Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ



[*****]

Аннотация. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и информационно-аналитические системы (ИАС) сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых для города сфер деятельности. Важная роль отводится внедрению ИКТ в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК) как одной из ключевых сфер городского хозяйства. Информационно-аналитическая система ЖКК должна являться инструментом для решения задач повышения энергоэффективности, автоматизации учета расхода ресурсов, применения новых технологий, привлечения инвестиций.

Эффект от внедрения ИАС ЖКК определяется повышением качества труда работников ЖКК, повышением качества принимаемых решений, повышением качества обслуживания потребителей, сокращением ресурсопотребления.

Ключевые слова. Информационно-коммуникационные технологии, информационно-аналитические системы, жилищно-коммунальный комплекс.

Отечественный и международный опыт свидетельствует, что одним из факторов интенсификации и важным направлением инновационного развития России в современных условиях является освоение и повседневное использование органами власти всех уровней, бизнесом и населением современных автоматизированных информационных систем и технологий, иначе говоря, формирование в стране информационного общества. Применение быстродействующих электронных средств сбора и накопления огромных массивов правовой, экономической и социальной информации, ее хранения, практически мгновенной передачи на огромные расстояния и предоставления пользователю, использование программ ее автоматизированного анализа и нахождения оптимального варианта позволяют:

· многократно сократить время государственных служащих на рутинный труд;

· обеспечить принятие решений в режиме текущего времени, то есть в ситуации, для которой они разработаны;

· повысить качество принимаемых решений, их обоснованность.

Как было отмечено в городской целевой программе «Электронная Москва (2009-2011 гг.)», использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и информационно-аналитических систем (ИАС) в сфере государственного управления и в социальной сфере – это не просто автоматизация некоторых функций и деловых процессов в органах власти и учреждениях здравоохранения, образования, культуры. Речь идет о существенной перестройке работы (организационных процессов) на основе применения ИКТ, приводящей к новому качеству оказания государственных услуг, включая услуги, предоставляемые в социальной сфере [2].

Важнейшей и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), который, в свою очередь, включает ряд подотраслей и хозяйств:

· жилищное хозяйство, т.е. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций;

· инженерное обеспечение (ресурсообеспечение) города: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;

· общегородское коммунальное хозяйство, объединяющее системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства [4].

Сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является одной из самых сложных отраслей для информатизации. Это связано не столько с трудностями создания технологических решений в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) или с описанием процессов, сколько с «зареформированностью» отрасли, противоречивостью нормативной базы, уходом государства из большинства отношений на рынке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Государство ушло, не сформировав адекватной замены, а товарищества собственников жилья (ТСЖ) далеко не везде в состоянии справиться с возложенными на них обязанностями. Внедряемые ИКТ-решения не могут полноценно работать в условиях отсутствия правовых оснований для тех или иных отношений между ТСЖ, управляющими компаниями, органами местного самоуправления, поставщиками услуг и другими участниками рынка, прежде всего в части обязательств по раскрытию и предоставлению информации.

Также следует отметить, что существующие информационные системы управления ЖКХ создавались и развивались без должного научно-технического обоснования, по принципу «лоскутной» автоматизации, т.е. автоматизации отдельных рабочих мест и функциональных процессов, без необходимого общесистемного подхода к управлению информационными потоками между участниками. Кроме того, в сфере ЖКХ существует ряд важных и не до конца решенных задач, а именно [3]:

1) получение объективной и независимой от субъектов городского хозяйства информации для принятия эффективных управленческих решений, направленных на сокращение времени устранения чрезвычайных ситуаций, а также на их раннее предупреждение;

2) контроль за использованием бюджетных средств;

3) сокращение расходов на деятельность городского хозяйства за счет оптимизации путей следования специальной техники к местам проведения работ;

4) автоматизация процессов контроля и управления городским хозяйством за счет создания единой системы диспетчеризации, включающей в себя визуальный контроль (с помощью технических средств) за уборочной и аварийной техникой и телеметрический контроль инженерных систем обеспечения объектов городского хозяйства всеми видами ресурсов;

5) повышение качества и оперативности реагирования на обращения жителей;

6) повышение уровня информированности жителей по теме ЖКХ.

Сегодня в России по-прежнему остаются актуальными задачи интеграции локальных систем в единую автоматизированную систему управления, а также вопросы построения единой среды передачи данных и контроль принятия управленческих решений, принятых по результатам получения информации от существующих информационных систем.

На сегодняшний день лидером среди российских регионов как по готовности к информационному обществу, так и по использованию информационно-коммуникационных технологий для развития региона является г. Москва. Московские власти уделяют большое внимание процессам информатизации органов управления городом, развитию информационных технологий во всех сферах городского хозяйства и жизни москвичей.

Создание информационно-аналитической системы ЖКХ в Москве сопряжено с решением актуальной инфраструктурной задачи – построением единого информационного пространства, которое подразумевает возможность анализировать информацию в едином центре независимо от источников ее образования и предоставлять органам государственного управления города адекватную информацию о состоянии жилищно-коммунального хозяйства и его влиянии на экономическое развитие административных округов и города в целом. Формирование единого информационного пространства в сфере ЖКХ является неотъемлемой частью общей задачи региональной информатизации и создания электронного правительства, позволяющего оказывать электронные услуги гражданам и бизнесу.

За последние годы в части решения задач информатизации и автоматизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и административного управления территорией города Москвы создан ряд функционирующих и развивающихся автоматизированных систем. Эти системы направлены на повышение качества обеспечения безопасности населения, уровня эффективности реагирования на аварийные ситуации в области ЖКХ, а также контроль и учет потребления энергоресурсов в целях повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг в городе в целом.

В рамках реформирования комплекса жилищно-коммунального хозяйства проведены работы по установке в жилищном фонде общедомовых приборов учета горячего водоснабжения (ГВС), холодного водоснабжения (ХВС) и других устройств. Успешно функционирует система расчета и учета коммунальных платежей (АСУ ЕИРЦ).

Кроме того, в городе создана и действует уже длительное время система объединенных диспетчерских служб (ОДС), предназначенная для мониторинга состояния инженерного оборудования зданий и сооружений, в том числе лифтового оборудования и критических параметров энергоресурсов.

«Одно окно» – одна из ключевых московских систем, которая способствует тому, чтобы государственные услуги оказывались быстрее, с меньшим количеством сложностей для граждан.

Для полноценной работы данной системы необходимо наличие полного и достоверного информационного ресурса. Должны быть выстроены взаимосвязи между базами данных разных ведомств. Но информационные ресурсы разных органов исполнительной власти Москвы создавались в разные отрезки времени и изначально не проектировались для автоматического взаимодействия друг с другом. Поэтому необходимо планомерно увеличивать количество услуг, оказываемых в режиме «одного окна», и совершенствовать межведомственное взаимодействие.

Создание, модернизация и эксплуатация информационных систем органов государственной власти города Москвы финансируются из бюджета города Москвы с привлечением средств заинтересованных организаций.

В стоимость создания, модернизации и эксплуатации информационных систем включаются расходы:

– по организации и проведению экспертиз и конкурсов, предусмотренных для определения исполнителей по программам и планам работ по информатизации;

– по лицензированию отдельных видов деятельности и обязательной сертификации отдельных видов информационных систем (услуг) для государственных организаций;

– по возмещению затрат, связанных с обеспечением бесплатного доступа к информационным ресурсам, в случаях, предусмотренных Законом [1].

Привлечение внебюджетных средств (инвестиций) негосударственных организаций, в том числе иностранных, для финансирования работ по информатизации города Москвы осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Условия привлечения внебюджетных инвестиций по конкретным проектам устанавливаются в договорах с инвесторами. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, инвесторам, участвующим в финансировании работ по информатизации Москвы, могут предоставляться налоговые и иные льготы.

Информатизация Москвы вошла в фазу зрелости, поэтому структура затрат делится на три части: эксплуатация систем, развитие существующих систем и автоматизация новых отраслей.

Многие системы информатизации находятся в промышленной эксплуатации уже в течение многих лет, однако, каждый год их число увеличивается за счет ввода новых крупных решений. Поэтому бюджет на эксплуатацию с каждым годом растет быстрее, чем бюджет на развитие.

В настоящее время в Префектурах административных округов и Управах районов города Москвы эксплуатируются более 50 информационных систем и 300 баз данных, причем эти системы и ресурсы очень неравномерно распределены по административным округам. В разработке информационных систем и баз данных принимали участие более 30 предприятий и организаций. Базы данных содержат в основном информацию по организационно-распорядительной и исполнительской деятельности территориальных органов власти, что явно недостаточно для предоставления полноценных государственных услуг в электронной форме.

Например, Префектурой Юго-Восточного административного округа Москвы проводится активная работа по обеспечению реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности окружных и районных органов исполнительной власти. Использование современных информационных технологий способствует повышению эффективности этой работы и улучшению качества отношений с жителями и организациями. Появление мобильных технологий создает для органов власти беспрецедентную возможность предоставления всем гражданам и государственным служащим доступа к информации в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства [5].

В рамках ГЦП «Электронная Москва» подчеркнута необходимость создания иерархической структуры автоматизированных систем как районного, так и городского уровней, предоставляющих полноценное информационное обеспечение процесса управления комплексом жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и мониторинга территории города, а также создание специализированного информационного портала ЖКХ [2].

Сегодня стало совершенно очевидно, что в дальнейшем без взаимного обмена данными узконаправленные системы будут либо все более дублировать информационные ресурсы и функции друг друга, либо станут функционально неполными и не смогут в полной мере отразить картину, происходящую в жилищном фонде, даже в границах их назначения. Дальнейшее создание и развитие узконаправленных систем в секторе ЖКХ будет только усугублять проблему взаимосвязи и избыточности. Задачи интеграции систем в единую автоматизированную систему управления, построение единой среды передачи данных, контроль принятия управленческих решений, принятых по результатам получения информации от существующих информационных систем, остаются нерешенными. Открытым остается и вопрос о создании специализированных структур – операторов данной интегрированной системы [3].

Поэтому в настоящий момент необходимо формировать и использовать современные принципы построения всей комплексной системы управления жилищно-коммунальным комплексом города, которые рассчитаны не только на текущий момент, но и на длительную перспективу. Для повышения эффективности управления необходимо создать информационную базу по всему спектру жилищно-коммунальной сферы и закольцевать в единую информационно-технологическую цепочку все службы ЖКХ сначала на районном уровне с дальнейшей возможностью объединения в системе округа, далее города.

Информационно-аналитическая система ЖКК должна являться инструментом для решения следующих задач:

– повышение энергоэффективности;

– автоматизация учета расхода ресурсов;

– применение новых технологий;

– привлечение инвестиций, в том числе международных финансовых институтов, федеральных источников, частных инвестиций (например, для установки ПУ, в бюджетную сферу).

Эффект от внедрения таких систем, соответственно, определяется:

1) повышением качества труда работников ЖКК за счет автоматизации основных информационных процессов (поиск, обработка документов, их хранение, передача и т.д.);

2) приближением принимаемых персоналом решений к оптимальным в результате лучшего информационного обеспечения (представление данных в требуемом объеме, в удобном для восприятия виде и в нужное время);

3) снижением затрат на автоматизацию органов управления округа за счет использования типовых решений;

4) повышением качества обслуживания потребителей ЖКУ, сокращением времени на их получение, оформление оплату;

5) возможностью спрогнозировать и вовремя устранить проблемные зоны;

6) сокращением энерго- и ресурсопотребления за счет внедрения современных информационных технологий учета потребления ресурсов и инновационных технологий в ЖКХ.

В основе проекта ИАС ЖКК г. Москвы должны лежать четыре уровня иерархии информационной инфраструктуры, которые подлежат согласованию:

1) предприятия ЖКХ / население;

2) районы;

3) административные округа;

4) город.

Важным условием успешной реализации данного проекта является создание единого информационного пространства, обеспечивающего доступ к достоверной информации об объектах ЖКХ, финансовом состоянии предприятий отрасли, оказываемых населению ЖКУ, претензиях к их качеству, учете поставщиков и потребителей услуг, требованиях к качеству, тарифах и фактической стоимости поставляемых ЖКУ, полномочиях и регламентах деятельности контролирующих инстанций любого уровня. Поэтому уровни «предприятия ЖКХ», «районы», «административные округа» являются определяющими, так как именно на них сосредоточена исходная информация для последующих уровней.

Следующим шагом после объединения автоматизированных информационных систем в единую систему является создание информационно-аналитической системы ЖКХ. Отличием данных систем является то, что автоматизированные информационные системы позволяют автоматизировать процесс передачи информации, сократить документооборот, снизить затраты времени на обработку информации и др. Информационно-аналитические системы позволяют проанализировать полученную информацию, выстроить прогнозные оценки и обосновать управленческие решения.

Верхним, городским уровнем структуры должна стать Городская информационно-аналитическая система ЖКК, контролируемая Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, объединяющая всю информацию о жилищно-коммунальном комплексе г. Москвы.

Городская информационно-аналитическая система ЖКК включает четыре уровня сбора, хранения и обработки информации: предприятие, районный, окружной и городской уровни.

Большая роль при разработке и внедрении информационно-аналитических систем возлагается на коммерческие структуры, которые могут выступать непосредственно разработчиками и операторами информационных систем. Коммерческие структуры предоставляют ИТ-услуги по созданию и развитию ИТ-инфраструктуры, разработке и сопровождению информационных систем, а также по поставке оборудования и программного обеспечения.

Решения о создании информационных систем принимаются органами власти города Москвы и включаются в программы и планы работ. Выполнение программ и планов работ по информатизации, создание соответствующих информационных систем осуществляются в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Отраслевым заказчиком проекта информационно-аналитической системы управления жилищно-коммунальным комплексом будет являться Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы.

Создание ИАС ЖКК в первую очередь направлено на решение многих ключевых проблем в области энергоэффективности. Реализация проекта позволит государственным органам власти контролировать процесс прохождения реформ в городе и его административных округах; привлечь инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс; управляющим компаниям и ТСЖ планировать свою деятельность на основе оперативной и актуальной информации об объектах. Потребители услуг смогут с большим комфортом, экономя время, получать информацию о правилах начисления и оплаты ЖКУ, а также оформить право на льготу и субсидию, оперативно получать требуемую справочную документацию и информацию.

Литература

1. Закон города Москвы №52 (ред. от 28.12.2005) «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы» от 24.10.2001 // Правовая система «Консультант».

2. Постановление Правительства Москвы №367-ПП (ред. от 02.04.2013) «О городской целевой программе «Электронная Москва» от 13.05.2003 // Правовая система «Консультант».

3. Постановление Правительства Москвы №709-ПП «О Городской целевой программе «Электронная Москва (2009-2011 гг.)» от 05.08.2008 // Правовая система «Консультант».

4. Система муниципального управления: Учебник для вузов (4-е издание, переработанное и дополненное) / под ред. В.Б. Зотова. – СПб.: «Питер Пресс», 2008.

5. Официальный портал Префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы [Электр. ресурс]: http://www.uvao.ru.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.