

1. Сфера нравственных отношений – это в основном взаимосвязь между отдельными личностями, требованиями к индивиду со стороны общества в целом, отдельных групп, согласование личного интереса с общественным, утверждение социального в индивидуальном. Политические же отношения конкретно выражают групповые интересы. Мораль выражает духовные и личностные потребности общества, которые становятся обязательными для всех по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические и правовые нормы устанавливаются государством и обычно фиксируются в законах, после их опубликования им должны следовать все. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а существуют в сознание людей.

2. Нравственные нормы выступают в виде обобщенных правил поведения, свойственных для всех ситуаций. Политические и правовые нормы определяют правила взаимоотношений государства и гражданского общества; партийные нормы – правила поведения членов организации и т.д. Нет универсальной модели связи, разграничений и противоречий морали и политики. Все зависит от характера господствующей морали и политики.

3. Мораль и политика различаются механизмом воздействия на общество. Мораль является разновидностью индивидуального регулирования, утверждения социального в индивидуальном с помощью наиболее общих правил поведения. Политика же обращена к общественным или групповым интересам, поэтому прямо не выражает индивидуальных потребностей. Однако высокий уровень мотивации политического участия граждан достигается благодаря эффективности политики как социального института в решении актуальных проблем, поскольку она опирается на институты власти. Следовательно, несмотря на известные различия, политика и мораль дополняют и взаимообеспечивают друг друга.

Правда, в реальной практике их взаимоотношения намного сложнее и противоречивее, чем в теории. Их сбалансированного взаимодействия можно добиться только в зрелом гражданском обществе, где соблюдение законов властью и индивидом является естественным следствием их культурного, цивилизованного и интеллектуального развития. Однако чаще всего в истории встречались две крайности. Первая, когда политика на основе глобальных и часто утопических целей полностью подчиняла себе нравственные нормы и ценности. При этом потребности конкретного человека приносились в жертву интересам общества, класса, партии. Известный русский философ С. Франк (1877-1950) отмечал, что организация социума без необходимых нравственных ограничений, без сознания трудностей, препятствующих ее осуществлению, дает начало системе мыслей, логически приводящей к деспотизму. Замена морали политикой открыла возможность для утверждения такой формы деспотизма, как тоталитаризм, который превратил человека в винтик большого механизма осуществления глобальной идеи.

Вторая крайность выражается в слиянии политики и морали. Ориентируясь на вечные ценности, мораль снижает эффективность и результативность политических решений. Ведь всякий раз при принятии решений лидерам, элитам приходится соизмерять их с нравственными нормами общества. Выход из этого замкнутого круга двести лет назад предложил президент США Т. Джефферсон, который утверждал, что искусство управления состоит в искусстве быть честным.

Особенность связи и противоречия политики и морали определяется также типом социальных систем, образа жизни, национальной культурой.

Политика тоталитарного типа тяготеет к превращению нравственных отношений в производные от политических целей и принципов. Политика в рамках правового государства имеет ограниченную сферу. Столкновения политики и морали минимальны.

В обществе со сложившимися нравами, стабильной системой властных отношений перманентных противоречий между моралью и политикой нет или их немного. Могут возникать конфликты, но громкие скандалы, разоблачающие нравы правящей элиты, выглядят только как противоречия между деятельностью конкретного политика и нормами морали.

Государственная политика модернизирующегося общества обычно имеет дело не с одной моралью: люди различаются во взглядах на нравственные ценности. Но для цивилизованной государственной политики неприемлемо насильственное утверждение норм гуманизма. Так, акцент только на правах и свободах, плюрализме, видение в старых принципах организации только бюрократического централизма и тоталитаризма способствовали тому, что распался СССР. Русские и славяне оказались разделенными границами.

Рассматривая вопрос о взаимосвязи морали и политики, представляется важным обратить внимание на проблему публичности государственной политики.

Основной источник противоречий политики и морали состоит в том, что один социокультурный тип политической воли сталкивается с другим типом нравственного императива; он заключается не только в их разном функциональном назначении, но и в том, что политическая жизнь складывается из столкновений разных идеологических течений, правительственного курса и оппозиции ему, традиций, инноваций.

Литература

1. Белов Г.А. Политология. – М.: ЧеРо, 1998. – 304 с.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М.: Международные отношения, 1996. – 398 с.

3. Знаменский Д.Ю. Государственная научно-техническая политика России: проблемы публичности // Власть. – 2009. – №10.

4. Ибраимов А.А., Лопарёв А.В. Бинарность и антиномичность русской культуры // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2012. – №4. – С.277-280.

5. Макиавелли Н. Государь. – СПб: Издательство «Азбука», 1997. – 190 с.

6. Материалы лекций О.Ю. Яхшияна по курсу «Политология». – М.: ГУУ, 2008.

7. Мухаев Р.Т. Основы политологии. – М.: Новая школа, 1996. – 192 с.

8. Омельченко Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление». – 4-е изд. стер. – М.: ГУУ, 2010. – 226 с.

9. Политология. Учебное пособие. – СПб: Бизнес-Пресса, 1998. – 420 с.

10. Сайт «Свободная энциклопедия «Википедия» [Электр. ресурс]: http://ru.wikipedia.org/wiki.

В.К. Иванов

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.