2. Характер русского ударения (в связи с понятиями свободное/несвободное, подвижное/неподвижное, главное/второстепенное ударение).
3. Интонация (определение понятия; аспекты изучения интонации).
4. Типы интонационных конструкций в русском языке.
См.: Современный русский литературный язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 93-99; Русская грамматика: В 2 т. М., 1980. Т. I. С. 90-95, 96-99. Современный русский язык. Анализ языковых единиц.: Учеб. пособие для студентов филол. ф-тов пед. ун-тов и ин-тов: В 3 ч. Ч.I./ Под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995. С. 22-29.
Занятие №7
УДАРЕНИЕ. ИНТОНАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ ИНТОНАЦИИ. ТИПЫ ИНТОНАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Литература
1. Русская грамматика: В 2 т./ Гл. ред. Н.Ю. Шведова. М., 1980. Т. I. С. 97-103.
2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. М., 1977. С. 194-217.
3. Кодзасов С.В. Интонация// Русский язык. Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 157-158.
4. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударение, интонация. Учеб. пособие. М., 1975. С. 74-187.
5. Павлова М.М., Чумакова Г.Н. Учимся говорить по-русски: Лингафонное пособие. М., 1975. Урок 2.
6. Торсуева И.Г. Интонация// Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. С. 197-198.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Определите функции словесного ударения. Выясните, какие особенности русского ударения обусловливают эти функции: о́рган – орга́н, а́тлас – атла́с, па́рить – пари́ть, пи́ща – пища́, бе́лок – бело́к, наре́зать – нареза́ть, пла́чу – плачу́, ме́ли – мели́, зна́ком – знако́м (см.: Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1983. С. 679-680).
2. Дайте определение терминам «интонация» и «интонационная конструкция». Укажите, какие компоненты включаются в описание интонационных конструкций (ИК).
II. Задания:
1. Сравните односинтагменные и двусинтагменные варианты интонационного оформления предложения. Установите, какие оттенки смысла обнаруживаются при сопоставлении интонационных вариантов предложения. См.: Павлова М.М., Чумакова Г.Н. Учимся говорить по-русски: Лингафонное пособие. М., 1975. Урок 2 (упр. 10, с. 61).
1 3 1
Моя дочь учится в институте. Моя дочь/ учится в институте.
1 3
Летом мы поедем на Дальний Восток. Летом/ мы поедем на Дальний
Восток.
2. Определите, какова цель упражнения. Объясните, почему необходимо сопоставление конструкций ИК- 1 и ИК-3. См. в том же лингафонном пособии упр. 2 (с. 61).
3 3 1
Его брат инженер? Его брат/ – инженер.
3 3 1
Сегодня мы идём на концерт? Сегодня/ мы идём на концерт.
3. Измените смысл высказывания, перемещая интонационный центр с первого слова до последнего. Какую ИК целесообразно использовать при оформлении нейтрального вопроса? Ответьте на вопрос: «Это ваша тетрадь?» Установите, сколько ответов может быть дано.
4. Прослушайте диалоги (см.: Русский язык за рубежом. 1977. №4). Объясните правила употребления ИК. Систематизируйте свои наблюдения:
- Что ты делаешь сегодня вечером?
- Иду на плаванье.
- А завтра?
- А завтра у меня концерт.
- Вы смотрели пьесу Островского «Волки и овцы»?
1 2
- Да, конечно.
- А «Лес»?
1 4
- «Лес» ещё не смотрела. А вы?
2 1
Как раз завтра иду. И вас хочу пригласить. У меня есть лишний
1 3
билет. Вы пойдёте?
- С удовольствием.
III. Домашнее задание
А. Определите тип ИК:
Какой у неё голос. (повествовательное предложение – ИК…)
Какой у неё голос? (нейтральный вопрос – ИК…)
Какой у неё голос? (повторение вопроса при ответе – ИК…)
Какой у неё голос? (вопрос-припоминание – ИК…)
Какой у неё голос! (восклицательное предложение – ИК…)
Б. Подготовьтесь отвечать на вопросы:
1. Функциональный аспект изучения звуковых единиц.
2. Понятие фонемы.
См.: Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 144-147. Современный русский литературный язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1982. (более подробные библиографические сведения см. в списке литературы к занятию №8).
Занятие №8
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ. ПОНЯТИЕ ФОНЕМЫ И ЕЁ ПРИЗНАКОВ В МОСКОВСКОЙ И ПЕТЕРБУРГСКОЙ (ЛЕНИНГРАДСКОЙ) ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ.
Литература
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 7-9, 19-21.
2. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемой письменного языка// Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970. С. 149-156.
3. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. СПб., 2004. С. 7-18.
4. Виноградов В.А. Фонема// Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. С. 552-554.
5. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 42-44, 46, 56.
6. Касаткин Л.Л. Фонема // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 596-597.
7. Матусевич М.И. Современный русский язык: Фонетика. М., 1976. С. 41, а также 32-40, 42-43.
8. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. С. 220-232.
9. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979. С. 90-94.
10.Щерба Л.В. Слог и фонема// Грамматика русского языка. М., 1960. Т. I. С. 49-50.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Определите типы ИК в предложении «Какой у неё голос…». Объясните, почему целесообразно сопоставление предложений с одинаковым лексическим составом, но различающихся интонационной оформленностью.
2. Расскажите о функциональном аспекте изучения фонетических единиц. Дайте определение основным терминам, связанным с функциональным аспектом изучения фонетических единиц.
3. Укажите, каковы общие и различительные признаки понятий «звук» и «фонема».
4. Расскажите, какие типы признаков учитываются при характеристике фонемы как функциональной единицы.
5. Объясните, в соответствии с какими правилами устанавливаются постоянные признаки фонемы, как определяются дифференциальные и дополнительные признаки фонемы.
II. Задания:
Проанализируйте определения фонемы и её признаков в работах разных исследователей: представителей Московской фонологической школы (Р.И. Аванесова, В.Н. Сидорова, А.А. Реформатского, П.С. Кузнецова), учёных Петербургской (Ленинградской) фонологической школы (Л. В. Щербы, Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевич и др.).
Заполните таблицу:
Автор
Опре-
деле-
ние фоне-
мы
Критерии установле-
ния фонемы
Типология признаков фонем
Реально произно-
симые звуки и фонемы
Добавочные замечания
Сделайте вывод (и запишите в тетради), какие признаки фонемы являются общепризнанными; какие свойства фонемы вызывают дискуссии.
III. Домашнее задание
А. Подготовьте ответы на вопросы:
1. Соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации.
2. Сильные и слабые позиции согласных фонем, парных по данному признаку.
3. Фонемы, непарные по признаку наличие/отсутствие палатализации.
Основные пособия: Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 116-122. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. М., 1987. С. 150-153, 155-157.
4. Затранскрибируйте текст. Найдите в нём согласные фонемы, парные по признаку наличие/отсутствие палатализации; согласные фонемы, непарные по этому признаку. Дайте по 3 примера сильных, слабых позиций согласных фонем по данному признаку из предложенного текста. Сделайте необходимые пояснения:
После грозы.
Пронёсшейся грозою полон воздух.
Всё ожило, всё дышит, как в раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздых
Сирень вбирает свежести струю.
Всё живо переменою погоды.
Дождь заливает кровель желоба.
Но всё светлее неба переходы,
И высь за чёрной тучей голуба.
Рука художника ещё всесильней
Со всех вещей смывает грязь и пыль.
Преображённей из его красильни
Выходят жизнь, действительность и быль.
(Б. Пастернак)
Занятие №9
СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ПАЛАТАЛИЗАЦИИ. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ.
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ ПО ПРИЗНАКУ НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ПАЛАТАЛИЗАЦИИ.
Литература
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 170-182.
2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 17-24.
3. Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 150-153.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Затранскрибируйте слова. Подчеркните фонемы, непарные по признаку наличие/отсутствие палатализации. Дополните перечень непарных фонем: машина, гараж, камыши, сушь, в шалаше, ужи, ежей, слышишь, пишешь, цитаты, дикция, центральные, язык, языковой, языковедческий. Укажите, с какими трудностями мы встречаемся при транскрибировании этих слов. Чем вызваны эти трудности?
2. Расскажите о соотносительном ряде согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Назовите пары согласных и докажите их пропорциональный характер.
3. Сделайте транскрипцию слов. Выясните, какие типы сильных позиций для согласных, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации, можно выделить в примерах: бас- бязь, вал – вял, дата – дятел, зарево – зяблик, ласка – лязг, мать – мят, нас – няня, пал – пяльцы, рад – ряд, сад – сядь, резко – авоська, мой – восьмой. Дополните перечень сильных позиций.
4. Приведите примеры сильных и слабых позиций согласных, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации, из домашнего задания.
II. Задания:
1. Затранскрибируйте текст.
2. Выпишите из текста примеры оппозиций согласных фонем по признаку наличие/отсутствие палатализации, доказывающие их соотносительный и пропорциональный характер.
3. Найдите в тексте примеры сильных позиций согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Аргументируйте выводы.
4. Из того же текста выпишите примеры слабых позиций согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Докажите, что позиция по данному признаку является слабой.
Вариант 1.
Душе настало пробужденье,
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
(А. Пушкин)
Вариант 2
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил, безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
(А. Пушкин)
III. Домашнее задание
А. Подготовьте ответы на вопросы:
1. Соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку участие голоса и шума.
2. Сильные и слабые позиции согласных фонем, парных по данному признаку.
3. Согласные фонемы, непарные по признаку участие голоса и шума.
4. Абсолютно сильные и абсолютно слабые согласные фонемы.
Основные пособия: 1) Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С. 162-167, 192-203. 2) Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 1988. С. 116-122. 3) Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 150-157.
Б. Затранскрибируйте текст. Найдите в нём согласные фонемы, парные по глухости-звонкости; согласные фонемы, непарные по данному признаку.
Приведите по 3 примера позиций согласных фонем, сильных по глухости-звонкости, 3 примера согласных фонем, слабых по глухости-звонкости. Сделайте пояснения:
Само упало яблоко с небес
или в траву его подбросил бес?
А может, ангел сбил крылом с ветвей
или столкнул руладой соловей?
Ударился о землю бок,
и брызнул из него шипящий сок.
Прося меня: «Скорее подбери…» -
чуть зазвенели зёрнышки внутри.
Светясь, лежало яблоко в росе,
и не хотело быть оно, как все,
и отдыхало телом и душой,
как малая планета на большой.
(Е. Евтушенко)
Занятие №10
СИСТЕМА СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ УЧАСТИЕ ГОЛОСА И ШУМА. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ. СООТНОСИТЕЛЬНЫЙ РЯД СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ, ПАРНЫХ ПО ПРИЗНАКУ НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ ПАЛАТАЛИЗАЦИИ. ФОНЕМЫ, НЕПАРНЫЕ ПО ЭТОМУ ПРИЗНАКУ.
Литература
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956. С.162-167, 192-203.
2. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция русских звуков. М., 1977. С. 17-24.
3. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 150-157.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Расскажите о соотносительном ряде согласных фонем, парных по признаку участие голоса и шума. Назовите согласные фонемы, непарные по данному признаку.
2. Приведите из текста стихотворения Е. Евтушенко примеры согласных фонем, находящихся в сильной позиции по признаку участие голоса и шума. Объясните критерии, в соответствии с которыми сильные позиции согласных отграничиваются от слабых.
3. Укажите в этом же тексте случаи позиционной мены согласных по признаку участие голоса и шума. Определите фонологическую сущность мены согласных (влияние мены на различительную способность звуков).
4. Выясните характер позиций согласных фонем (сильная или слабая) по признаку участие голоса и шума в слове столкнул.
5. Установите характер позиций согласных фонем по признаку наличие/отсутствие палатализации в том же слове. Какие из согласных фонем этого слова можно назвать абсолютно сильными; абсолютно слабыми?
6. Определите, сколько согласных фонем в словах: тест, список (отвечая на вопрос, установите интегральные и дифференциальные признаки фонем).
II. Задания:
1. Затранскрибируйте текст.
2. Определите характер позиций согласных фонем, парных по глухости/звонкости:
а) сильная по признаку участие голоса и шума, сильная по признаку наличие/отсутствие палатализации (т.е. абсолютно сильная);
б) сильная по признаку участие голоса и шума, но слабая по признаку наличие/отсутствие палатализации (обозначьте индексом 2);
в) слабая по признаку участие голоса и шума, но сильная по признаку наличие/отсутствие палатализации (обозначьте индексом 1);
г) слабая по признаку участие голоса и шума, слабая по признаку наличие/отсутствие палатализации, т.е. абсолютно слабая (обозначьте индексом 3);
3. Выпишите слова с непарными по глухости/звонкости согласными фонемами. Подчеркните эти фонемы.