1. Объясните, в чём суть понятий «гласные звуки» и «согласные звуки».
2. Укажите различия между гласными и согласными звуками.
3. Охарактеризуйте гласные и согласные звуки в слове «лабораторная» (учитывая все критерии классификации).
4. Расскажите, в какие системные соотношения входят согласные звуки. Почему важно знать системные соотношения согласных звуков? Установите системные соотношения согласных в слове «лабораторная».
5. Выясните, каков лингвистический смысл «Печальной повести о ј-ике»:
«Жил-был ј-ик. Несмотря на то, что его окружала звонкая и шумная толпа гласных и согласных, он чувствовал себя очень одиноким и несчастным.
Можно ещё примириться с тем, что вполне грамотные и культурные люди пожимают плечами, когда им напоминают о его существовании: кроме них есть лингвисты, оказывающие ему, ј-ику, достаточное внимание и уважение. Но то, что собратья-фонемы никак не хотят принять его в свою семью, - это уж совсем невыносимо!
У всех фонем есть родственники, у одних больше, у других меньше. Есть такие счастливцы, как фонема <д>: мало того, что она образует пары по глухости/звонкости (<д> - <т>) и твёрдости/мягкости (<д> - <д’>), она гордится ещё тем, что входит в «цепочку» <б> - <д> - <г> и «пучок»
<д> - <з>
<н> - <л>!
Конечно, не всем так везёт. Но даже у фонемы <ж’:> (откровенно говоря, её мало кто произносит, да и встречается она всего в нескольких словах!) есть пара - <ш’:>.
А у ј-ика нет никого. Он, конечно, и мечтать не смеет о замкнутой паре, но могли бы его пустить хоть в «цепочку» <в’> - <з’> - < ј>!
Какое там! Фонемы <в’> и <з’> в один голос заявили, что его мягкость – совсем не то, что их мягкость, что они палатализованные, а он палатальный и т.д. и т.п.
У ј-ика осталась последняя надежда: если сонорные согласные примут его в свою компанию, то целых восемь фонем - <н>, <н’>,<м>, <м’>,<л>, <л’>,<р>, <р’> - окажутся ему не совсем чужими.
Но что же он услышал в ответ!
- Подумать только, что этот фрикативный йот вообразил себя сонорным! Неужели он не знает, что все мы образуемся при свободном проходе воздуха, мы - носовые, боковые и дрожащие! А он образует обыкновенную щель, как <з>, <с>, <ж>, <ш>, <х>! Ведь они преспокойно называются шумными!
- Но у меня нет глухой пары – умоляюще проговорил ј-ик <…>.
Задумавшись, ј-ик не заметил, как стало тихо. Согласные фонемы забыли о его существовании, принявшись опять за ассимиляцию, диссимиляцию, оглушение, озвончение и тому подобные будничные повседневные дела. А он, ј-ик, никогда больше не пытался найти родственную душу. Он так и остался одиноким и несчастным в богатой системе русского языка». (Йот. Н.)
Примечание: Н. Йот – шуточный псевдоним известного языковеда Н.А. Еськовой, работавшей в аспирантуре под руководством А.А. Реформатского и написавшей эту лингвистическую сказку вслед за серьёзным научным исследованием на тему «Фонема <ј> в современном русском литературном языке». См.: Семиотика, лингвистика, поэтика: К столетию со дня рождения А.А. Реформатского. – М., 2004. С. 105-108, 589-590.
6. Расскажите, что такое позиционная мена согласных звуков. Назовите типы позиционной мены согласных. Приведите примеры позиционной мены согласных из данного выше текста «Печальной повести о ј-ике».
7. Укажите, какие признаки согласных подвержены позиционным изменениям. Приведите примеры позиционных изменений согласных из того же текста.
8. Объясните, в чём различия между позиционными изменениями, позиционной меной согласных звуков и историческими чередованиями согласных. Опираясь на тот же текст, приведите примеры исторических чередований согласных.
II. Задания:
1. Затранскрибируйте текст.
2. Выпишите примеры позиционной мены согласных, группируя слова и используя индексы: 1 - по участию голоса и шума, 2 - по месту образования, 3 - по способу образования. Сопоставляя слабую позицию с сильной, докажите позиционный характер мены.
3. Найдите примеры позиционных изменений согласных. Выпишите их, проверив правильность примеров по кн.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972 (или М., 1984).
4. Объясните, можно ли все чередования звуков считать позиционными?
Вариант 1
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
(А. Пушкин)
Вариант 2
На границе владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят – одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, - здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал.
(А. Пушкин)
III. Домашнее задание
А. Проанализируйте отдельные параграфы и упражнения школьного учебника по русскому языку для 5-го класса (§ 21, 24; 9).
1. Установите особенности классификации согласных в школьном учебнике.
2. Выясните, какие из рассмотренных изменений согласных нашли отражение в школьном учебнике.
3. Определите, в каких правилах русской орфографии учитываются трудности, связанные с позиционной меной согласных по признаку глухости/звонкости. Запишите правила, проиллюстрируйте их примерами из упражнений учебника.
Б. Повторите вопросы:
1. Классификация гласных звуков русского литературного языка.
2. Позиционная мена гласных.
3. Позиционные изменения гласных.
4. Позиционная мена и исторические чередования звуков (отличия позиционной мены от исторического чередования звуков).
См.: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. 1. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 114-117, 124-128.
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 275-329 (таблицы).
2. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1991.
3. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 124-128.
4. Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002. С. 49-55, 57-60.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Затранскрибируйте слова и определите, какие из данных слов целесообразно использовать для иллюстрации позиционных изменений гласных; при объяснении позиционной мены гласных звуков: полёт, лётчик; водица, водянистый, мало, маленький; малютка, маловато, полесье, подлесок, лесище, лесоводческий, съесть, поешь, заедали, едоки; выигрывать, разыгрывание, игрок; любить, влюбчивость, безлунный, прилуниться.
2. Опираясь на примеры из текста домашнего задания, определите характер изменений и типы позиций, обусловливающих позиционные изменения гласных звуков.
3. Укажите различия между позиционной меной и позиционными изменениями гласных звуков. В чём сходство между этими явлениями? Какие признаки входят в понятие «позиция гласного»? Какие из слов (или групп слов домашнего задания) могут служить ярким доказательством позиционной мены гласных звуков?
4. Объясните, каковы различия между позиционными изменениями и историческими чередованиями гласных.
II. Задания:
1. Затранскрибируйте текст.
2. Расскажите о звуках и позициях их употребления. Приведите примеры из текста, дополните их своими (в необходимых случаях).
3. Объясните, почему учащимися делаются ошибки при написании слов, указанных ниже; как можно избежать этих ошибок.
Вариант 1.
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
О тебе мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
/А. Сурков/
1. /ие/, /ь/.
2. /чьстÙта́/, /бÙч’˙о́к/.
Вариант 2.
Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови,
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
(А. Сурков)
1. /Ù/, /ъ/.
2. /нÙго́˙й/, /в’êс’ьлъ/.
III. Домашнее задание
А. Проанализируйте отдельные параграфы школьного учебника по русскому языку для 5-го класса. (§ 2, 32, 71, 73, 75).
1. Выясните, как представлены позиционные изменения и позиционная мена гласных в школьном учебнике.
2. Установите, какое отражение нашли позиционная мена и изменения гласных в русской орфографии. Запишите правила, приведите примеры из школьных упражнений.
Б. Подготовьтесь отвечать на вопросы:
1. Фонетическое слово как единица членения речевого потока.
2. Характер русского словесного ударения и его организующая роль в звуковом оформлении слова. Роль ударения как различителя слов и их форм.
3. Слова с подвижным и неподвижным ударением. Энклитики и проклитики.
4. Понятие фонетического слога. Правила русского слогоделения. Слогораздел и типы фонетических слогов в русском литературном языке.
См. учебник: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 128-133.
В. Выполните упражнение. Затранскрибируйте текст, разделите на фонетические слоги подчёркнутые слова:
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркалостальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушлакнемымдубровам,
И сбелеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Также будет, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
(Ф. Тютчев)
Занятие №3
ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО. СЛОГОРАЗДЕЛ И ТИПЫ ФОНЕТИЧЕСКИХ СЛОГОВ
Литература
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 275-329 (таблицы).
2. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 128-133.
3. Русский язык: Учебник для 5-го класса/ Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М., 2002. С. 55-57.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Дайте определение фонетическому слову.
2. Расскажите о роли ударения в звуковом оформлении слова.
3. Укажите различия между понятиями фонетического слова и лексемы.
4. Установите по артикуляционным признакам звуков, о каком фонетическом слове идёт речь:
5. Запишите это слово в транскрипции, затем – графически, используя правила орфографии. Какие несоответствия между звуками и буквами можно отметить при анализе фонетического слова и его графического оформления? Соответствует ли фонетическое слово лексическому?
6. Используя примеры из домашнего упражнения, расскажите о правилах деления на фонетические слоги.
7. Объясните, какие типы фонетических слогов выделяются в русском языке. Установите фонетические слоги и их типы в словах из стихотворного текста: «В небе тают облака…».
8. Затранскрибируйте текст, разбейте фонетические слова на слоги, определите типы фонетических слогов в рифмующихся словах:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
(Н. Заболоцкий)
II. Задания:
1. Затранскрибируйте текст.
2. Сделайте полный фонетический анализ подчёркнутых слов (в соответствии со схемой).
Вариант 1
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
Ильётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
(Ф. Тютчев)
Вариант 2
Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной жёлтого обрыва
В степи грустят стога.
(А. Блок)
III. Домашнее задание
А. Подготовьтесь отвечать на вопросы:
1. Орфоэпия. Значение литературного произношения. Культурно-исторические и социальные основы орфоэпии.
2. Нормы произношения и фонетическая система русского литературного языка.
3. Источники отклонений от норм произношения.
4. Вариантность орфоэпических норм как результат их развития. Понятие старомосковского произношения. Стилистические разновидности русского литературного произношения.
5. Нормы современного русского литературного произношения. Типы орфоэпических правил
6. Основные правила, определяющие произношение согласных (глухих, звонких; твёрдых, мягких и др.).
7. Произношение сочетаний согласных.
Законспектируйте по теме «Орфоэпия» материал из учебника: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 133-137, 139-142. См. также: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 10-39.
Б. Выполните упражнение. Затранскрибируйте текст. Установите, какими правилами орфоэпии определяется произношение согласных в данном тексте:
Туманы тают. Сырость лёгкая,
И, ёжась, вздрагивает сад.
Росинки падают неловкие.
Заборы влажные блестят.
Ещё лежит на травах изморось,
Не шелохнётся речки гладь.
И вся природа словно выспалась
И только ленится вставать.
(К. Ваншенкин)
В. Анализ материалов школьного учебника по русскому языку для 5-го класса, связанных с позиционной меной и изменениями гласных звуков (с. 57-60).
Занятие № 4
ОРФОЭПИЯ. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ,
СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ.
Литература
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 10-39, 275-329 (таблицы).
2. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И.Аванесова М., 1983. С. 667-679.
3. Культура речи на сцене и на экране/ Отв. ред. Л.И. Скворцов, Л.Н. Кузнецова. М., 1986. С. 5-34.
4. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 133-137, 139-142.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Дайте определение орфоэпии как научной дисциплины.
3. Объясните, какие группы правил выделяются в орфоэпии при описании звучащей речи.
4. Укажите, какие правила произношения согласных звуков получили отражение в домашнем упражнении.
5. Прочитайте текст в соответствии с литературными нормами.
Прокомментируйте произношение согласных и их сочетаний в случаях, которые могут вызвать затруднения у школьников и часто приводят к орфоэпическим ошибкам:
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронёсся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пёстром пламени знамён,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землёй-планетой был усыновлён.
(А. Твардовский)
6. Укажите, какие правила орфоэпии иллюстрируются произношением слов и форм слова: голод – холод, гол – холл, гость – холст, восторг – слог, аншлаг – дуршлаг, творог – порог, визг – брызг, лязг – брызг, ногти – когти, дёгтя; мягкое, лёгкое; мягче, легче.
II. Задания:
Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" в исполнении Д. Журавлёва, В. Яхонтова.
1. Определите характер произношения: стилистически неокрашенный, нейтральный или стилистически окрашенный высокий; стилистически окрашенный разговорный. Аргументируйте свои выводы, опираясь на определение стилей произношения в кн.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 33-35.
2. Затранскрибируйте две строфы стихотворения в соответствии с нормами литературного языка.
3. Сделайте фонетический анализ подчеркнутого слова.
Вариант 1.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
(А. Пушкин)
Вариант 2.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
(А. Пушкин)
III. Домашнее задание
А. Подготовьтесь отвечать на вопросы:
1. Произношение безударных гласных.
2. Произношение звуков в грамматических формах.
Законспектируйте материал из учебника: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. § 66, 69 (с. 133-139); повторите с. 124-128 (вопросы, связанные с позиционной меной гласных).
Б. Выполните упражнение. Затранскрибируйте текст, сделайте орфоэпический анализ текста, учитывая правила произношения гласных, правила произношения согласных, правила произношения звуков в грамматических формах:
Но перед майскими ночами
Весь город погружался в сон,
И расширялся небосклон;
Огромный месяц за плечами
Таинственно румянил лик
Перед зарёй необозримой…
О, город мой неуловимый,
Зачем над бездной ты возник?…
Ты помнишь: выйдя ночью белой
Туда, где в море сфинкс глядит,
И на обтёсанный гранит
Склонясь главой отяжелелой,
Ты слышать мог: вдали, вдали,
Как будто с моря, звук тревожный…
(А. Блок)
Занятие №5
ОРФОЭПИЯ. ПРОИЗНОШЕНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ.
ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ В ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМАХ
Литература:
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 106-111.
2. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М., 2002. С. 149-280.
3. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. С. 660-667.
4. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-XX в.в. М., 1990.
5. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 124-128, 133-139.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Дайте определение орфоэпии как научной дисциплины.
4. Какие типы правил определяют произношение гласных? Проиллюстрируйте эти правила примерами из текста домашнего задания.
5. Расскажите о произношении звуков в грамматических формах слов. Как проявляется стилистическая дифференциация норм в произношении возвратных форм глагола и падежных форм имён прилагательных? Приведите примеры из текста домашнего задания.
II. Задания:
1. Выясните, какие орфоэпические правила необходимо учитывать, анализируя рифмы стиха. Определите, какие нормы орфоэпии следует иметь в виду при произношении подчёркнутых слов.
2. Затранскрибируйте слова, обращая особое внимание на правила произношения сочетаний гласных (для справок см. кн.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972. С. 76-78 или другое издание этой книги: М., 1984. С. 106-110).
Вариант 1.
1. Читатель!
Друг из самых лучших,
Из всех попутчиков попутчик,
Из всех своих особо свой,
Всё кряду слушать мастер дивный,
Неприхотливый, безунывный,
(Не то, что слушатель иной,
Что нам встречается в натуре:
То у него сонливый вид,
То он свистит, глаза прищуря,
То сам прорваться норовит).
(А. Твардовский)
2. Соотносительная, неизменные, необыкновенное, по отделению, по уговору, необоснованная.
Вариант 2.
1. Весна, я с улицы, где тополь удивлён,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельём
Увыписавшегося из больницы.
Где вечер пуст, как прерванный рассказ,
Оставленный звездой без продолженья
К недоуменью тысяч шумных глаз,
Бездонных и лишённых выраженья.
(Б. Пастернак)
2. На операциях, неизбежные, неодинаковая, несообразные, поубирали, необозримые.
III. Домашнее задание
А. Подготовьте ответы на вопросы:
1. Произношение слов иноязычного происхождения.
2. Согласные перед гласным на месте «е» в словах иноязычного происхождения.
3. Безударные гласные на месте «е» и «э» в словах иноязычного происхождения (по кн.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972. С. 166-176 или другое издание этой книги: М., 1984. С. 209-223). Сделайте краткий конспект.
4. Проанализируйте произношение слов: см. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998. С. 278-279.(интендант – интернировать); 342 – 343 (компенсировать - компьютер).
Б. Характеристика «Орфоэпического словаря русского языка»/ Под ред. Р.И. Аванесова, М., 1983: задачи, объём словаря, аспекты определения норм произношения слов; структура словаря: порядок подачи слов в словаре, система произносительных помет (см. с. 4-12). Выясните, на какие вопросы обращается внимание в приложении. Составьте письменно аннотацию на словарь.
Занятие №6
ОРФОЭПИЯ. ПРОИЗНОШЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ.
ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ОРФОЭПИЧЕСКИХ ПРАВИЛ.
Литература:
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1984. С. 209-223.
2. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.
3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004.
4. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. С. 4-12.
5. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-XX в.в. М., 1990. С. 51-53, 146-149.
6. Современный русский язык. Анализ языковых единиц.: Учеб. пособие для студентов филол. ф-тов пед. ун-тов и ин-тов. В 3 ч. Ч.I./ Под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995. С. 36-40.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Расскажите о произношении слов иноязычного происхождения. Почему надо отдельно рассматривать произношение слов иноязычного происхождения? Какие тенденции действуют при произношении согласных в словах иноязычного происхождения (см. произношение мягких-твёрдых согласных перед гласными на месте «е»)? Каковы орфоэпические результаты ассимиляции иноязычных слов в русском языке, наблюдаемые при произношении твёрдых-мягких согласных? Каковы тенденции в произношении гласных в словах иноязычного происхождения (см. произношение гласных на месте «е», «о» в безударных слогах)? Каковы возможные орфоэпические изменения в произношении безударных гласных при освоении русским языком слов иноязычного происхождения?
2. Проанализируйте произношение иноязычных слов, предложенных в домашнем задании. Сгруппируйте эти слова, принимая во внимание особенности их произношения.
3. Дайте характеристику «Орфоэпическому словарю русского языка»/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983., сопоставьте с другими словарями и справочниками, определяющими нормы произношения.
II. Задания:
1. Подготовьте орфоэпический комментарий к стихотворным текстам. Сделайте пословный анализ текста, обращая внимание на вопросы: а) произношение безударных гласных; произношение согласных и сочетаний согласных; сочетаний гласных звуков; грамматических форм; б) допустимые варианты произношения и их стилистическая окраска; в) необходимость предупреждения диалектных ошибок в произношении учащихся.
2. Прочитайте текст в строгом соответствии с правилами орфоэпии.