Обилие определений - одна из проблем, связанных с коучингом. Чтобы наглядно продемонстрировать ситуацию, представим себе континуум, на двух концах которого располагаются два подхода - на одном конце директивный, а на другом - недирективный.
При директивном коучинге человеком руководит коуч, указывая, как выполнить ту или иную задачу, совершить продажу и т. д., в то время как в случае недирективного коучинга обучающийся в большей мере ответственен за определение направлений своего развития.
Коучинг/тренинг,
Директивный Недирективный
Ориентированный на задачу Менторинг Коучинг
ГЛАВА 1: ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОУЧ
ДИРЕКТИВНЫЙ КОУЧИНГ
Коучинг на «директивном» конце континуума по своему стилю очень близок к тренингу. «Коуч» (в данном случае, скорее, тренер или учитель) ведет процесс обучения, передавая знания и информацию. Он может работать индивидуально или с группой. При этом от самого учащегося мало что зависит. Не он определяет, что и как ему учить. Решив, что тот или иной человек нуждается в «коучинге» при выполнении какой-нибудь определенной задачи или приобретении навыка, руководитель зачастую для начала проводит общий обзор всей работы, а потом разделяет ее на части. Он последовательно, в логическом порядке излагает каждый этап выполнения задачи, иногда лично демонстрируя, как это делать. Затем обучающийся под наблюдением руководителя предпринимает самостоятельную попытку решить данную задачу. Руководитель обеспечивает обратную связь, поощряя обучающегося за хорошее выполнение задачи, и предлагает различные пути для достижения наилучшего конечного результата.
Такой вид вмешательства со стороны руководителя играет важную роль в бизнесе; однако называть это коучингом было бы, мягко говоря, умалением огромной ценности последнего.
СТИВ БАВИСТЕР И АМАНДА ВИККЕРС: КОУЧИНГ
НЕДИРЕКТИВНЫЙ КОУЧИНГ
Тим Голуэй хорошо известен и в мире спорта, и в мире бизнеса как превосходный коуч. В своей книге The Inner Game of Work (Внутренняя игра в работу) он описывает эпизод из своей карьеры, когда ему стало ясно, в чем заключается суть обучения и перемен и что надо сделать, чтобы эти процессы были максимально эффективными. По его словам: «Я пытался изменить манеру подачи мяча одного человека, обучавшегося теннису... В какой-то момент я перестал это делать. Я понял, что надо менять подход. Мне стало ясно, что этот парень вел какой-то внутренний диалог с самим собой, совершенно непохожий на беседу со мной». Тим пришел к выводу, что его советы становились частью внутреннего голоса ученика и вместо того, чтобы помогать, не давали проявиться его природным способностям.
Этот пример наглядно демонстрирует разницу между директивным тренингом и недирективным коучингом. Из него видно, что подсказки часто производят обратный эффект. Когда мы учимся доверять себе — вместо того, чтобы отвлекаться на всевозможные «надо» и «должен» и пытаться «превозмочь усердием» — результат естественным образом улучшается. В основе такой техники коучинга лежит предположение, что клиент обладает необходимыми внутренними ресурсами, но нуждается в помощи, чтобы выявить и уверенно использовать их. Еще одно преимущество недирективного подхода состоит в том, что поскольку клиент сам контролирует процесс своего обучения, то он, скорее всего, будет стараться довести его до конца. В этой книге упор делается именно на такое понимание коучинга.
ГЛАВА 1: ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОУЧ
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ
Существует ряд методов обучения - иногда тоже именуемых «коучингом» - которые на самом деле являются чем-то средним между директивным и недирективным коучингом.
Менторинг
Менторинг часто путают с коучингом, ибо в бизнесе они идут рука об руку. Достаточно широко распространена практика, когда вновь принятым и прошедшим курсы тренинга работникам назначают ментора, а в некоторых компаниях даже имеются официальные менторские структуры. Как правило, ментор (наставник) применяет некую смесь директивного (советуя и руководя) и недирективного (стимулируя клиента искать и находить решения задач посредством специальных вопросов) коучинга. Слово «менторинг» восходит к греческой мифологии, где говорится, что Одиссей доверил своему другу Ментору свой дом и воспитание своего сына. Он просил друга передать сыну все свои знания. Отсюда происходит обычное понимание менторинга как передачи опыта и знаний.