Как ни странно, школьная тревожность начинает формироваться в дошкольном возрасте. Она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Такое положение дел приводит к тому, что к моменту поступления в школу ребенок уже подготовлен к тревожному реагированию на различные аспекты школьной жизни.
Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего за счет оценочных ситуаций, усугубленных фактором публичности (ответ у доски, контрольная работа и т. д.).
Учитывая, что этот возраст знаменуется одним из самых ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет»), неудивительно, что шести-семилетний ребенок становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным: это происходит на фоне процесса адаптации к новой роли – школьника.
Поскольку тревога – неотъемлемый элемент адаптационного процесса, больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни. При этом, как показано в исследовании Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной (2001), школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей: его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчить близких людей. Как правило, после завершения адаптационного периода уровень тревожности у большинства детей, для которых этот период был успешен, нормализуется.
Ко второму классу ребенок полностью ориентируется в системе учебной деятельности и школьных требований, что дает основания назвать социально-педагогическую ситуацию его развития стабильной. В целом ко второму-третьему классу тревожность бывает ниже, чем в первый год школьного обучения. В то же время личностное развитие приводит к тому, что спектр потенциальных причин школьной тревожности расширяется. К их числу, по данным исследовательского коллектива под руководством В. Дубровиной, можно отнести:
• боязнь физического насилия (старшеклассники могут отобрать деньги, жвачку);
• неблагоприятное общение со сверстниками («дразнят», «смеются»).
В целом, в младшем школьном возрасте повышенная школьная тревожность однозначно рассматривается как показатель школьной дезадаптации, поскольку, как указывалось выше, не имеет под собой личностных предпосылок.
Следующим нестабильным периодом в школьной жизни ребенка обычно становится момент перехода в среднюю школу, который сопровождается изменением системы школьных требований, требует адаптационных усилий и, соответственно, ведет к повышению уровня школьной тревожности. В дальнейшем социально-педагогическая ситуация становится привычной вплоть до периода выпускных экзаменов.
Начиная с подросткового возраста, тревожность по отношению к школьной жизни может быть уже сложившейся личностной особенностью, связанной, например, с формированием тех или иных акцентуаций характера.
По всей вероятности, резкое повышение уровня школьной тревожности в этом возрасте связано с началом пубертатного кризиса, который традиционно характеризуется развитием самосознания, и именно в этот период тревожность становится устойчивым личностным образованием, что объясняется особенностями формирования Я-концепции. Тот факт, что тревожность в подростковом возрасте существенно повышается, является общепризнанным.
Таким образом, каждый школьный возраст характеризуется различными «предпосылками» формирования школьной тревожности.
1.4. Проявление школьной тревожности в поведении учащихся
Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними.
Среди признаков школьной тревожности, универсальных для любого возраста, прежде всего стоит отметить ухудшение соматического здоровья учащегося, что вполне объяснимо с точки зрения теории психосоматики. Тревожные дети часто болеют и вынуждены по этой причине оставаться дома. Иногда возникают «беспричинные» головные боли или боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются непосредственно перед контрольными и экзаменами и характерны для учащихся любого возраста.
Нежелание ходить в школу чаще всего возникает в контексте недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Если учащиеся начальной школы, как правило, не идут дальше рассуждений на эту тему, то с переходом в среднюю школу могут появиться эпизодические прогулы, которые к 6–8-му классу зачастую перерастают в систематические. Подросток каждое утро «уходит в школу» (завтракает, собирает портфель), возвращается домой в положенное время, и родители в течение долгого времени не догадываются о том, что вместо уроков их ребенок проводит время с друзьями или просто гуляет по улице в одиночестве. Начиная со средней школы, довольно типичными становятся также прогулы контрольных и самостоятельных работ, «нелюбимых» предметов, уроков, которые ведут «плохие» учителя.
Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Ребенок, добиваясь совершенства, может многократно переписывать классные и домашние работы, тратить на выполнение домашнего задания много часов в день, отказываясь ради этого от прогулок и встреч с друзьями. Такой своеобразный перфекционизм иногда может быть связан со стремлением «быть лучше всех», «не быть хуже, чем...», что косвенно указывает на конфликтность самооценки ребенка.
С конфликтностью самооценки связан и следующий поведенческий признак школьной тревожности – отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может просто перестать пытаться его выполнить. Ученики начальной школы, как правило, импульсивно бросают ручку с соответствующим эмоциональным комментарием. Ближе к подростковому возрасту к такой форме поведения может прибавиться другая: ребенок просто не выполняет задание «втихую», не ставя никого в известность об этом. Такая форма проявления школьной тревожности особенно часто наблюдается в классах, которым гласно или негласно присвоен статус самых слабых в параллели.
Раздражительность и агрессивные проявления ребенка зачастую рассматриваются как самостоятельные «мишени» психологической помощи, в то время как во многих случаях они являются только симптомом, свидетельствующим о том, что такой ученик подвержен школьной тревожности. Раздраженные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни. Тревожные дети могут маскировать эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками.
Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках,– тожепризнак школьной тревожности. как и агрессивность, рассеянность может рассматриваться как самостоятельный симптом, указывающий на неопределенный дефект внимания. Однако известно, что неумение вычленить главную задачу, сосредоточиться на ней, стремление охватить своим вниманием все элементы деятельности характерно для тревожных людей. Во многих случаях частые отвлечения во время урока, только «физическое» присутствие на уроке характерны для детей, которые таким образом стараются избежать вызывающих беспокойство фрагментов школьной среды. В итоге такие дети либо постоянно вытесняют тревожащие элементы из поля сознания, либо пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги, благодаря чему подобное состояние для них наиболее комфортно. Помочь таким детям стать более внимательными – значит помочь им справиться с тревожностью.
Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля над фuзиологическuми функциями в стрессогенных ситуациях. В первую очередь, это различные вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой. В ответственные моменты могут возникать тошнота, легкое головокружение.
Являясь субъективно неприятным эмоциональным состоянием, тревога зачастую включает механизмы психологической защиты. По законам компенсации она может выражаться в негативизме и демонстративных реакциях. Если учесть, что период подросткового возраста традиционно понимается как время бурных реакций эмансипации, подобные поступки зачастую адресованы учителям, которые, однако, не являются их единственным объектом. Косвенными участниками событий становятся сверстники-одноклассники.
Еще одной типичной формой поведения, маскирующей тревожность, является «уход» в аддиктивное поведение. Если преодолеть беспокойство, связанное со школьной жизнью, не удается, ребенок может выбрать путь наименьшего сопротивления и найти другую сферу самореализации, например, увлечение компьютерными играми, музыкой, общением с друзьями, сопровождающимся сигаретой и бутылочкой пива, и т. д.
Подводя итог описанию феномена школьной тревожности, необходимо отметить следующее.
• Школьная тревожность – это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющейся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами образовательной среды), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и т. д.) предпосылки.
• Тревога – неотъемлемая часть учебного процесса и поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние. Дезорганизующее влияние на учебную деятельность оказывают только частые и/или интенсивные тревожные состояния, которые свидетельствуют о нарушении процесса школьной адаптации.
• Школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах, хотя некоторые из них можно считать возрастно-универсальными.
• Школьная тревожность – очевидный признак затруднений в процессе школьной адаптации. Уже с подросткового возраста школьника она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как его психического свойства.
• Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет.
Исходя из такого понимания феномена школьной тревожности, мы предлагаем возможные пути ее диагностики, а также помощи школьникам, столкнувшимся с этой проблемой.