Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опросник школьной тревожности Филлипса



 

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стан­дартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обсле­дований.

Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и харак­тер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и сред­него школьного возраста.

Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3–7-х классах средней школы.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух.

Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне не­желательно.

Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сде­лать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся.

1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состо­яние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса – эмоциональное состоя­ние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные кон­такты (прежде всего – со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблaro­приятный психологический фон, не позволяющий ребенку удов­летворять свои потребности в успехе, достижении высокого резуль­тата и т. д.

4. Страх самовыражения – негативное эмоциональное пережи­вание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публич­ной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориен­тация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – осо­бенности психофизиологической организации, снижающие при­способляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реаги­рования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Проективные рисунки как средство диагностики

Школьной тревожности

 

Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности очень разнообразны. Среди них такие как: «Школа зверей»;
«Я в школе»; «Моя учительница»; «Я на контрольной»; «После родительского собрания»; «Мои одноклассники». Два первых рисунка предназначены для диагностики общей школьной тревожности. Остальные позволяют определить особенности отношения к потенциально стрессогенным объектам и ситуациям.

Цель методики. Проективные рисунки позволяют выявить школьную тревожность учащихся, либо общую, либо связанную с той или иной ситуацией. Так, рисунок «Моя учительница» позволяет определить уровень школьной тревожности в отношениях с учителем. «Я на контрольной» – рисунок, в котором проявляются тревоги, связанные с оценочной ситуацией. Рисунок «После родительского собрания» иллюстрирует взаимосвязь школьной тревожности ребенка и внутрисемейной ситуации. В рисунке «Мои одноклассники» проецируется система отношений ребенка с классом.

Возрастные ограничения. Рисуночные методики применимы для испытуемых любого возраста.

Процедура диагностики. По завершении рисования необходим пострисуночный опрос, который позволяет уточнить сюжет рисунка и отношение учащегося к его отдельным элементам. Важное условие – отсутствие учителя в момент рисования и пострисуночного опроса.

Признаки, которые указывают на проявление школьной тревожности, следующие: штриховка, слишком слабый или сильный нажим, стирания, нарушение целостности изображения и т.д.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.