Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников



 

Необходимые материалы: ватман, рулон обоев, цветные каран­даши, фломастеры, скотч, талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Игра «Гомеостат» (для создания рабочей атмосферы, установки на групповую работу).Участники выстраиваются в шеренгу. По сигналу ведущего можно прыгнуть, повернувшись в любую из четырех сторон. Задача – добиться того, чтобы вся группа смотрела в одну сторону.

3. Упражнение «Герб группы» (для развития навыков эффективного общения). Участникам предлагается на большом листе бумаги (обои) нарисовать общий рисунок – герб группы. Условие: в создании рисунка все дети должны принять равное участие. При обсужде­нии проговариваются и записываются на ватмане правила бескон­фликтного взаимодействия. Общий рисунок и ватман с правилами остаются в комнате для занятий группы. В случае конфликтов необходимо обсуждение правил совместного рисования.

4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из за­нятия).

Занятие 11. Закрепление представлений
о бесконфликтном общении

 

Необходимые материалы: рулон обоев, цветные карандаши, фло­мастеры, скотч, талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Игра «Рука» (для создания рабочей атмосферы, установки на груп­повую работу).Участники группы по сигналу ведущего должны «вы­бросить» одинаковое число пальцев.

3. Упражнение «Портрет группы», способствующее развитию на­выков эффективного общения.На большом листе бумаги участники рисуют автопортреты с учетом выработанных правил (этот коллективный рисунок остается в комнате для занятий группы, висит на стене).

4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из за­нятия).

Занятие 12. Подведение итогов

 

Необходимые материалы: рисунки, нарисованные на занятии 3, бумага, цветные карандаши, фломастеры, ручки, бланки «Дипло­мов достижений», талисман.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Разминка для создания рабочего настоя. По выбору участни­ков.

3. Упражнение «Чего я достиг», позволяющее ребятам осознать личные достижения.Участники рисуют рисунок «Мои достижения», затем сравнивают его с рисунком, нарисованным на занятии 3, при об­суждении рассказывают о своих достижениях. Затем участники за­полняют «Дипломы достижений», в которых расписываются ведущий и все желающие.

4. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из за­нятия). В заключительной части занятия ребята могут решить, что делать с теми групповыми произведениями, которые находятся в помещении группы.

Программа психокоррекционной работы по проблеме школьной тревожности учащихся 5-го класса
(вариант 2)

Занятие 1. Выработка правил работы в группе,
сплочение участников

 

Необходимые материалы: ватман, маркеры.

Ход занятия

1. Знакомство участников группы друг с другом и ведущим, формирование у участников конкретных целей и ожиданий от посещения тренинга. Участники группы по кругу отвечают на три вопроса:

• мое имя;

• чего я жду от участия в этой группе?

• что мне в себе нравится?

Определенные затруднения может вызвать последний вопрос; ведущий должен настаивать на том, чтобы каждый участник на­звал какое-то конкретное свое качество и произнес эти слова с гор­достью, даже, возможно, преувеличивая.

2. Обсуждение и установление правил, которые nозволяет создать атмосферу психологической безопасности. Ведущий задает вопрос: «Какие правила мы все должны соблюдать, чтобы мы могли чув­ствовать себя здесь свободно и безопасно?» Участники группы об­суждают предлагаемые правила. Ведущий, в свою очередь, предла­гает следующие правила:

• не перебивать друг друга;

• не осуждать и не оценивать себя и других участников занятий;

• говорить только о себе, от своего имени;

• соблюдать конфиденциальность (то, что происходит в гpуппе, не выносится за ее пределы);

• не пропускать занятия и не опаздывать на них.

правила фиксируются ведущим на доске или на листе ватмана, затем участники отвечают по кругу на три вопроса:

• какое правило для меня самое важное?

• какое правило мне будет легче всего соблюдать?

• какое правило мне будет труднее всего соблюдать?

Для начала обсуждения можно попросить участников предста­вить, с какими людьми им легко и приятно общаться, а с какими – нет.

3. Игра «Встаньте в круг» (цель – сплочение группы). Участники свободно передвигаются по комнате с закрытыми глазами. Затем, по сигналу ведущего, они должны встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая. Обычно результата удается добиться только после того, как упражнение выполняется несколько раз.

4. Игра «Счет до десяти» (цель – сплочение группы). Все участ­ники встают в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу ведущего участники закрывают глаза. Задача группы ­сосчитать до 10. Если несколько голосов произносят одну цифру, счет начинается сначала.

Игра может вызывать у участников довольно сильные чувства, в том числе и агрессивные. В конце выполнения упражнения мож­но предложить ребятам громко крикнуть, «выбрасывая» накопив­шийся гнев.

5. Игра «Путаница» (цель – сплочение группы, снижение психо­логической дистанции между участниками).Выбирается водящий, он выходит за дверь. Остальные участники встают в круг, держась за руки, и «запутываются», меняя свое местоположение, повора­чиваясь под разными углами. Задача водящего – распутать всех так, чтобы ребята вновь образовали круг. Если выполнение зада­ния слишком затягивается, можно разрешить водящему расцепить какую-то одну пару рук и переставить этих участников на нужное место.

6. Релаксация (цель – обучение навыкам расслабления; снятие те­лесных зажимов).Используется метод последовательного напряже­ния и расслабления различных групп мышц. После выполнения упражнения участники рассказывают о своем опыте, отмечая, чт хорошо получилось, а чт было трудно расслабить.

Нередко на первых занятиях релаксационные упражнения мо­гут вызывать недоумение у участников группы, иногда ребята на­чинают смеяться. Помочь настроиться на работу может негромкая медитативная музыка.

7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, понравилось на занятии?»

 

 

Занятие 2. Осознание проблем,
связанных со школьной тревожностью

 

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цели – актуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы).Веду­щий по кругу просит ответить на вопрос «Что нового, что хороше­го произошло у вас за последние дни? Что красивого, смешного вы видели?».

Иногда кто-то из участников говорит, что у него ничего хоро­шего не было. В этом случае важно напомнить, что радости в жиз­ни бывают не только большие и огромные: приятные эмоции мо­жет доставить любая мелочь, просто важно помнить об этом и об­ращать на такие мелочи внимание.

2. Повторение правил работы в группе (помимо очевидной цели повторения правил, упражнение преследует цель поддержания атмо­сферы психологической безопасности).Повторение правил, сформу­лированных на предыдущем занятии, можно провести в форме сочи­нения «вредных советов». Например: «Если кто-то из членов груп­пы рассказал на занятии что-то интересненькое, не забудь сообщить об этом всей школе, напиши об этом на всех стенах и расклей объяв­ления на всех заборах». Работу удобнее проводить в малых груп­пах. Также можно предложить участникам подготовить в малых группах и разыграть небольшие сценки, изображающие работу тре­нинговой группы, в которой не соблюдаются никакие правила. После демонстрации сценки обсуждается, какие именно правила нарушались.

3. Упражнение «Прогулка по сказочному лесу» (для снятия мышеч­ных зажимов, активизации участников, развития творческого вооб­ражения).Ведущий предлагает детям представить, что они находят­ся в сказочном лесу и превращаются в различных животных (зай­цa, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа и т. д.). После окончания упражнения участники обмениваются впечатлениями о пережитом. Во время выполнения упражнения особенно важно под­держивать атмосферу психологической безопасности и безоценоч­ности.

4. Обсуждение понятия «тревожность» (цель – осознание ребя­тами личностного смысла понятия «тревожность»).Участникам задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?» Все ассоциации записываются на доске. В ходе дальнейшего обсужде­ния необходимо подвести участников к представлению о том, что тревожность – это личностная черта, проявляющаяся в легкости формирования беспокойства и страхов.

5. Круг «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?», позволяющий осознать собственный опыт, получить эмо­циональную поддержку от окружающих («не у меня одного проблемы»).Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в назва­ние упражнения. Ведущий старается, чтобы дети описыва­ли конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

6. Медитация для обучения навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния. Участникам группы предлагается рассла­биться и понаблюдать за своим дыханием. Участники представля­ют вдыхаемый и выдыхаемый воздух, им предлагается увидеть, что вдыхают они чистый, прозрачный воздух, а выдыхают – мутный, коричневый. Это происходит оттого, что все накопившиеся за день неприятности, проблемы, негативные чувства выходят из тела вме­сте с выдыхаемым воздухом. Постепенно выдыхаемый воздух ста­новится все чище и чище. Участники наблюдают за этим процес­сом и затем рассказывают о своем опыте.

7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, что понравилось на занятии?»

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.