1. Фонологическая система русского литературного языка.
2. Состав и система согласных фонем русского литературного языка.
3. Системные отношения согласных фонем по месту образования; по способу образования.
4. Позиционная мена и позиционные изменения согласных: по участию голоса и шума; по месту образования, по способу образования; по наличию/отсутствию палатализации.
См.: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 144-157.
Б. Найдите примеры позиционной мены и изменений согласных в пословицах:
Сперва аз да буки, а там и науки. Ничего не смыслить – век киснуть. Ученье лучше богатства. Всё скоро сказывается, да не всё скоро делается. Где сшито на живую нитку, там жди прорехи. Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учён. Старость не радость, не красные дни.
Сделайте полный фонетический анализ слова радость. Определите в этом слове характер позиций согласных фонем, парных по твёрдости/мягкости; глухости/звонкости.
Занятие №11
СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ СООТНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СОГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ.
Литература
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С.162-167, 170-182, 192-203.
2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 84, 85, 90, 91.
3. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 144-157.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Расскажите о позиционной мене и позиционных изменениях согласных. Укажите, в чём различия между позиционной меной и изменениями; на какие признаки согласных они влияют; каковы конечные результаты этих процессов. Приведите примеры позиционных изменений и мены из проанализированных дома пословиц.
2. Охарактеризуйте позиции согласных фонем в слове «радость».
3. Укажите оппозиции согласных фонем по месту образования. Объясните, почему знание этих соответствий необходимо учителю.
4. Расскажите об оппозициях согласных фонем по способу образования и о возможности использовать эти знания в школьной практике.
5. Дайте общую характеристику системы согласных фонем.
II. Задания:
1. Объясните, почему в речи студентов-иностранцев наблюдается неразличие и смешение звуков; какова должна быть методика коррекции (исправления) звуков.
2. Проанализируйте, удачно ли подобран в учебных пособиях материал, закрепляющий дифференциацию звуков.
3. Затранскрибируйте слово. Проанализируйте согласные фонемы в указанном слове (установите конститутивные признаки всех фонем; наличие пар; характер позиций у парных фонем).
Са – ша, со – шо, су – шу, сы – шы, ас – аш, ос – ош, ус – уш, ыс – ыш. Нас – наш, вас – ваш, усы – уши, сто – что, нос – нож. Саша спрашивает, ваш сын, наш стол. Меня зовут Саша. Нож на столе.
Тя – ча, тё – чё, тю – чу, ти – чи, те – че, ать – ач, оть – оч, уть – уч, ить – ич, есть – еч. Тем – чем, тесно – честно, ветер – вечер, лети – лечи, петь – печь. Мать читала газету.
3. Постучусь.
III. Домашнее задание
А. Подготовьте ответы на вопросы:
1. Состав и система гласных фонем русского литературного языка.
2. Сильные гласные фонемы и их аллофоны.
3. Слабые гласные фонемы и их аллофоны.
4. Понятие фонемного ряда.
См.: 1) Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 88-92, 103-105. 2) Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 157-160.
Б. Выясните, какие фонемы обозначаются буквами я, е, ё, ю в словах: ель, ёлка, еловый, ярковат, юмор, мелкий, мельчайший, мелочей, боек, моей, большая, семью, веселье, объездчик, съезжались, игривые, шумную.
Занятие №12
СИСТЕМА ГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ. УДАРЕНИЕ. ТИПЫ ПАРАДИГМАТИЧЕСКИХ СООТНОШЕНИЙ ГЛАСНЫХ; СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ.
Литература
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 88-92, 103-105.
2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 178-183.
3. Русская грамматика: В 2 т./ Гл. ред. Н.Ю. Шведова. М., 1980. Т. I. С. 76-79.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Проанализируйте слова домашнего задания. Расскажите о звуковом значении букв я, е, ё, ю, опираясь на примеры из домашнего задания. Выясните, какие сильные гласные фонемы встретились в тексте этого упражнения. Укажите, как понятие сильной гласной фонемы связано с ударением. Объясните, какие слабые гласные фонемы можно выделить в тексте упражнения. Укажите, в каком звуке они реализованы. Выясните, заместителем каких сильных фонем являются слабые гласные фонемы. Подумайте, почему надо выделять сильную и слабую фонемы [и] - [и], [ у] - [у]. Охарактеризуйте слабую фонему [α]. Укажите, в каких звуках она может быть реализована.
2. Составьте письменно план ответа на вопрос «Система гласных фонем русского языка». Расскажите о гласных фонемах русского языка и системных отношениях между ними.
3. Выполните фонологический анализ слова трудолюбие.
II. Задания:
1. Сделайте фонологический анализ слова.
2. Объясните различия между фонологическим и фонетическим анализом.
Вариант 1
Блестит
Вариант 2
Простой
III. Домашнее задание
А. Подготовьте ответы на вопросы:
1. Графика. Русский алфавит. Соотношения между буквами русского алфавита и фонемами русского языка.
2. Обозначение на письме согласных фонем. Обозначение мягкости согласных фонем. Обозначение фонемы <j>.
3. Обозначение на письме гласных фонем.
4. Звуковые значения букв я, е, ё, ю.
5. Слоговой принцип русской графики. Ограничения в действии слогового принципа русской графики. Отступления от слогового принципа графики.
См.: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 179-182. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 125-131.
Б.Сделайте фонетический и фонологический анализ слова прекрасное.
Занятие №13
ГРАФИКА РУССКОГО ЯЗЫКА.
Литература
1. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 125-130.
2. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 179-182.
3. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. М., 1974. С. 68-84.
4. Князевская О.А. Алфавит // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 25-26.
5. Филиппова И.С. Графика // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 102.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Сопоставьте графику и произношение слов (используя транскрипцию), выясните, соответствует ли количество букв количеству звуков в каждом из данных слов: готовить, беречь, сеять, появление, ясно, семья, съезд, рожь, польём. Аргументируйте свои выводы.
2. Определите, в каких случаях средствами алфавита обозначена мягкость согласных фонем. Укажите, какими способами передаётся мягкость согласных фонем: люди, сушь, тишь, раньше, мягкий, тянешь, новосёл, лучше, дышит. Установите, какими способами передаётся твёрдость (непалатализованность) согласных фонем. Выясните, в каких словах задания слоговой принцип русской графики, действующий при обозначении палатализованности/непалатализованности согласных фонем, не соблюдается. Почему становятся возможными эти нарушения? Каковы причины нарушения слогового принципа русской графики?
3. Объясните, как обозначена фонема <j> в словах: йотированный, звенья, съёмка, якорь, играешь. Уточните, в каких словах обозначение <j> на письме связано со слоговым принципом русской графики; когда наблюдается ограничение в действии данного принципа.
4. Охарактеризуйте алфавит русского языка. Назовите буквы, используемые для передачи фонем; дифференциальных признаков фонем. Есть ли в русском алфавите лишние буквы?
5. Уточните, следует ли считать обязательным для алфавита требование, тчобы каждая буква обозначала только одну фонему.
6. Выполните графический анализ слова прекрасное.
II. Задания:
1. Сделайте графический анализ слова.
2. Определите звуковое значение букв я, е, ё, ю в словах пословц.
Вариант 1
1. Зажёгся.
2. Доброе братство милее богатства
Семья воюет, а один горюет.
Вариант 2
1. Пожелать.
2. На всякого Егорку есть поговорка.
Старинная пословица не мимо молвится.
III. Домашнее задание
А. Подготовьте ответы на вопросы:
1. Орфография. Основной (морфологический, или морфематический, или морфофонематический) принцип русской орфографии.
2. Фонетические написания в русской орфографии.
3. Традиционные и дифференцирующие написания в русской орфографии.
4. Слитные и полуслитные написания в русской орфографии.
5. Употребление прописных и строчных букв в русской орфографии.
6. Правила переноса слов в русской орфографии.
7. Понятие орфограммы.
См.: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 182-190. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 141-149, 168-178.
Б. Сделайте фонетический и графический анализ слов достичь примирения.
Занятие №14
ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Литература
1. Иванова В.Ф. Орфография // Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 303-305.
2. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М., 1991.
3. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 141-149, 168-178.
4. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 182-190.
5. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991. С. 122-148.
6. Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. Ростов н/Д, 2005. С. 10-75.
7. Текучёв А.В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе. М., 1982. С. 11-26.
8. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. М., 1974. С. 89-101.
9. Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Сделайте фонетический и графический анализ слов достичь примирения.
2. Расскажите об орфографии как о научной дисциплине. Объясните различия между предметом графики и орфографии.
3. Дайте определение основному принципу русской орфографии; расскажите о его преимуществах и недостатках.
4. Укажите типы отступлений от основного морфологического (морфофонематического) принципа орфографии.
5. Приведите из школьного учебника примеры слов, написание которых подчиняется морфологическому принципу орфографии; является отступлением от него.
Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002. С. 290-291.
6. Выполните орфографический анализ слов достичь примирения.
II. Задания:
1. Сделайте графический и орфографический анализ слова.
2. Определите соответствие/несоответствие орфограмм морфологическому принципу; укажите тип отступлений от него.
Вариант 1
1. Разбивать (лагерь).
2. Русский язык: Учебник для 5-го класса. М., 2002. С. 20-23, 24-25, 29-30.
Вариант 2
1. Разжечь (костёр)
2. Русский язык: Учебник для 5-го класса. М., 2002. С. 20-23, 24-25, 29-30.