Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА

 

Д.Г. Алпацкий

[*]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье из системы образования выделяется высшее техническое. Рассматриваются государственная политика в области кадровой составляющей высшей технической школы, реорганизации вузов и обновления лабораторной базы.

Ключевые слова. Государственная политика, высшее образование, высшее техническое образование, инженерно-техническая наука, образовательный потенциал.

Реформа высшей школы имеет огромное значение для государства как в виду основной задачи вузов – подготовки специалистов для отдельных отраслей народного хозяйства, так и с позиций более широкого взгляда на роль высшей школы. В этом можно согласиться с И.К. Харичкиным, отмечающим, что высшие учебные заведения являются одним из возможных путей рекрутирования высшего слоя управленцев [13, с.42]. От качества образования, полученного политической элитой, напрямую зависит уровень ее понимания процессов, происходящих в государстве. Выпускники технических вузов не находятся в стороне, а принимают активное участие в борьбе за власть. Так первый Президент Российской Федерации Ельцин Б.Н. в 1955 году окончил строительный факультет Уральского политехнического института им. С.М. Кирова, где ему была присуждена квалификация «инженер-строитель». В целом ценность высшего образования в России находится на высоком уровне. По данным ВЦИОМ две трети россиян хотели бы, чтобы их дети имели законченное высшее образование, а каждый пятый взрослый высказал желание продолжить свое обучение [5]. Это говорит о том, что любые изменения в данной сфере затрагивают прямо или косвенно большую часть населения.

Рассматривая высшее техническое образование, следует обратить внимание на то, что оно является элементом высшего образования, которое в свою очередь входит в систему национального образования. Так как данный уровень не первый, к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование [1, ст.69, п.2.], то все ошибки и недоработки, происходившие на предшествующих ступенях, резко снижают качество приобретенной специальности в вузе. В данном случае показательным является написание диктанта первокурсниками журфака МГУ, где лишь пятая часть сделали восемь и меньше ошибок на страницу [4]. В технических же вузах отсутствие знания физики, математики и других дисциплин, составляющих основу инженерного знания, полностью парализуют учебный процесс.

В общероссийском классификаторе специальностей по образованию [3] инженерно-технические квалификации (инженер, бакалавр техники и технологий, магистр техники и технологий) присваиваются по следующим укрупненным группам специальностей:

· геодезия и землеустройсто;

· геология, разведка и разработка полезных ископаемых;

· энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника;


· металлургия, машиностроение и материалообработка;

· авиационная и ракетно-космическая техника;

· оружие и системы вооружения;

· морская техника;

· транспортные средства;

· приборостроение и оптотехника;

· электронная техника, радиотехника и связь;

· автоматика и управление;

· информатика и вычислительная техника;

· химическая и биотехнологии;

· воспроизводство и переработка лесных ресурсов;

· технология продовольственных продуктов и потребительских товаров;

· архитектура и строительство;

· безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды.

То есть, техническими являются 17 перечисленных направлений из 28 существующих. Численность студентов, обучающихся по вышеперечисленным специальностям на 2010/2011 учебный год составляет 1,6 млн. чел., это 21,8% от численности всех студентов, обучающихся в России [10, с.361-363].

Органы государственной власти является не только регулятором, которые регламентируют образовательную деятельность в инженерно-технических науках, но и практически единственным действующим субъектом, реализующим образовательные программы высшего технического образования. Доля студентов, обучающихся по данным программам в негосударственных высших образовательных учреждениях в 2010/2011 году составила всего 2,4%. Это говорит о пассивности бизнеса, который мог бы взять большую ответственность за подготовку специалистов высшей квалификации для нужд своих промышленных предпри-ятий и меньше зависеть от государственных вузов. И здесь абсолютно прав Н.А. Омельченко, отмечающий, «что в России на протяжении всей истории единственно социально значимым субъектом политической системы была государственная власть» [11, с.19].

С 1 сентября 2013 года утратил силу Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а вместе с ним и принципы, на которых основывалась государственная политика России в области высшего образования. Во вступившем в силу Федеральном законе принципов построения нет, но определена цель высшего образования, которая направлена на: «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [10]. Основные приоритеты государственной политики в сфере высшего образования на сегодняшний день определены в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы. Фактическое формирование государственной научно-технической политики, а так же политики в области образования, почти полностью осуществляется Министерством образования и науки на основе подхода условно именуемого Знаменским Д.Ю. как государственно-административный. Данный подход открывает значительный простор для лоббирования, это обусловлено слабостью институтов гражданского общества и латентным, непубличным характером политической борьбы в России [7, с.33].

Как уже отмечалось, высшее техническое образование является элементом в национальной системе, то есть все проблемы, которые касаются образования в целом, характерны для него. Однако есть особенности существования технического образования на сегодняшний день, основные из которых представлены ниже.

Первая особенность, возраст профессорско-преподавательского состава (ППС). Для изучения данного вопроса был проанализирован контингент штатных преподавателей на 2011 год 121 вуза Российской Федерации, входящих в Ассоциацию технических университетов (81151 чел.). Распределение, представленное на рис., показывает следующие тенденции: первая – низкое количество преподавателей активного творческого возраста 40-49 лет; вторая – каждый третий преподаватель старше 60 лет. Если рассматривать отдельно, то в 11 вузах старше 60 лет больше половины ППС, а 26 университетах данный показатель варьируется от 40 до 50 % [15]. Территориально, за исключением четырех, данные вузы находятся в Москве и Санкт-Петербурге, то есть куда традиционно привлекались лучшие кадры страны и были сформированы ведущие научно-технические школы, такая картина типична для всей высший школы.

 

 

Рис. Распределение преподавателей технических вузов по возрасту [15]

 

Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы планируется снижение численности профессорско-преподавательского состава на 20-30%, при этом сохраняется большое число преподавателей пенсионного возраста [2]. Однако необходимо не просто оставить их на рабочих местах, а организовать подготовку замены. В противном случае высококвалифицированные кадры будут умирать, а вместе с ними опыт и научные школы. Автор не считает решением данной проблемы – увольнение! Главной задачей является организация передачи знаний, в том числе неявных, которые имеют огромное значение в инженерном деле. Даже прочитав техническое описание установки, воспроизвести ее и запустить нелегкая задача. Примером такой работы может служить большой научный проект, за который ответственны и выполняют как исследовательскую, так и организационную работу «молодые» кадры, а опытные являются оплачиваемыми консультантами.

Вторая особенность, это реорганизация вузов «В связи с формированием сети федеральных и национальных исследовательских университетов, а так же в силу демографических причин нуждается в существенном обновлении сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национально исследовательских» [2]. Прогнозная численность студентов по данной программе должна была снизиться в 2013 году до 4,2 млн. человек, на 2012/2013 год по данным Федеральной службы государственной статистики проходят обучение 6,1 млн. чел. [14]. Можно предположить, что снижение количества обучающихся в высшей школе должно было происходить в связи с реорганизацией сети вузов в стране, но многочисленные протестные движения, которые были направлены против объединений, затормозили данный процесс. Да и сама задача подобной реорганизации до конца не ясна широкой общественности. По мнению Харичкина И.К., которое целесообразно поддержать: «…в политическом процессе далеко не всегда можно четко определить себе цель того или иного субъекта политики, не являясь членом политической команды» [12, с.77].

Третьей особенностью является вопрос обновления лабораторной базы. При слиянии вузов данный вопрос решить нельзя, так как в двух вузах зачастую было оборудование для одинаковых целей, в результате, к примеру, на балансе появятся два далеко не новых торсионных пресса, что совершенно не повлияет на качество обучения. Усиление данного показателя можно увидеть лишь у ведущих 40 университетов, которые имеют статус классический, федеральный и национальный исследовательский. Совокупный объем финансирования программ их развития из бюджета в 2007-2012 годах составил 75,9 млрд.рублей [6]. Это, безусловно, позитивная тенденция, однако следует обратить внимание на то, что вузы, не попавшие в этот список, без обновленной лабораторной базы автоматически обречены на отставание от них и являются претендентами на попадание в список неэффективных и реорганизацию или ликвидацию. В данном случае интересно интервью в ноябре 2012 Министра образования и науки Ливанова Д.В, который заявлял, что «закрыть вуз у нас практически невозможно, в этом не будет никакой целесообразности» [9], но в августе 2013 года он уже утверждает, что ликвидация неэффективных вузов займет несколько лет [8].

Таким образом, изменения в высшей школе имеют огромное значение в развитии государства и прямо затрагивают интересы предприятий, организаций, студентов, их родителей, преподавателей вузов и т.д. Инженерно-технические квалификации присваиваются в 17 из 28 укрупненных групп специальностей. На сегодняшний день есть несколько особо важных проблем: во-первых, организация передачи опыта и знаний от старшего поколения преподавателей к младшему; во-вторых, реорганизация вузов, которая происходит непублично с массовым сокращением профессорско-преподавательского состава; в-третьих, обновление лабораторной базы, которое произошло лишь в ведущих университетах. При этом необходимо отметить, что государственная образовательная политика должна быть понятна обществу, заказчикам, она должна быть направлена на подготовку высокопрофессиональных специалистов для всех отраслей народного хозяйства, всех сфер общественной жизни, государственного управления.

Литература

1. ФЗ №273-ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 // Правовая система «Консультант».

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы / утверждена Постановлением Правительства РФ №6 от 07.02.2011 // Правовая система «Консультант».

3. ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию / утвержден Постановлением Госстандарта России № 276-ст от 30.09.2003 // Правовая система «Консультант».

4. Агранович М. «Поциэнта» «оррестовали» // Российская Газета. 18.11.2009 [Электр. ресурс]: http://www.rg.ru/2009/11/18/diktant-poln.html.

5. Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность [Электр. ресурс]: http://wciom.ru/index.php?id=270&uid=112202.

6. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2014-2016 годы [Электр. ресурс]: минобрнауки.рф.

7. Знаменский Д.Ю. Государственная политика Российской Федерации в области образования, науки и инноваций: проблемы комплексного подхода к формированию и реализации // Вестник университета (Государственный Университет Управления). – М.: ГУУ, 2012. – №4. – С.29-34.

8. На ликвидацию неэффективных вузов уйдет не один год – Ливанов // ИА «Интерфакс» [Электр. ресурс]: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3584.

9. Ни один вуз с признаками неэффективности не будет закрыт, сообщил глава Минобрнауки РФ // ИА «ИТАР-ТАСС» [Электр. ресурс]: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/2792.

10. Образование в Российской Федерации 2012. Стат.сб. – М.: НИУ ВШЭ, 2012. – 444с.

11. Омельченко Н.А. Свобода или порядок (к вопросу о консервативной и либеральной традиции в России) // Власть. – 2009. – №4. – С.18-21.

12. Харичкин И.К. О понятии «Политические технологии» // Вестник университета (Государственный Университет Управления). – М.: ГУУ, 2013. – №4. – С.75-78.

13. Харичкин И.К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России: дисс...доктора философских наук: 09.00.10. – М.: Военный университет, 1999.

14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электр. ресурс]: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm.

15. Федеральный портал «Российское образование» [Электр. ресурс]: www.edu.ru.

А.В. Брега

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.