КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 ПО ТЕМЕ: «ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ГРАФИКА»
Вариант 1
1. Назовите основные различия между понятиями «фонема» и «звук».
1)………… 2)……….. 3) ………
2. Установите, каковы фонетические различия между словами, образующими видовую пару. Объясните, действием каких фонетических законов они обусловлены: дореза́ть (несов. вид); доре́зать (сов. вид).
3. Сделайте фонетическую транскрипцию слова. Дайте характеристику всех звуков: восход.
4. Укажите, на какие группы и подгруппы делятся согласные звуки по признаку «наличие/отсутствие палатализации».
5. Выясните, какими фонемами различаются слова. Что общего в употреблении этих фонем? Пью – бью; круто - груда; шил – жил; фрак – враг.
6. Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «участие голоса и шума», но сильные по признаку «наличие/отсутствие палатализации»: старый, лес, изморозь, с опаской, письмо, рубка.
7. Выясните, сколько слабых гласных фонем в указанных ниже словах; в каких звуках реализуются эти фонемы: холод, холодить, легка, легковат, жакет.
8. Сделайте фонетическую транскрипцию слов. Укажите количество букв и звуков: езда, счастливый, расшуметься, решишь, понимаем, позже, съест.
Вариант 2
1. Сделайте фонетическую транскрипцию слова. Дайте характеристику всех звуков: просьба.
2. Укажите основные различия между гласными и согласными звуками:
а) … б) … в) … г) … д) …
3. Установите, каковы фонетические различия между однокоренными словами. Объясните, действием каких фонетических законов они обусловлены: забе́гал (быстро по комнате); забега́л (часто к нам по дороге домой).
4. Укажите, на какие группы и подгруппы делятся согласные звуки по признаку «участие голоса и шума».
5. Выясните, какими фонемами различаются слова. Что общего в употреблении этих фонем? Уголок – уголёк, пыл – пил, плот – плоть, пуст – пусть, Анка – Анька.
6. Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «наличие/отсутствие палатализации», но сильные по признаку «участие голоса и шума»: