Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фонды контрольных заданий



Варианты контрольных работ

 

Вариант I

1. Предмет, задачи, методы специальной психологии и коррекционной педагогики.

2. Факторы, влияющие на возникновение аномального развития.

3. Классификация нарушений психического развития по В.В. Лебединскому.

 

Вариант II

1. Дизонтогения, аномальное развитие как основные понятия специальной психологии и коррекционной педагогики.

2. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому.

3. Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР.

 

Вариант III

1. Психологические параметры дизонтогенеза.

2. Понятие олигофрении. Классификация олигофрений.

3. Классификация задержанного психического развития по К.С. Лебединской.

 

Вариант IV

1. Что изучает олигофренопедагогика.

2.Характеристика аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.

3.Характеристика акцентуаций характера подростков и психопатии по А.Е. Личко.

 

Вариант V

1. Основные принципы коррекционного воздействия на детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста.

2. Характеристика детей с нарушениями речи.

3. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика истероидного типа. Особенности подростковых реакций.

 

Вариант VI

1. Характеристика деменции. Основные отличия от олигофрении и ЗПР.

2. Принципы обучения детей с отклонениями в развитии.

3. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика эпилептоидного типа. Особенности подростковых реакций.

 

Вариант VII

1. Система коррекционных учреждений.

2. Характеристика дефицитарного психического развития.

3. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика астено-невротического типа. Особенности подростковых реакций.

 

Вариант VIII

1.Понятие о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) ее задачах и принципах.

2.Характеристика аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.

3.Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика неустойчивого типа. Особенности подростковых реакций.

 

Вариант IX

1.Характеристика искаженного психического развития.

2.Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика конформного типа. Особенности подростковых реакций.

3.Педагогическая запущенность как проблема коррекционной педагогики.

 

Вариант X

1. Понятие о коррекционной педагогике, ее предмете, задачах, принципах

2. Основы коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР.

3. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика лабильного типа. Особенности подростковых реакций.

 

ЗАДАЧИ

 

Задача 1.Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ре­бенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес., сидеть научился к 9 мес., ходить — в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь — к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом всту­пает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запомина­ние успешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запомина­ние значительно хуже. Доступны простые обобщения: «еда», «по­суда», более сложные — невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домаш­него адреса.

Конструктивный праксис недоступен, рисунок человека на уров­не «головонога». Счет недоступен.

Установление связи и последовательности событий в серии из 2 картин — с помощью. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

1. Какой тип нарушенного психического paзвития отмечается в данном случае?

2. Возможно ли обучение в обычной школе?

3. К какому специалисту следует направить ребенка?

Задача 2. Таня В. 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что де­вочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные сло­ва появились в 1 год и 3 мес., фразовая речь — к 3 годам. На помеще­ние в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка плака­ла, но спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из садика, и до 7 лет воспитывалась дома.

Сейчас Таня знает буквы, счет в пределах 10 пересчетом, не­сколько отстает в росте и весе от сверстников. При обследовании девочка с трудом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет игрушками.

Объем и переключаемость внимания — в норме, произвольная концентрация затруднена.

Выполнение заданий на определение способности к механичес­кому запоминанию показало такие результаты: 2, 4, 4, 6; при запо­минании фраз — 9 слов с первого предъявления. Интеллект — в гра­ницах возрастной нормы, но испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий. Отмечается несформированность понятия числа, затруднение фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются при предъявлении их в игровой форме: оценкой своей успешности девочка не интересуется, на по­ощрение реагирует слабо. В тесте на креативность вопросы пред­метно-познавательные, бытовые: «Сколько стоит "Спикере"?» Эмо­ции живые, лабильные, самооценка завышена, слабо дифференци­рована.

1. Какой тип нарушения психического развития у Тани?

2. Консультация каких специалистов желательна?

 

Задача 3. Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по ини­циативе классного руководителя. Со слов учителя известно, что ре­бенок учится крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, прогуливает, на уроке отвлекается, мешает другим занимать­ся. Чacтo приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выясни­лось, что у ребенка в течение первых двух лет жизни было сотрясение мозга, он перенес тяжелую форму кори. При патопсихологическом обследовании испытуемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны. Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоми­нание затруднено: 3, 4, 3, 6; ассоциативное — несколько лучше. При обследовании интеллекта отмечается неравномерность его разви­тия: выполнение вербальных тестов на уровне нижней границы нор­мы, невербальных — успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точной координации движений. Фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможенность. Оказа­ние помощи и поощрение улучшают результаты. Самооценка низ­кая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо, отмечается умеренная школьная тревожность.

1. Какой тип нарушений психического развития отмечается?

2. В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные реакции?

 

Задача 4. Толя Л., 14 лет. Испытуемый направлен на судебно-психологическую экспертизу с целью определения соответствия возрасту. Из материалов уголовного дела известно, что испытуемый обвиняется в краже из ларька, совершенной в группе с более стар­шими подростками. В школьной характеристике указано, что Толя дублировал 1-й и 2-й класс, не успевает по нескольким предметам, часто прогуливает занятия. Физическое развитие замедлено, рост и вес ниже нормы, половое созревание не началось. При патопси­хологическом обследовании отмечается, что внимание испытуемо­го неустойчиво, отношение к заданиям избирательное.

Работоспособность неравномерная, отмечаются кратковремен­ные фазовые колебания внимания. Механическое запоминание ус­пешно: 5, 7, 8, 10. Доступно выполнение исключений, обобщений, аналогий. Невербальный интеллект соответствует норме, вербаль­ный— нижняя граница нормы. Креативность крайне низкая. При описании картин ТАТ отсутствует прогноз дальнейшего развития ситуации.

Самооценка слабо дифференцирована, самооценочные сужде­ния незрелые, зависят от мнения более старших подростков из сво­ей компании. Уровень притязаний низкий, неустойчивый. Круг интересов ограничен, познавательные интересы не развиты, преобладает игровая мотивация. Эмоции крайне лабильны. Отмечает­ся высокая внушаемость.

1. Какой тип нарушений психического развития отмечается в данном случае?

2. Соответствует ли психическое и личностное развитие испытуемого паспортному возрасту?

 

Задача 5. Оля С., 16 лет. Девочка находится на стационарном обследовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории болезни известно, что роды у матери проходили патологически: извлечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 мес., сидеть — в 9, ходить в 1 год и 9 мес. Отдельные слова — к 1,5 годам, фразовая речь к 4-м. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы. Несмотря на неоднократные предложения педагогов, мать не обращалась в психолого-медико-педагогическую консультацию, девочка продолжала учебу в обычной школе дублируя 1-й и 5-й класс. В настоящее время она закончила 9 классов, не аттестована по большинству предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски не ориентирована, выходит из дому только вместе с матерью, отличается высокой тревожностью. При патопсихологическом обследовании контакт затруднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста.

Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое запоминание затруднено: 2, 3, 5, 5; ассоциативное — ухудшает ре­зультаты. Исключение и обобщение производятся по конкретно-ситуативным признакам. Классификация также по конкретно-ситуативным признакам. Понимание пословиц, поговорок, аналогий недоступно. Критичность недостаточна. Вербальный IQ = 52 балла, невербальный IQ = 60. Оказание помощи не улучшает результаты. Самооценка занижена, недифференцирована. Усвоение школьных навыков резко недостаточно: чтение с ошибками, затруднено понимание прочитанного, решение задач на 2 действия недоступно.

1. Какой тип нарушения психического развития имеет место?

2. В чем состоит первичный и вторичный дефект?

Задача 6.Роман В. Ученик 3-го класса. Обратилась мать в связи с непонятным для нее поведением сына. На каникулах ребенок от­казывался от некоторых прогулок, экскурсий. Однажды, когда мать купила ему новую рубашку, он разорвал ее на клочья и выбросил в окно. Мальчик не разрешает матери убирать в его комнате, пере­ставлять вещи. По словам учительницы, Роман очень аккуратный, средних способностей, учится неравномерно. В классе охотно вы­полняет одно общественное поручение — поливает и выращивает растения. Иногда бывают малопонятные вспышки гнева; если де­рется с ребятами, с трудом может остановиться. Любит командо­вать более слабыми и младшими ребятами.

При психологическом исследовании отмечается затрудненная врабатываемость, инертность психических процессов. Объем и переключаемость внимания несколько недостаточны. Механическое и смысловое запоминание успешно. Уровень обобщения — возраст­ная норма. Самооценка несколько завышена. Школьная тревож­ность низкая. «Несуществующее животное» изображается в виде динозавра с большим количеством шипов и зубов. Испытуемый при­знает свою Любовь к порядку, дисциплине. Свое поведение дома объясняет тем, что мама делает все быстро, не предупреждая его заранее о прогулках, покупках и т. д. Жалуется на иногда возника­ющую злость, злопамятность.

1. С чем связаны нарушения поведения у Романа?

2. Какие можно дашь рекомендации?

Задача 7. Лена П. ученица 5-го класса. Обратился классный ру­ководитель с жалобой на резкое снижение успеваемости, постоян­но подавленное настроение и плаксивость девочки. Из беседы с ма­мой выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально. При­близительно с 7 лет стали проявляться колебания настроения и самочувствия: периоды веселья, высокой работоспособности сме­няются спадами активности, жалобами на свое здоровье, снижени­ем настроения. В последнее время эти колебания стали более выра­женными и длительными до 3 — 4 недель. При этом Лена пытается усердно учиться, сидит часами за уроками, часто плачет, жалует­ся, что стала «тупой», «неспособной». Тяжело переживает появив­шиеся «2» и «3» по некоторым предметам.

При патопсихологическом обследовании отмечается легкое сни­жение работоспособности, медленный темп сенсомоторных реак­ций. Объем и концентрация внимания не нарушены, но привлечь внимание к выполнению заданий достаточно сложно. Механичес­кое запоминание успешно. Уровень обобщения не снижен, искаже­ний мышления не отмечается. При описании картин ТАТ — проек­ция идей самообвинения. По «шкале дифференцированных эмо­ций» преобладают эмоции тоски, страха, вины. Самооценка резко занижена, но девочка считает, что окружающие относятся к ней лучше, чем она того заслуживает.

1. С чем связаны нарушения поведения у Лены?

2. Что можно порекомендовать?

 

Задача 8. Таня С. ученица 3-го класса. Обратилась за консуль­тацией мать девочки. С начала нового учебного года Таня перешла в другую школу, родители сменили квартиру. Девочка тяжело пере­живала переезд, со страхом ожидала учебного года. С середины сен­тября появились непонятные действия: девочка стала постукивать по столу во время приготовления уроков, писать только одной и той же ручкой. В последнее время появились жалобы на головную боль, боли в сердце и животе. По характеру, по мнению мамы, девочка спокойная, несколько пугливая. С детства отличается большой ак­куратностью, всегда содержит в полном порядке свои вещи, игруш­ки, учебники. Переживает, если кто-то из близких приходит домой поздно. В школе усидчивая, добросовестная, учится на «4» и «5», тяжело переживает случайные «3». С детьми общается, но близких подруг Нет.

При патопсихологическом обследовании отмечается равномерно низкий темп сенсомоторики. Работоспособность не снижена. Меха­ническое и смысловое запоминание успешно. Переключаемость и распределение внимания несколько недостаточны. Уровень обобще­ния соответствует возрастной норме, но иногда имеется 2 — 3 вари­анта решения с сомнениями в их правильности. Описания картин ТАТ отражают тревогу за состояние здоровья домашних. Отмеча­ется высокая школьная тревожность. Самооценка адекватная, диф­ференцированная, при некоторых затруднениях в восприятии мне­ния окружающих. Свое поведение девочка объясняет сильным страхом, возникающим при приготовлении уроков: «Постукиваю все­гда 3 раза по дереву, чтобы не получить двойку». Стремится изба­виться от этого состояния, хочет стать более уверенной.

1. Каковы причины такого состояния девочки!

2. Что можно порекомендовать?

 

Задача 9. Юля Б. ученица 4-го класса. Обратилась мама по ини­циативе классного руководителя в связи с нарушениями поведения. Педагога беспокоит то, что девочка стремится привлечь к себе вни­мание, рассказывает странные фантастические истории, в которых сама является главной героиней: то ее похищали инопланетяне, то нападают бандиты и шпионы и т. д. Учится девочка неравномерно, в зависимости от интереса к предмету и конкретной теме. Мама Юли также замечает склонность дочки к фантазированию, но жалуется и на то, что с первых лет жизни девочка была нетерпима к требова­ниям и запретам. Добиваясь своего, падает на пол, кричит, стучит ногами и руками. Такие реакции сохранились и в школьном возра­сте. Часто на любые требования реагирует громким плачем. Любит привлекать к себе внимание гостей, поет, танцует, рассказывает о своих успехах в школе.

При патопсихологическом обследовании отмечается быстрый темп сенсомоторики. Высокая работоспособность сочетается с яв­лениями пресыщаемости. Объем, переключение и распределение внимания — высокая норма, произвольная концентрация несколь­ко затруднена. Механическая память — в пределах нормы. «Исклю­чения» и «обобщения» производятся на основании существенных признаков, однако есть субъективно-значимые решения. Самооцен­ка завышена, но выражена неуверенность в отношении к себе со стороны учителей и одноклассников. Отмечается высокий, неустой­чивый уровень притязаний.

1. В чем причины нарушений поведения у Юли?

2. Что можно порекомендовать?

Задача 10. Ян 3. учащийся 2-го класса. Обратился отец по иници­ативе учительницы в связи с нарушениями поведения сына. Ребе­нок учится хорошо, легко справляется с программой, но внезапные вспышки гнева, драки препятствуют его пребыванию в школе. В последнее время Ян избил 2 одноклассников (один из них попал в больницу), порвал дневник, уходил несколько раз с уроков. Дома поведение тоже не лучшее: кричит, бросает на пол посуду, рвет книги и учебники. После этого огорчается, обещает исправиться. Та­кие особенности характера стали проявляться примерно с 3 лет, до этого ребенок рос и развивался нормально: ходить, говорить начал своевременно. В детском саду также постоянно были жалобы на нарушения поведения: драки, рискованные поступки (ходил по кры­ше детского сада и т. п.).

При патопсихологическом обследовании испытуемый быстро вступает в контакт, отношение к заданиям несколько избиратель­ное. Выражена пресыщаемость. Темп сенсомоторики ускорен. Объем, переключаемость внимания — высокая норма. Механичес­кое запоминание успешно, мышление логично, с опорой на суще­ственные признаки. При исследовании личности отмечается диф­ференцированная самооценка, испытуемый отмечает у себя раздра­жительность, вспыльчивость. Жалуется на то, что не может остановиться во время вспышки гнева.

1. В чем причины нарушений поведения Яна'?

2. Что можно порекомендовать?

Задача 11. Зоя Л. ученица 3-го класса. Обратилась мама с жало­бой на навязчивые движения у дочери — стремление выдергивать волосы. Учится девочка хорошо, в школе поведение примерное. Со слов мамы, родилась девочка недоношенной, в течение первого года жизни состояла на учете у невропатолога. Росла несколько медли­тельной, однако все навыки осваивала своевременно. Тяжело пере­живала поступление в детский сад, долго привыкала. С детьми об­щительная, но обидчивая, долго не может помириться после ссоры. В школу пошла вовремя, учится хорошо, стремится к лидерству, но некоторая медлительность и обидчивость не позволяют занять же­лаемое положение в классе. В последнее время появились навязчи­вые движения — выдергивание волос, которое усиливается при просмотре волнующих ее телепередач, тревогах.

При патопсихологическом обследовании отмечается снижение работоспособности, медленный темп сенсомоторики, истощаемость по гипостеническому типу. Объем внимания и переключаемость несколько недостаточны. Механическое запоминание — в границах нормы. Мышление логично, последовательно. Отмечается некото­рая инертность эмоциональных состояний. Самооценка адекватная. Отмечается внутриличностный конфликт между высоким уровнем притязаний и страхом быть не на высоте.

1. В чем причины указанного состояния Зои?

2. Какие можно дать рекомендации?

 

Задача 12.Наташа А., 13 лет. Обратилась учительница с жалобой на снижение успеваемости девочки, ее раздражительность, обмо­рок во время урока. Из беседы с мамой выяснилось, что у девочки было несколько ускоренное половое созревание — первая менст­руация в 10,5 лет. Она страдала избыточным весом — при росте 150 см вес был 60 кг. В новом учебном году в школе сменился учи­тель физкультуры, пришел «молодой и строгий». Он стал насмехать­ся над фигурой Наташи, ее низкими достижениями в физкультуре. По остальным предметам девочка занималась на «отлично», прово­дила за уроками по 3 — 4 часа в день. После замечаний учителя де­вочка решила «исправить фигуру», усиленно заняться физкульту­рой и диетой. В результате сейчас у девочки вес равен 30 кг, пре­кратилась менструация. Несмотря на это, она выполняет по 100 приседаний в течение дня, готовит уроки стоя, ограничивает себя в еде — питается в основном капустой и огурцами, пьет чай без саха­ра. На уговоры матери поесть реагирует гневом или плачем. Боль­ной себя девочка не считает, а мать не стремится показать ее врачу, «чтобы не обидеть дочку».

При патопсихологическом обследовании отмечается истощае­мость психических процессов. Объем и концентрация внимания не нарушены, переключаемость затруднена. Механическое и смысло­вое запоминание успешно. Нарушений со стороны мышления и интеллекта не отмечается. Самооценка высокая по параметрам ума, характера, общительности, низкая — по параметрам «красота» и «счастье». При выполнении методики «Прошлое — настоящее — будущее» девочка описывает себя в прошлом как «толстую, обжо­ру, уродину», в настоящем — «нормальную, слабую, плаксивую», в будущем — «стройную, красивую, спокойную». При описании кар­тин ТАТ — проекции, связанные с проблемой еды: персонажи кор­мят друг друга, обсуждают вкусные блюда. Любимым занятием де­вочки является приготовление пиши, украшение стола. При обсле­довании по ПДО отмечается выраженная акцентуация истероидного и эпилептоидного типа.

1. С чем может быть связано поведение девочки?

2. Какие мероприятия необходимы?

Задача 13. Андрей С., 15 лет. Обратилась мать подростка с жало­бой на изменения в поведении сына. Он не выходит гулять на улицу (посещает только школу), практически не общается с друзьями, от­растил длинные волосы, часами смотрит на себя в зеркало, рассмат­ривает свои старые фотографии. При патопсихологическом обсле­довании подросток несколько напряжен, тревожен, интересуется целью исследования. Постепенно устанавливается доверительный контакт. Работоспособность, внимание и память — в границах нор­мы. При исследовании мышления отмечаются отдельные случаи ориентации на слабые признаки, доступные коррекции. Других искажений мышления не имеется. При описании картин ТАТ выра­жена тревожность, проекция идей отношения: «Они смотрят на него, следят за ним, видят, что у него не в порядке...»

Самооценка резко занижена по параметру «внешность». Под­росток уверен в том, что у него «огромные, оттопыренные уши», стремится скрыть этот недостаток. Чувствует, что все его друзья, прохожие на улице обращают внимание на его уши. При обследо­вании по ПДО отмечается высокий уровень сенситивно-шизоидной акцентуации.

1. В чем причины нарушений поведения?

2. Какие мероприятия необходимо провести?

Задача 14. Лена В., 12 лет. Девочка находится в детприемнике. Доставлена с вокзала. Со слов девочки, это уже не первый побег из дома, она в течение последних двух лет регулярно «путешествует». За это время успела побывать во многих городах страны. При пато­психологическом обследовании отмечается затрудненная врабатываемость, затруднена переключаемость внимания. Механическое запоминание недостаточно: 4, 5, 4, 7. Нарушений со стороны мыш­ления не обнаружено, интеллект — в границах возрастной нормы. Запас школьных знаний несколько недостаточен, житейски девоч­ка хорошо ориентирована. При проведении методики ПДО отмеча­ется выраженная акцентуация по неустойчивому типу, стремление к эмансипации, маскулинность.

При беседе девочка описывает свою семейную ситуацию как благополучную: есть оба родителя, младшая сестра. Родители отно­сятся к Лене доброжелательно, раньше ругали за побеги, наказыва­ли, теперь только жалеют. Когда девочка посещает школу, то успе­вает там удовлетворительно. Интервалы между побегами составля­ют 2 — 2,5 мес. В этот период девочка хорошо учится, помогает по дому. Затем, с ее слов, она испытывает сильнейшую скуку, безраз­личие ко всему, желание убежать. Может некоторое время проти­востоять этому желанию, но не долго. Убегает обычно одна, без ка­ких-либо провоцирующих событий. После «путешествия» может вернуться домой сама.

1. С чем может быть связано нарушение поведения!

2. В какой помощи нуждается девочка!

 

Задача 15.Маша С., 7 лет. Девочка на осмотре будущих перво­классников перед поступлением в школу обратила на себя внима­ние «мальчишеской» одеждой, короткой стрижкой. Называет себя в мужском роде: «Я пошел, я сделал». По документам и фактичес­ки является девочкой, с точки зрения педиатра — здорова. Из бе­седы с мамой выяснилось, что девочка примерно с 3 — 4 лет назы­вает себя «он — Миша», считает себя мальчиком, играет только с машинами, танками, солдатиками. Любые попытки «перевоспита­ния» были безуспешными. В связи с такими нарушениями девоч­ка не посещала дошкольное учреждение. Педиатр считает эти про­явления «дефектом воспитания» и не рекомендовал никаких кон­сультаций. При психологическом обследовании нарушений со стороны психических процессов не обнаружено, запас знаний соответствует возрастной норме, интеллект — в границах нормы. При самооценке значимые параметры «силы», «настойчивости», «умение драться».

1. Какая возможная причина состояния девочки?

2. Консультация каких специалистов желательна?

3. Как можно решить школьные проблемы?

 

Задача 16. Вова Т., 7 лет. Обратилась учительница с жалобой на нарушения в поведении ребенка. Он встает во время урока, громко разговаривает с детьми, дерется, употребляет нецензурные выра­жения в разговоре с детьми и учителями. Из истории развития ре­бенка выяснилось, что это 4-й ребенок в семье, отец страдает алко­голизмом, мать работает проводником, часто бывает в отъезде, двое старших детей учатся в интернате. Вова родился доношенным, ран­нее развитие протекало нормально, но фразовая речь возникла к 4 годам. Детский сад ребенок не посещал, так как жил в селе у ба­бушки. К моменту поступления в школу не умел читать, считать, ни­когда не был в детском коллективе. При психологическом обследо­вании у Вовы отмечается незначительная недостаточность произ­вольной концентрации внимания. Механическое запоминание и невербальная сторона интеллекта — в границах нормы. Запас зна­ний значительно ниже возрастной нормы. Осведомленность о со­циальных нормах поведения отсутствует. При затруднениях в вы­полнении заданий ребенок выражается нецензурными словами, иногда рвет бумагу. При выполнении методики «Лесенка самооцен­ки» отмечается высокая самооценка, уверенность в положительном отношении со стороны родителей и негативном — со стороны учи­тельницы и одноклассников.

1. К какому типу трудновоспитуемости относится социально дезадаптированное поведение Вовы?

2. Какие мероприятия желательны?

 

Задача 17. Оля 3., 12 лет. Обратилась мать с просьбой повлиять на дочь, чтобы она стала спокойнее. Мать беспокоят нервозность и раздражительность дочери, возникшие в последнее время. Родите­ли в разводе, отец был очень вспыльчивым, злоупотреблял алкого­лем. Девочка родилась в срок, росла и развивалась нормально, была спокойной, ласковой, послушной. В школе успеваемость средняя. В течение последнего года девочка выросла на 8 см, у нее появились вторичные половые признаки. Примерно в это же время начались конфликты с матерью, появилась вспыльчивость, раздражитель­ность, дочь перестала слушаться, все делает «наперекор». На любые замечания матери девочка реагирует криком или слезами. В школе поведение тоже стало эмоционально неустойчивым, снизилась успе­ваемость. При психологическом обследовании у Оли отмечались ко­лебания активного внимания, работоспособности. Память и мышле­ние — в границах нормы. Самооценка адекватная, девочка отмеча­ет изменения своего характера, происшедшие д последнее время. При обследовании по ПДО у Оли выявлен лабильный тип акцентуа­ции характера. Девочка любит мать, но не может удержаться от гру­бостей, когда мама начинает обращаться с ней «как с маленькой».

1. Какой тип трудновоспитуемости отмечается у девочки?

2. Что следует порекомендовать матери?

 

Задача 18. Тоня М., 10 лет. Мама Тони обратилась к школьному психологу по рекомендации классного руководителя в связи с тем, что, как выяснилось, девочка в течение последних 2 недель не посе­щает школу. Причин этого ни матери, ни учительнице не объясня­ет. Из беседы с матерью выяснилось, что девочка росла и развива­лась нормально. В школу пошла подготовленной, всегда хорошо учи­лась и сейчас, хотя учебный год только начался, уже имеет по основным предметам «4» и «5». Отношения с учителями (девочка учится в 5 классе) установились хорошие. Обстановка в семье нор­мальная — девочка проживаете матерью, отцом и младшим братом. Тоня всегда была тихой, послушной, но слишком робкой и немного замкнутой. В течение последних 2 недель девочка уходит утром из дома, с портфелем, но не идет в школу, а возвращается домой, когда родители уходят на работу. Уроки учит. При психологическом об­следовании Тоня несколько насторожена, но затем включается в выполнение заданий, стремится к достижениям, однако самооцен­ка неустойчивая, девочка неуверена в себе. Со стороны психичес­ких процессов каких-либо отклонений не обнаружено. Интеллект — высокая норма. При выполнении проективных методик (ТАТ, тест Люшера) отмечается состояние тревоги, депрессии. В вопросах ме­тодики «Идеальный компьютер» присутствует вопрос: «Почему мы бедные?» В ходе экспериментальной беседы, когда установился хо­роший контакт, девочка с горечью рассказала психологу, что теперь их класс «уже не тот», так как с переходом в среднее звено всех де­тей «перемешали» и теперь в их классе «главные» те девочки, что раньше учились в параллельном классе. Эти одноклассницы сразу невзлюбили ее, считают «зубрилкой», смеются над ней за то, что она «по-старушечьи» одета, и дразнят «нищенкой». Поэтому Тоня не хочет идти в школу.

1. К какому типу социальной дезадаптации следует отнести отклонения в поведении Тони?

2. Какие действия следует предпринять психологу?

 

Задача 19. Андрей 3., 11 лет. Обратился классный руководитель с жалобой на плохое поведение мальчика: в ответ на замечания он начинает вести себя еще хуже, кривляется, грубит. Получив пло­хую оценку, долго спорит с учителем, доказывая, что оценка поставлена несправедливо; недавно демонстративно порвал тетрадь для контрольных работ, при этом из его сердитых выкриков было по­нятно, что он получил оценку ниже, чем ожидал. Успеваемость сред­няя, но значительно хуже, чем была в начальных классах. С одно­классниками Андрей постоянно конфликтует, часто дерется, всегда доказывая, что в ссоре он был прав, а все виноваты. При психологи­ческом обследовании у ребенка никаких нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. При исследовании личнос­ти отмечается высокий уровень притязаний в сочетании с неуве­ренностью в себе, отсутствие деловой направленности в мотивации деятельности, фиксированность на оценках со стороны окружаю­щих, неадекватно завышенная оценка своих способностей и лично­стных качеств. Свои отношения с одноклассниками Андрей счита­ет хорошими, называет себя среди самых уважаемых ребят в клас­се. Однако по результатам социометрии у него 18 отрицательных выборов при двух положительных. Свои конфликты с однокласс­никами Андрей оценивает как случайные, ничего не значащие: «Все дети то ссорятся, то мирятся». Причину снижения успеваемости мальчик видит в несправедливом отношении учителей. С большой теплотой вспоминает учительницу младших классов, у которой он был «почти отличником».

1. Какой тип трудновоспитуемости отмечается у Андрея?

2. Что может порекомендовать психолог учительнице?

 

Задача 20. Игорь Д., 14 лет. К школьному психологу обратилась классный руководитель с просьбой дать характеристику на Игоря по запросу следственных органов по делу об ограблении ларька. Учи­тельница отметила, что Игорь — мальчик из благополучной, мате­риально обеспеченной семьи; очень сообразительный, способный, хотя и учится неровно, так как очень подвижный, любит «пошалить». При психологическом обследовании у подростка никаких наруше­ний со стороны психических процессов не выявлено. Интеллект — по IQ высокая норма. При исследовании личности — акцентуация харак­тера по гипертимно-неустойчивому типу, самооценка завышена, вы­сокий индекс склонности к аддиктивному поведению, социально одобряемые ценностные ориентации не сформированы. В беседе с матерью выяснилось, что Игорь — единственный ребенок в семье. Отец на 20 лет старше матери, постоянно занят на руководящей ра­боте. Мать не работает с тех пор, как вышла замуж, по ее словам, она «всецело посвятила себя воспитанию сына». То, что сын участвовал в ограблении ларька, мать объясняет «дурным влиянием ули­цы»; она всячески оправдывает сына, растерянно повторяя: «И что же ему еще надо было? Ведь у него было все! Что только он захочет, я ему сразу доставала! Ни в чем отказа не знал!»

1. В чем причина криминального поведения Игоря?

2. Какие рекомендации следует дать родителям?

Задача 21.Марьяка К., 14 лет. Мать доставила дочь в приемный покой психиатрической больницы в связи с тем, что у девочки был «припадок»: в ответ на запрет матери выходить из дома куда-либо, кроме школы, Марьяна разбила окно, стекло в серванте, пыталась перебить посуду, кричала и плакала, вырывалась из рук родителей. Кроме того, мать беспокоит то, что дочь последнее время «рвется из дома», забросила прежние занятия (раньше она под руководством матери вышивала рушники), у нее появились новые друзья, а глав­ное — Марьяна посещает какие-то, по выражению матери, «сход­ки» с непонятным для нее названием. Марьяна объясняла ей, что она занимается там упражнениями для совершенствования духа и тела, но мать считает, что это религиозная секта и запретила дочери ходить туда. При патопсихологическом обследовании Марьяны ка­ких-либо нарушений со стороны психических процессов у Марья­ны не обнаружено. Самооценка адекватная, дифференцированная. Уровень притязаний высокий, неустойчивый. При выполнении проективных методик ярко проявляются потребности в общении, в группировании со сверстниками. Из беседы с девочкой выясни­лось, что она в течение последних 4 месяцев успешно занимается в секции у-шу. Марьяна узнала здесь много интересного, нашла новых друзей. Недавно ей доверили заниматься с новичками, ско­ро будет выступление на соревнованиях. Мать не желает слышать об ее увлечении, хотя ни разу не посещала занятий, не знакома с тренером.

1. Нуждается ли Марьяна в психиатрическом лечении?

2. Какие рекомендации можно дать матери?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.