в художественной литературе (на материале масонской символики и терминологии)
Латентные проблемы коммуникации между поколениями носителей национального языка (и культуры) в отечественном языкознании исследуются в рамках явления внутриязыковой лакунарности. При этом лакуны указывают и на языковые, и на культуральные особенности специфических реалий, процессов, состояний, которые нередко как бы закодированы с точки зрения узуального опыта современников - пользователей языка/культуры. Все, что для нас малоизвестно, странно, непонятно, экзотично, вызывает недоумение, является признаком лакунарного в пространстве собственной культуры, вербальным способом существования которой всегда были и остаются национальный язык и художественные тексты.
В течение последних лет разработкой общетеоретических/лексикографических проблем и понятийно-терминологического аппарата лакунарности во внутриязыковом аспекте интенсивно занимаются благовещенские лингвисты (см., например, [Быкова 1998, 2001, 2003]). Учитывая значительный удельный вес культурного компонента в семантике слова, мы считаем весьма плодотворной практическую реализацию идеи лексикографической репрезентации потенциальной сферы языка/культуры с целью элиминирования лакун разных типов (языковых/культурологических).
В этом смысле отсутствие полного и адекватного описания масонской символики и терминологии, а также комплексной фиксации их функционирования в языке русской художественной литературы минувших столетий делает актуальной проблему элиминирования многочисленных глубоких лакун лингвокультурологического пласта. В общем плане данная проблема поставлена в [Шунейко 1996, 325-330]. Лежащий в основе идентификации материала принцип сформулирован в [Шунейко 1999, 116-130]. Перспективная функциональность словаря, принципы его составления, структура словарной статьи, слова Адонаи, Адонирам, Акация описаны в [Шунейко 2002, 377-382]. Далее воспроизводятся рабочие варианты словарных статей.
А. Инициальное обозначение имени ложи, наименование которой начинается с этой буквы, используемое на знаках этой ложи [звезда – П, 28]. {В данном контексте ложи “Александра к тройственному спасению”, основанной 30 августа 1817 г. в Москве.} Буква А использовалась и на знаках других лож. Например, знак ложи “Александра к благотворительности коронованного пеликана” представлял собой серебряный крест, окруженный золотым солнечным сиянием, в центре которого коронованный пеликан, кормящий своих птенцов, был помещен в прописной букве А. В использовании этой буквы можно увидеть также отсылку к изображению раскрытого циркуля (см.), который она напоминает своим графическим обликом.
А… Е… Звуки (слова), при помощи которых масоны узнают друг друга во время приветствия (вероятно, инициальные обозначения, соответственно, Адонирама и Иеговы). Звуки сопровождают прикосновение [рукопожатие – П, 6; слово – Па, 36].
АББАДОНА/Аваддон. В иудаистической мифологии особое духовное существо, близкое к ангелу смерти. <…> по воле провидения, получил вместе с греховной природой человека – страсть Аббадоны – гордость! (П, 28) Выражение такого рода, что ему дана, по воле провидения, страсть Аббадоны!.. Ах, черт возьми, этакий плюгавец – со страстью Аббадоны! (П, 41).
АБИБАЛА. Имя Юбелюма (см.), которое тот взял себе перед смертью.
АГАПА (обед, столовая ложа, трапеза). В первые времена христианства ритуальный ужин (вечеря любви), совмещенный с евхаристией; у масонов название братской трапезы, которая так же подчиняется определенному ритуалу. (См.: столовая ложа) – Агапа! <…> // - Да, по обычаю древних христиан, вечеря любви! (П, 369) @ - А ты на агапу не останешься? // - А ну её! (О, 20)
АГЕНТ. Компонент внутренней (нематериальной) природы человека [Архей – П, 24].
АГНЕЦ. 1. Одно из наименований (и способов изображения) Христа. [Иоанн Креститель – П,10] 2.Обозначение искупительной жертвы. – А это агнец delet peccata – известный агнец, приявший на себя грехи мира и феноминирующий у всех почти народов в их религиях при заклании и сожжении – очищение зараженного грехами и злобою людского воздуха (П, 158).
АД. В трактовке масонов и оккультистов – нижний подплан астрального плана, где обитают лярвы и демоны. Проникновение в высшие области астрального плана предполагает переход через этот сегмент и торжество над его обитателями, основанное на собственной нравственной чистоте и подкрепленное верой. В сложных ритуалах посвящения в высшие степени (например, рыцаря Розы и Креста) символизируется специальной астральной комнатой.
АДАМ. 1. Согласно Библии первый человек; в некоторых масонских легендах Адам считается первым масоном. – Я никогда не посмею сказать, что я знаю истину <…> Никто один не может достигнуть до истины; только камень за камнем, с участием всех, миллионами поколений, от праотца Адама и до нашего времени, воздвигается тот храм, который должен быть достойным жилищем великого бога <…> (Т, 73) Мы веками, от праотца Адама и до наших дней, работаем для этого познания <Бога> и на бесконечность далеки от достижения нашей цели <…> (Т, 75) [зло – П, 210; таинство – Т, 82] 2. Определенная форма существования Адама в 1-ом значении. В одном из вариантов представления о двух Адамах существует подразделение на Адама земного, каковым он стал после грехопадения, и Адама небесного, каковым он был до грехопадения, или Адама Кадмона. В ином варианте этого представления падение Адама, первоначально включавшего в себя мужское и женское начала и не имевшего тела в земном понимании этого слова, было тройственным: по духу (по воображению), душе (когда уснул) и телу (когда прельстился змием). После третьего грехопадения он принял образ смертного существа. – Почему же до девяти месяцев нельзя было вскрыть завещания? <…> // - Это наше масонское правило! <…> Мы убеждены, что человек не умирает полною смертью, восприняв которую, он только погружается в землю, как бы в лоно матери, и в продолжение девяти месяцев, подобно младенцу, из ветхого Адама преобразуется в нового, или, лучше сказать, первобытного, безгреховного Адама; из плоти он переходит в дух, и до девяти месяцев связь всякого умершего с землею не прекращается; он, может быть, даже чувствует все, что здесь происходит; но вдруг кто-нибудь будет недоволен завещанной им волей… Согласитесь, что это будет тревожить умершего, нарушится спокойствие праха (Па, 157).
АДАМ КАДМОН. То же, что Адам небесный. Первосотворенный человек, обладающий только духовными свойствами и еще не соединенный с материей, который получил от бога высшую мудрость, то есть свет в1-м значении. После грехопадения (соединения с материей) он утратил этот свет, но сохранил в душе его отблески (свет в 4-м значении); эти элементы божественной премудрости (абсолютного знания) передавались и хранились избранными и постепенно дошли до масонов.
АДАМОВА ГОЛОВА (череп). Изображение черепа со скрещенными под ним берцовыми костями, запечатленное на многих предметах масонского ритуала, долженствующее постоянно напоминать о неизбежности физической смерти, обозначающее отношение к ней и печаль об утраченной истине; устойчиво используется масонами в качестве эмблемы смерти и фиксации одной из масонских добродетелей – любви к смерти; может восприниматься как общее обозначение масонства. Масонская традиция зафиксировала, например, такое изъяснение символического значения адамовой головы: «дабы образ смерти нас не устрашал, предлагается сие печальное знамение, но чтобы мы должность свою к Ордену не полагали выше, нежели жизнь свою, которую обязаны мы жертвовать для Ордена и для благополучия и безопасности братьев». <…> старые руки, на пальце одной из которых был большой чугунный перстень с изображением адамовой головы <…> (Т, 71) <…> взглянув еще раз на руку нового знакомца, ближе рассмотрел перстень. Он увидел на нем адамову голову, знак масонства (Т, 73) [перстень – П, 6].
АДЕЛЬСТАН. Отец короля Эдвина, которому некоторые источники приписывают основание масонства в Англии [каменщик – Па, 65].
АДОГМАТИЗМ. Отрицание ряда общепринятых догматов. @ Некоторым препятствием к профанации тайн Братства вольных каменщиков является спорное положение о несуществовании конечной истины, лежащее в основе масонского адогматизма. Так, например, герой повести Егор Егорович, не может, конечно, не относиться с глубоким уважением к достижениям науки, но имеет и свои мнения (О, 212).
АКТЫ (устав). Как правило, рукописные сборники (тетради), в которых фиксируется установленный порядок работы и ритуал той или иной масонской ложи; акты регламентируют различные стороны ритуальной и духовной жизни масонов. Содержания актов различаются в зависимости от того, в рамках какой масонской системы они были созданы и для какой степени предназначались. <…> сидел у себя наверху перед столом в накуренной низкой комнате, в затасканном халате и переписывал подлинные шотландские акты <…> (Т, 225) <…> хлопочут о настоящем шотландском ковре и об акте, смысла которого не знает и тот, кто писал его, и которого никому не нужно (Т, 302) [надгробная ложа – Т, 175; путешествие – Па, 140; статут – Па, 19; шотландский – Та, 329].
АЛЕКСАНДР. Сокращенное наименование ложи «Александра к благотворительности коронованного пеликана», открытой 11 октября 1805 г. Работала по шведской системе на немецком и русском языках, а затем по новоанглийской системе. Первоначально состояла под управлением директориальной ложи «Владимира к порядку», а в 1815 г. перешла в союз «Великой Астреи». В 1809 г. разделилась на три ложи: «Елизаветы к добродетели», «Петра к истине» и «Александра к благотворительности коронованного пеликана». В 1810 г. ложу в основном составляли немцы из купцов и ремесленников. Имя Александра I входило в названия еще ряда лож [Владимир, Директория – Па, 19].
АЛЕКСАНДР БЛАГОСЛОВЕННЫЙ. Российский император Александр I. В начале своего царствования благоволил существованию и распространению в России масонства. Оценка этого факта масонами отразилась, например, в использовании его имени в наименованиях ряда лож («Александра к благотворительности коронованного пеликана», «Александра к пчеле», «Александра к тройственному спасению»), а также в посвященных ему масонами одах, песнопениях, кантатах и акростихах, где славословились его добродетели и просвещенная мудрость, способствовавшие возрождению масонства. Существует рассказ, согласно которому в 1803 году, после разговора с И. Б. Бебером, убедившим императора в том, что масонство преследует высокие цели, Александр I изъявил желание быть принятым в масоны, сказав при этом собеседнику: «то, что вы говорите мне о масонстве, обязывает меня не только оказать ему покровительство, но и просить принять меня в число франкмасонов», - а впоследствии был посвящен. В речах, произносившихся масонами времен Александра I в торжественных случаях, говорилось о «Златом веке масонства под покровительством Александра I, монарха – благодетеля вольных каменщиков». Запретил работу масонских лож в России. @ Скажите, брат Тэтэкин, как случилось, что Братство <в России> исчезло? – «Оно было закрыто великой Екатериной и благословенным Александром» (О, 115) [Екатерина – О, 114].
АЛТАРЬ (жертвенник). Возвышение в масонской ложе, которое служит для ритуальных целей, главным образом, для размещения на нем предметов, используемых во время того или иного обряда (Библии, меча, наугольника); у алтаря локализуются определенные ритуальные действия. В английской системе во время обряда посвящения в ученики ищущий преклоняет перед алтарем колени (левое обнаженное колено ставит на подушку), кладет правую руку на лежащую на алтаре открытую Библию и произносит клятву. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма. (Т, 86) [Евангелие – Т, 86; кинжал – О, 22; посвящения обряд – П, 234].
АЛХИМИК (Великий Алхимик, Парацельс). @ Обомшелый Алхимик нагнулся и подбросил топлива в пламя печи. Ни единый мускул не дрогнул на его морщинистом лице, когда с треском лопнула колба (О, 214).
АЛХИМИК. Человек, который занимается алхимией. Его знания, поставившие его во главе братства розенкрейцеров, не были подобны жалкой фантасмагории тех некрепких умов и почти всегда невежественных искателей философского камня, алхимиков, каббалистов, магнетизеров, которых столько расплодилось в то время в Европе (С, 238).
АЛХИМИЧЕСКИЙ. Имеющий отношение к алхимии. В свободные часы Калиостро предавался своим каббалистическим, астрологическим и алхимическим занятиям, и существуют многие свидетельства, что он делал удивительные предсказания и открывал самые сокровенные тайны (С, 277).
АЛХИМИЯ. Область знания, представители которой занимались поисками философского камня. Основоположником считается Гермес Трисмегист. Возникнув в Египте около 1-го века нашей эры, была перенесена в Европу арабами, где обрела многих последователей. Символика алхимии является одной из баз масонской символики. Определенные масонские системы и степени (например, розенкрейцеры, теоретическая степень) предполагают проведение различных алхимических работ. Связь между алхимией и масонством проявляется и в том, что существуют алхимические интерпретации символического значения степеней (См.: степень мастера, товарища, ученика). В рамках масонской традиции существует точка зрения, что алхимия (алхимики) – одно из звеньев многовековой истории масонства [оккультисты - С].
АМРУ. В одном из вариантов легенды об Адонираме имя одного из трех учеников, убивших Адонирама. <…> как был встречен у восточных ворот Амру, которому он тоже не открыл слова мастера и был им за то заколот насмерть циркулем (П, 231) [ученик – П, 231].
АНГЕЛ. 1. Духовное существо, сотворенное Богом, возвещающее людям его волю и исполняющее на земле его веления. Кроме этих основных функций, Библия приписывает ангелам и другие: защищать праведных, расстраивать козни демонов, возносить молитвы людей к Богу, отводить душу в загробную жизнь, отделять добрых от злых на Страшном Суде. @ Мы поняли, что каждый // Есть пленный ангел в дьявольской личине, // В огне застенков выплавили радость... (В) [Христос – П, 193]. 2. Изображение этого существа <…> кровать под штофным пологом, собранным вверху в большое золотое кольцо, и кольцо это держал не амур, не гений какой-нибудь, а летящий ангел с смертоносным мечом в руке, как бы затем, чтобы почиющему на этом ложе каждоминутно напоминать о смерти (П, 10).
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ. Согласно Библии ангел, приставленный к конкретному человеку для помощи ему в добрых делах. @ <…> вежды Егора Егоровича смыкаются, и ангел-хранитель, похлопав крыльями и обнажив меч, становится в головах постели вольного каменщика (О, 127).
АНГЕЛЬСТВО. Основное качество, присущее ангелам и характеризующее особенность их природы. – Нам, людям, не дано ангельства, и наши чувственные побуждения приравнивают нас к животным; но мы не должны сим побуждениям совершенно подчиняться, ибо иначе можем унизиться до зверства – чувства совершенно противоположного гуманности, каковую нам следует развивать в себе, отдавая нашей чувственности не более того, сколько нужно для нашего благоденствия (Па, 31).
АНГЛИЙСКАЯ СИСТЕМА. Иные наименования - голубое масонство, иоанновская система, символическое масонство, слабое послушание. Название произошло от имени страны, где возникла система. Основоположники: Джеймс Андерсон (автор «Книги масонских конституций Андерсона», изданной в 1723 г. в Лондоне), Теофиль Дезагюлье и Георг Пайп. Система работала в трех степенях (ученик, товарищ, мастер); её отличительными цветами были золото и лазурь. Степени английского масонства легли в основание иных систем, где они являются первоначальными. Под тайной масонства в этой системе первоначально разумели тайну символов, тайну нравственных положений, сменившие тайны строительного искусства, тайны ремесленного цеха. Управление в ложах установилось выборное, дела решались большинством голосов. Главные символы: гроб, дикий камень, запон, кубический камень, лестница, линейка, лопаточка, луна, масштаб 24-х дюймовый, молоток, наугольник, отвес, перчатки, пламенеющая звезда, пол мозаичный, светильник, слезы, солнце, столбы, треугольник, улей с пчелами, циркуль, чертежная доска, шляпа, шнур золотой, связанный кафинским узлом, шпага. В России в 1772 г. была учреждена Великая Провинциальная ложа в зависимости от Англии с такой же организационной структурой и характером работ; Великим Провинциальным мастером был утвержден И. П. Елагин. Следует иметь в виду, что поскольку английская система – база иных систем, существующих в разных странах и входит в эти системы в качестве компонента, то в литературе возможны словосочетания типа «иоанновские ложи, работающие по французской системе в России»; в подобных словосочетаниях нет противоречия, они обозначают ложи, работающие в России по английской системе, но под протекторатом Франции, или, в зависимости от контекста, ложи, работающие по французской системе, но только в первых трех степенях.
АНГЛИЯ. Страна, в которой (согласно ряду источников) зародилось масонство. Родина широко распространенной древнеанглийской системы или английского (иоанновского) масонства, правильно организованные ложи которого работали уже в 1731 году [каменщик – Па, 65].
АНДРЕЕВСКИЕ. Иное наименование – шотландские. Название трех степеней, непосредственно следующих за иоанновскими, произошло оттого, что, согласно преданию, эти степени были найдены в Шотландии, а её патроном является Андрей Первозванный, соответственно, он и назван покровителем степеней. В системах с большим количеством степеней они являются переходными от иоанновских к рыцарским, тамплиерским и розенкрейцерским. В этих степенях начинаются умозрительные работы, относящиеся к области герметической философии и теософии, в должность вводилась пропаганда и распространение учения. Андреевскими называют также все высшие степени шотландской системы. Символы высших андреевских степеней: ключ, корона, крест с изображением Андрея Первозванного, крест с перекладиной, меч, орел, пеликан, роза, секира боевая, фонарь.
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ. Святой апостол, один из учеников Иоанна Крестителя, один из ближайших учеников Христа. Патрон-покровитель шотландского масонства и высоких (после третьей) степеней. Его память празднуется 30 ноября (старого стиля); этот день считается одним из трех основных Орденских праздников.
АНДРЭЭ ИОГАНН ВАЛЕНТИН / Андреэ / Андреа. Немецкий теолог, проповедник и поэт (1586 - 1654), автор дидактических стихотворений, в которых проповедует живое и деятельное христианство. Согласно одной из точек зрения, основоположник братства розенкрейцеров и автор “Химической женитьбы” [розенкрейцеры – С. 174].
АНТИМАСОНСКИЙ. Направленный против масонов. (См.: Екатерина Великая) @ Она издает очень популярный антимасонский листок (О, 156).
Использованная литература
1. Быкова Г.В. Лакунарность в лексической системе русского языка. - Благовещенск, 1998. – 218 с.
2. Быкова Г.В. Феноменология лексической лакунарности русского языка. - Благовещенск, 2002. – 181 с.
3. Быкова Г.В. Лакунарность как категория лексической системологии. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – 248 с.
4. Шунейко А. А. Масонская символика в языке русской художественной литературы XVIII – XX веков (к постановке проблемы) //Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В. П. Григорьева. - М.: «ИРЯ РАН», 1996. – С. 325 – 330.
5. Шунейко А. А. Масонская символика в творчестве А. С. Пушкина //Пушкин и поэтический язык XX века. Сборник статей, посвященный 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. - М.: «Наука», 1999. – С. 116 – 130.
6. Шунейко А. А. Лексикографическая репрезентация масонской символики и терминологии //От словаря В. И. Даля к лексикографии XXI века. Материалы международного симпозиума, посвященного 200-летию со дня рождения В. И. Даля. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002. – С. 377 – 382.