Аннотация. Статья посвящена вопросам классификации видов политического лидерства. Автор раскрывает задачи и формы политического лидерства, рассмотренные современными политологами. Особое внимание уделяется на классификацию политических лидеров в зависимости от содержания и происхождения «лидерского ресурса».
Ключевые слова. Лидерство, лидерский ресурс, власть стили управления в политике.
Власть в политике выступает в двух формах: как публичный ресурс и как инструмент внутреннего влияния на поведение и побуждение к определенному действию членов, активистов, сторонников и потенциальных избирателей политических организаций.
С категорией власти связан еще ряд понятий:
– полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия людей на выполнение определенных задач;
– ответственность – это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение;
– делегирование – это передача полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за решение той или иной задачи [13, с.209].
В науке выделяется классификация власти в политических организациях как инструмент влияния и побуждения в зависимости от ее происхождения (появления, источника). В соответствие с этим критерием выделяется семь форм власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; экспертная власть; эталонная власть; законная власть; власть убеждения; власть соучастия [8].
1) Власть, основанная на принуждении. Ее часто называют влиянием через страх. Страх может порождаться реальными или мнимыми опасениями относительно защищенности человека, его уверенности в завтрашнем дне, благосостояния, карьерного роста, социального статуса и др. В любом случае результатом властного воздействия, основанного на принуждении, являются вынужденные действия, часто неприятные исполнителю.
2) Власть, основанная на вознаграждении. Это форма влияния на подчиненных через положительное подкрепление с целью добиться от них желаемого поведения. Это форма социального контракта, когда одно лицо оказывает услуги, другие его оплачивают. При этом, вознаграждение может быть не реальным, а лишь продекламированным, например, предвыборные обещания политиков. В этом случае, в начале срабатывает эффект ожидания, который в случае неудовлетворения приводит к разочарованию.
3) Экспертная власть или влияние через «разумную веру». Власть в этом случае базируется на том, что руководитель, по мнению подчиненных, обладает особым знанием решаемой проблемы, то есть подчиненный говорит себе: «Он знает это лучше меня, поэтому для нас обоих будет выгодным то, что он станет лидером». Веря в компетенцию руководителя, подчиненные полагаются на него. Руководители обычно добиваются этого типа власти, благодаря своим видимым достижениям. Чем больше эти достижения и чем более они явны, тем больше власти добивается руководитель. При этом в случае ошибки или их серии авторитет или влияние руководителя теряется, разумная вера прекращает свое действие.
4) Эталонная власть или власть примера. Влияние в данном случае основано на том, что характеристики или свойства лидера привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как руководитель. Частная форма эталонной власти – харизма, т.е. власть нелогичная, а построенная на силе личных качеств или способностей лидера. Некоторые характеристики харизматических лидеров:
– обмен энергией – создается впечатление, что эти личности источают энергию и заряжают ею окружающих людей;
– внушительность и привлекательность – харизматический лидер не обязательно красив, но обаятелен, обладает хорошей осанкой, прекрасно держится;
– независимость характера – в своем стремлении к благополучию и уважению, по мнению окружающих, харизматики полагаются только на себя;
– восприятие восхищения своей личностью – харизматики чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, нисколько не впадают в надменность или стеснение;
– достойная и уверенная манера держаться.
5) Законная власть или влияние через традиции. В этом случае исполнитель верит, что лидер имеет право отдавать приказания, а его долг – подчиняться им. Все руководители пользуются законной властью, так как им делегированы полномочия управлять другими людьми. Исполнитель выполняет приказания руководителя, т.к. традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребителей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной. Для этой формы характерно большое преимущество – обезличенность, то есть исполнитель реагирует не на человека, а на должность. При этом эффективная обратная связь в отношениях между лидером и исполнителем устанавливается с большим трудом.
6) Власть убеждения. В этом случае появление власти основано на эффективной передаче точки зрения лидера исполнителю. Здесь исполнитель полностью понимает то, что он делает и почему. В связи с этим, исполнитель чувствует уважение к себе и может работать с большой отдачей.
7) Власть соучастия или влияние через вовлечение. В этом случае власть осуществляется за счет привлечения исполнителя к принятию решения, он становится его соучастником, беря при этом на себя ответственность за его исполнение, что является стимулом его работы. Основная проблема – длительность цикла принятия решений и коллективная ответственность, приводящая к коллективной безответственности (нельзя ответить на вопрос – «кто виноват?»).
В современной политике представлены все обозначенные формы власти и их сочетания.
Власть как объект политической деятельности подвергается определенным операциям, среди них:
– завоевание – деятельность по получению или захвату власти;
– обладание – то есть наличие власти у определенного лица;
– удержание – деятельность по сохранению власти у данного лица;
– использование – деятельность по применению власти в интересах данного лица или группы, делегировавшей данному лицу соответствующие полномочия;
– трансформация – то есть преобразование власти как ресурса в другие формы ресурсов (финансовые, информационные и др.)
Политический лидер – носитель политической власти.
Лидер как индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества. Как менеджер лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную власть для эффективно решения организационных задач, а как лидер он использует силу личностного влияния на подчиненных и соратников. Таким образом, лидер имеет больше возможностей эффективно управлять людьми, чем простой руководитель (рис.) [11, с.215-216].
Рис. Модель политического лидера
Политический лидер – это политик, обладающий особыми качествами, позволяющими ему являться не только руководителем политической организации, но и выступать носителем ее ценностей в политическом пространстве и играть роль кристаллизатора активистов, сторонников и избирателей политической организации.
С явлением лидерства связано понятие стиля управления.
Стиль управления в политической деятельности – это особенность реализации управленческой деятельности руководителями и лидерами в политической организации по отношению к персоналу, сторонникам и активистам данной организации. Выделяется три основных стиля управления: авторитарный, демократический и попустительский (таблица 1).