1) везти (на машине); 2) лез (в окно); 3) сбе́гал (за хлебом); 4) (несколько раз) сбега́л (с занятий); 5) вести (за руку); 6) за́пахом (черемухи); 7) (хвойный) лес; 8) (пальто с большим) запа́хом; 9) посветить (фонарем); 10) посвятить (поэму сыну).
Б-1 В каком ряду (или рядах) у всех слов количество букв и звуков одинаково?
1) дерзко, горячее, гибкость;
2) доехать, договор, высшая;
3) детская, даешь, объемистый;
4) именной, ёлка, выставка.
Б-2 В каком ряду (или рядах) у всех слов букв больше, чем звуков?
1) расшуметься, прилечь, сонный;
2) вытащить, поздно, батарея;
3) собирается, пахать, солнце;
4) ателье, баррикадный, безвкусица.
Б-3 В каком ряду (или рядах) у всех слов звуков больше, чем букв?
1) делающий, шестерка, едкий;
2) весною, понимание, маяк;
3) южная, поединок, выяснил;
4) ядовитый, вследствие, вслепую.
Б-4 Укажите, в каких позициях буква ё передает два звука:
1) в положении после гласной буквы;
2) в положении после согласной буквы;
3) в положении после ъ;
4) в положении после ь;
5) в абсолютном начале слова.
Б-5 Укажите, в каких словах нет отступлений от слогового принципа русской графики: 1) пожелание; 2) итальянец; 3) роскошь; 4) крепость; 5) щадить.
В-1 Уточните, какие позиции являются сильными для согласных фонем, образующих пары по признаку «участие голоса и шума»:
1) положение в абсолютном конце слова;
2) позиция перед гласными фонемами;
3) положение перед всеми шумными звонкими согласными фонемами;
4) позиция перед сонорными согласными фонемами;
5) положение перед согласными фонемами <в>, <в’>.
В-2 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же сильной гласной фонемы: 1) вытащили; 2) тащит; 3) подтащил; 4) вытаскивает; 5) тянут.
В-3 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же слабой гласной фонемы: 1) смягчился; 2) мягковат; 3) мягкий; 4) облегчён; 5) лёгкую.
В-4 Выделите пары слов, которые различаются согласными фонемами: 1) был – бил; 2) был – быль; 3) лук – люк; 4) мак – маг; 5) семи – семьи; 6) мак – мог.
В-5 Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «наличие – отсутствие палатализации», но сильные по признаку «участие голоса и шума»: 1) втягивать; 2) выброс; 3) злостный; 4) дверь; 5) карман.
В-6 Укажите, в каких словах есть абсолютно слабые согласные фонемы: 1) пусть; 2) живёт; 3) мелко; 4) здание; 5) стены.
ВАРИАНТ II
А-1 В каком ряду (рядах) во всех словах имеется звук [ие]?
1) зелёный, зелени, зеленоватый;
2) размягчать, смешали, яснее;
3) дождевик, земляной, ледок;
4) дотаять, игольный, пешком.
А-2 В каком ряду (рядах) во всех словах имеется звук [ъ]?
А-9 Выделите слова, в которых есть согласные звуки, непарные по признаку «наличие – отсутствие палатализации»: 1) якорь;2) несётся;3) образован; 4) чистота; 5) расщелина; 6) мирок.
А-10 В каких словах есть отступления от принципа восходящей звучности, являющегося основным при построении фонетических слогов: 1) грамматика; 2) употребление; 3) комбат; 4) богатство; 5) таинственный.
А-12 Выделите омофоны, сгруппируйте их: 1) вывози́ть (за границу лес); 2) (дверной) код; 3) суд (присяжных); 4) (сибирский) кот; 5) вы́́возить (платье в грязи); 6) суть (дела); 7) вас (искали); 8) нагой (тополь); 9) (несколько) ваз; 10) левой ногой.
Б-1 В каком ряду (или рядах) у всех слов количество букв и звуков одинаково?
1) разиня, комья, раздробленные;
2) разладиться, разжечь, едят;
3) против, жужжание, объезд;
4) забрезжить, выброшенный, журчание.
Б-2 В каком ряду (или рядах) у всех слов букв больше, чем звуков?
1) забегаться, прибавление, слезь;
2) праздно, докладчик, выйти;
3) стеречь, прелестно, резьба;
4) братство, довязать, вверх.
Б-3 В каком ряду (или рядах) у всех слов звуков больше, чем букв?
1) дерматин, ячейка, поёживался;
2) ясный, пояснение, объяснил;
3) своей, ершистый, тяжелее;
4) ярко, поющий, объявление.
Б-4 Укажите, в каких позициях буква ю передает только один звук:
1) в абсолютном начале слова;
2) в положении после согласной буквы;
3) в положении после гласной буквы;
4) в положении после ь;
5) в положении после ъ.
Б-5 Укажите, в каких словах есть отступления от слогового принципа русской графики: 1) кошелёк; 2) заправлять; 3) частенько; 4) рожь; 5) еловый.
В-1 Уточните, какие позиции являются сильными для согласных фонем, образующих пары по признаку «наличие – отсутствие палатализации»:
1) позиция перед гласными фонемами;
2) положение в абсолютном конце слова;
3) позиция перед сонорными согласными фонемами;
4) для переднеязычных согласными перед твердыми заднеязычными и губными согласными фонемами;
5) положение перед фонемами <в>;<в’>;
6) для губных перед заднеязычными.
В-2 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же слабой гласной фонемы: 1) ожесточённый; 2) расширял; 3) жарю; 4) жарко; 5) выжарки.
В-3 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же сильной гласной фонемы: 1) привёз; 2) везли; 3) возчик; 4) повозка; 5) вывезут.
В-4 Выделите пары слов, которые различаются согласными фонемами:
В-5 Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «участие голоса и шума», но сильные по признаку «наличие – отсутствие палатализации»: 1) вышит; 2) замазка; 3) пошёл; 4) выставка; 5) аврал.
В-6 Укажите, в каких словах есть абсолютно сильные согласные фонемы: 1) рад; 2) домики; 3) малюют; 4) туговато; 5) попрёки.
ВАРИАНТ III
А-1 В каком ряду (или рядах) во всех словах имеется звук [ь]?
1) темень, веселиться, поведение;
2) певец, песенный, певчая;
3) ложе, веселить, семестровый;
4) нелепее, механизация, методист.
А-2 В каком ряду (или рядах) во всех словах имеется звук [Ù]?
Б-1 В каком ряду (или рядах) у всех слов количество букв и звуков одинаково?
1) съест, пестрят, вьюжный;
2) сплошная, ванна, сердцем;
3) ложь, грустно, явление;
4) цедили, явь, легкий.
Б-2 В каком ряду (или рядах) у всех слов букв больше, чем звуков?
1) несчастье, счастливый, участь;
2) связались, изжить, чувства;
3) единство, езженый, маячить;
4) безжалостно, прячутся, слечь.
Б-3 В каком ряду (или рядах) у всех слов звуков больше, чем букв?
1) ведет, участие, несчастье;
2) крикливые, южней, январский;
3) листья, единственный, ещё;
4) пьющие, ясновидец, поёт.
Б-4 Укажите, в каких позициях буква ь не является показателем мягкости согласного, обозначенного предшествующей буквой:
1) в позиции после букв, обозначающих непарные мягкие согласные;
2) в положении после букв, передающих непарные твердые согласные;
3) в позиции после букв, обозначающих мягкие согласные, парные по признаку «наличие – отсутствие палатализации».
Б-5 Укажите, в каких словах нет отступлений от слогового принципа русской графики: 1) роковое; 2) разрежь; 3) жесты; 4) молча; 5) друг.
В-1 Уточните, какие позиции являются слабыми для согласных фонем, образующих пары по признаку «участие голоса и шума»:
1) позиция перед гласными фонемами;
2) положение перед согласными фонемами <в>, <в’>;
3) позиция в абсолютном конце слова;
4) позиция перед сонорными согласными фонемами;
5) позиция перед шумными звонкими согласными фрнемами;
6) положение перед шумными глухими согласными фонемами;
В-2 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же сильной гласной фонемы: 1) весенняя; 2) иск; 3) цена; 4) ищет; 5) подыщут.
В-3 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же слабой гласной фонемы: 1) ледок; 2) льдинки; 3) ледяной; 4) выпуск; 5) домой.
В-4 Выделите пары слов, которые различаются согласными фонемами: 1) прав – правь; 2) рану – раню; 3) плот – плоть;4) (ателье) мод – (он такой) мот;5) нос – нёс;6) рос (забиякой) – (букет) роз.
В-5 Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «наличие – отсутствие палатализации», но находящиеся в сильной позиции по признаку «участие голоса и шума»: 1) гараж; 2) широкий; 3) маршрут; 4) пожарил; 5) плющ.
В-6 Укажите, в каких словах есть абсолютно слабые согласные фонемы: 1) программа; 2) гости; 3) сделка; 4) зарплата; 5) поезд.
Даются ответы на вопросы тестов первого варианта, который студентам предлагается использовать для тренировки.
Второй и третий варианты тестов могут быть даны как контрольные задания.