Подведомственность – это совокупность гр.проце-х норм, устанавливающих границы полномочий различных органов по рассмотрению и разрешению дел, а также порядок их реализации
Понятие подведомственности нужно отличать от таких понятий как подсудность и компитентность. Компетенцияэто круг правомочий суда или иного правоприменительного органа, а подсудность указывает прежде всего на пределы компетенции каждого суда по рассмотрению и разрешению гр.дела.
Виды подведомственности:
Исключительная подвед-ть
Означает что только определенный юр.орган прямо указанный в законе имеет право рассмотреть и разрешить гр.дело. Нап-р, дело о банкротстве вправе рассм-ть только Арбитр. суд
Условная подвед-ть
Основана на очередности при разрешении гр.дела. Требует соблюдения установленного законом предварительного внесудебного порядка урегулирования спора
Альтернативная подвед-ть
Предусматривает возможность разрешения дела одним из нескольких юрисдикционных органов. (напр-р, ч 3 ст 20 «О недрах» предостав-т правог недропользователю обжаловать решение об ограничении пользования недрами в админ-м либо судебном порядке по своему выбору)
Договорная подвед-ть
Предусматривает возможность разрешения спора одним из нескольких юрисдикционных органов по обоюдному согласию спорящих сторон
В соответствии с правилами подведомственности, установленными ст. 22 ГПК, суды общей юрисдикции РФ рассматривают и разрешают:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов гос власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
2) дела, разрешаемые в порядке приказного производства;
3) дела, возникающие из публичных правоотношений;
4) дела особого производства;
5) дела об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1, 2 данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
23. Разграничение подведомственности Конституционного суда и судов общей юрисдикции
Конституционный суд – судеб орган конституц-го контроля самостоятельно и независимо осуществляющий судеб власть по средствам Конституционного судопроизводства.
Состоит из 19 судей, назначаемых на долщ-ть Советом Федерац по представлению Президента РФ. Впрпве осуществлять свою деятельность при наличии в составе ¾ от общего числа судей.
Правом на обращение в Конституционный Суд наделены граждане и объединения граждан, включая юридические лица и общественные организации. Такое обращение в суд допускается в случае нарушения их конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
При обращении с индивидуальной или коллективной жалобой в Конституционный Суд указанным субъектам следует помнить о следующем:
Во- 1х, их права и свободы должны быть нарушены именно законом, а не другими актами. Под законом в данном случае следует понимать федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также конституции, уставы и законы субъектов федерации.
Во- 2х, данные законы должны затрагивать не любые, а именно конституционные права и свободы.
В- 3х, для обращения в суд необходимо, чтобы обжалуемый закон применялся или подлежал применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе.
Полномочия Конст.суда:
1. разрешает о соответствии Конституции РФ фед.законов, норм.прав-х актов Президента, Правительства, Гос Думы, Совета Федерации, а также норм.прав.актов Субъектов РФ; договоров м/д органами гос.власти и оганами гос.власти субъектов РФ. (когда они заключают м/д собой); невступившие в закон.силу международ договоры РФ.
2. разрешение спорв о компетенции м/д фед.органми гос.власти и органами гос.власти субъектов РФ. Между высшими органами гос.власти субъектов РФ
3. по жалобам на нарушение Констит-х прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность законов примененного или подлежащего применению в дело.
4. дает толкование Конституции РФ.
Статья 101 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации гласит: "Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона".