Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава восьмая. Основы духовного метода, данного нам Шрилой Прабхупадой



 

* * *

 

Настала пора подводить итоги. Последнее, что нам необходимо сделать в этом исследовании – это постараться проследить динамику развития Брахма-мадхва-гаудия-сампрадаи после того, как Госвами Вриндавана заложили ее основы. Однако мы не будем стремиться это описать в так называемом историческом поле, в котором важны любые мелкие детали и эпизоды. Опустим всю эту многогранную палитру, оставим ее другим исследователям, а сами же посмотрим на историческую перспективу нашей сампрадаи под углом зрения того, каким образом основы метода преданного служения, который дал нам Шрила Прабхупада, естественным образом вызрели в недрах нашей духовной традиции.

 

 

§ 1. Три духовных пути: ваидхика-марг, панчаратрика-марг, бхагавата-марг

 

Любая авторитетная сампрадая должна быть основана на шастрах. Рупа Госвами в "Бхакти-расамрита-синдху" цитирует стих из "Брахма-ямалы": шрути смрити пуранади Панчаратра видинбина айкхантики харер бхактир утатайва калпате. В нем говорится, что если преданное служение не основано на шрути, смрити и панчаратре, то тогда оно приносит лишь одни беспокойства. Итак, постараемся понять, каким образом та практика преданного служения, которой заняты мы, основывается на этих трех видах священных писаний.

В соответствии с тремя видами священных писаний существуют три пути духовного развития. Путь, который основан на Шрути, называется ваидхика-марг. Путь, который основан на Панчаратре, называется панчаратрика-марг. И путь, который основан на Смрити, называется бхагавата-марг.

 

 

1. Ваидхика-марг

 

Рассмотрим их подробнее. Шрути буквально означает "то, что услышано". Шрути – это изустное предание, это сами изначальные Веды. Шрути состоят из четырех типов священных писаний в соответствии с ашрамом, для которого они предназначены: "Самхиты", "Брахманы", "Араньяки" и "Упанишады". "Самхиты" изучали брахмачарьи, "Брахманы" предназначены для грихастх, "Араньяки" были предназначены для ванапрастх и "Упанишады" – для санньяси.

"Самхиты" – это были первые тексты, с которыми знакомился человек в ведическом обществе. Самхита буквально переводится как "то, что приносит полное благо" (сам означает "полное", "совершенное", а хита – значит "благо"). Брахмачарья, изучая "Самхиты", закладывал фундамент своей будущей жизни. "Самхиты" состоят их мантр, которые ориентированы на получение различных плодов в материальной жизни. Таким образом, брахмачарья, изучая их, закладывал фундамент для своего будущего благополучия и процветания в грихастха-ашраме.

Перейдя в грихастха-ашрам, человек начинал изучать "Брахманы". "Брахманы" образуют самый большой раздел ведической литературы, они состоят из описания различных ритуалов. Сутры, содержащиеся в "Брахманах", раскрывают внутренний смысл мантр, которые изучали брахмачарьи. Они буквально объясняют, для чего те были предназначены.

Таков принцип, который заложен в ведическую систему ашрамов. Каждый следующий ашрам раскрывал смысл того, что человек совершал в предыдущем ашраме. В брахмачарья-ашраме человек изучал различные мантры, но он еще не очень хорошо понимал смысл, для чего он это делает. В грихастха-ашраме он, чтобы получить различные блага, совершал всевозможные жертвоприношения. Жизнь грихастхи предназначена именно для получения этих благ. Совершая жертвоприношения, процесс которых состоял в том, чтобы повторять определенные мантры, сопровождая их соответствующим ритуалом, человек осознавал внутренний смысл самих этих мантр. Он начинал видеть, как каждая мантра влияет на различные области жизни. Таким экспериментальным образом он убеждался в авторитетности ведических писаний.

Переходя в ванапрастха-ашрам, человек отказывался от всех благ, которые он получил в грихастха-ашраме. Приняв отречение, он начинал задавать себе вопрос, а зачем же он совершал все эти жертвоприношения. Изучая "Араньяки", писания, которые были предназначены для ванапрастх, человек осознавал внутренний, скрытый смысл всех обрядов. Он начинал понимать, что все они главным образом были предназначены не для получения внешних плодов, а для формирования определенных качеств его сознания. То есть он начинал осознавать благо обрядов на более глубоком уровне.

И, наконец, приняв санньясу, человек знакомился с "Упанишадами" и осознавал духовный смысл ритуалов. "Упанишады" раскрывали человеку внутренний смысл всей системы ашрамов – то, буквально для чего она была предназначена. Они описывали, что любой ритуал состоит из четырех ступеней. Первая ступень состоит в изучении мантры, которая является семенем ритуала. На второй ступени человек совершает непосредственно сам ритуал и получает внешние материальные блага от него. На третьей ступени он осознает, что ритуал дал ему также благо на внутреннем плане, сформировав определенным образом его сознание. И, наконец, на четвертой ступени он сознавал духовный смысл всей этой системы ашрамов с соответствующей ей системой ведических писаний. Приняв отречение, он начинал понимать, что истинное благо всех этих этапов жизни в том, чтобы убедиться на своем опыте в бессмысленности стремления к удовлетворению своих материальных желаний. Итогом этого осознания становилось сильное желание утвердить себя в духовной сфере.

Таким образом, проходя различные этапы жизни и выполняя все установленные для них обязанности, человек в ведическом обществе постигал скрытый смысл писаний и утверждался в духовной жизни.

Как мы видим, это была замечательная система постепенного духовного развития человека. И есть только одна проблема с тем, чтобы воспользоваться ей. Фундаментальной характеристикой этого пути, которая не позволяет реально реализовать его сегодня, является то, что данный путь полностью зависит от общества. Его невозможно практиковать индивидуально. В обществе должна быть проявлена структура всех четырех ашрамов, с соответствующими ей ценностями и нормами. Человек как бы просто входил в эту структуру, и она сама его развивала и подталкивала. То есть в обществе существовали определенные культурные ценности и нормы, которые утверждали человека в его ашраме и заставляли его в определенный момент жизни переходить в следующий ашрам. Сейчас же мы имеем социальную ситуацию, в которой происходит отвержение основной культурной доминанты ведической общественной системы – ценности духовного возвышения человека. В современном обществе утверждена и на всех планах культивируется другая ценность – удовлетворение материальных чувств. В этой связи невозможно быть идеальным брахмачарьи, идеальным грихастхой, идеальным ванапрастхой, идеальным санньяси. Варнашрама поэтому может быть воспроизведена только вся целиком. Лишь в этом случае она несет в себе возможности для духовного развития человека.

Однако варнашрама не утратила все же окончательно своих возможностей. Она продолжает оказывать влияние на методы духовной практики, которые существуют сегодня, в том числе на методы, которые представлены в нашей практике. В чем же это влияние состоит? Мы сможем это понять, если определим два главных метода, которые лежали в основе всей системы варнашрамы. Они являются ее самыми существенными элементами, благодаря которым она, прежде всего, обладала своей очистительной потенцией.

Первый метод образует система самскар – различных очищающих обрядов, которые поддерживали сознание человека на должном уровне. Самскары уничтожали дурную карму и привлекали положительное влияние материальной природы. И это очень важно для того, чтобы система варнашрамы работала. Вся жизнь человека от момента зачатия и до момента похорон сопровождалась различными самскарами. Самскары или обряды одухотворяли всевозможные события в повседневной жизни человека.

К примеру, такое чисто материальное событие как женитьба сопровождалась обрядом венчания, который возвышал сознание новобрачных и задавал религиозное измерение в их отношения. Новобрачным сообщалось, что в результате обряда они связывались друг с другом на семь жизней вперед. И муж и жена, вступая в брак, хорошо осознавали свою ответственность друг перед другом. Соответствующие обряды проводились при зачатии ребенка, сразу после его рождения, в начале его образования, при похоронах, а также во время других различных эпизодов повседневной жизни.

Однако, самой главной самскарой, которая в максимальной степени возвышала сознание человека, была дикша, инициация у духовного учителя. По-другому эта самскара называлась упанаяна, что значит буквально "приближение к духовному учителю". Во время дикши человек получал мантру Брахма-Гаятри. Практика этой мантры была вторым методом, на котором держалась вся ведическая система. Момент инициации, дикши считался вторым рождением человека, когда он получал как бы дополнительное духовное зрение и начинал смотреть на мир глазами своего гуру или глазами священных писаний, потому что гуру воплощал в себе это качество чистого неоскверненного сознания смотреть на мир через призму шастр.

Брахма-Гаятри находится в "Ригведе-самхите". Ее называют шабда-брахман или дивья-гьян, потому что она содержит в себе в концентрированном виде все знание Вед. Существует следующая последовательность, как дивья-гьян, трансцендентное знание расширяет себя. Сначала из флейты Кришны возник звук Ом, который содержит в себе все трансцендентное знание. Затем, расширяясь, этот звук приобрел форму Брахма-Гаятри, затем она превратилась в Веды, Веды в "Веданта-сутру", "Веданта-сутра" в "Шримад-бхагаватам".

Слово гаятри состоит из двух слов: ганат – "песнь", и траите – "то, что освобождает". Буквально это означает "песнь, которая приносит освобождение". В "Агни Пуране" говорится, что Брахма-Гаятри называется так, потому что она открывает смысл шрути и смрити. Другое значение гаятри связано с тем, что так зовут дочь Солнца. В этом значении выражена потенция Брахма-Гаятри просветлять сознание человека. Так как Гаятри является дочерью Солнца, то Брахма-Гаятри является сутью речи, которой управляет огонь. Поэтому считается, что если человек много повторяет Брахма-Гаятри, то это приведет его к полному просветлению. До сих пор есть множество людей, которые повторяют много лакхов Брахма-Гаятри каждый день.

Дикша, когда брахмачарья в 12 или в 14 лет, в зависимости от той варны, к которой он принадлежит, получает от своего духовного учителя Брахма-Гаятри, считается вторым рождением. Это стоит особо пояснить, потому что в этом определении есть глубокий, сокровенный смысл. Первое, материальное рождение заключается в том, что семя отца течет вниз, и благодаря этому происходит зачатие нового тела. Духовный же учитель силой своей аскезы поднимает семя ученика вверх, и это зачинает его в духе. Именно это движение семени духовного учителя вверх вкладывается в сердце человека, вот почему Брахма-Гаятри нужно обязательно получить от духовного учителя. В процессе обряда дикши гуру вкладывает свою духовную чистоту в ученика и таким образом возвышает его сознание до духовного уровня.

До Бхактисиддханты Сарасвати дикша в нашей сампрадае состояла из панчаратрика-дикши и из посвящения в Харе Кришна мантру. Но Бхактисиддханта ввел брахмана-дикшу или посвящение в Брахма-Гаятри. До сих пор многие его критикуют за это, говоря, что он просто мирской человек, так как принес в духовную практику мантру, связанную с варнашрамой. Однако, если мы вспомним суть Брахма-Гаятри, то, как она объясняется в "Шримад-Бхагаватам", если мы вспомним, что весь "Шримад-Бхагаватам" находится в звуках Брахма-Гаятри, и что ее смысл в служении Шримати Радхарани и Кришне, то нам станет понятно, зачем Бхактисиддханта Сарасвати сделал это.

Сам он это объяснял следующим образом. Он говорил, что раньше все получали Брахма-Гаятри, и не требовалось никого дополнительно посвящать в нее. В ведической системе все мальчики за исключением шудр по достижении определенного возраста получали Брахма-Гаятри. Но вместе с исчезновением варнашрамы эта традиция прекратилась. И стоит также иметь ввиду, что сама эта мантра несет независимое от системы варнашрамы духовное содержание и не является исключительно ее принадлежностью. Важно хорошо понимать эту ее природу, чтобы иметь возможность правильно оценить, что сделал Бхактисиддханта Сарасвати.

Шрила Прабхупада вслед за своим духовным учителем сделал еще один шаг навстречу нам: он дал Брахма-Гаятри женщинам. До этого Брахма-Гаятри повторяли только мужчины. Существует одно любопытное объяснение этому. Его приводит в одной из своих книг Маханитхи Свами. Один из общих смыслов Брахма-Гаятри состоит в том, что она размягчает сердце мужчины. В существе мужчины преобладает логика, и это очерствляет его сердце, делает его менее восприимчивым к эмоциональному аспекту. Поэтому, если мужчина внимательно повторяет Брахма-Гаятри,то, говорится, что его сердце становится более чувствительными. Маханитха Свами объясняет, что сердце женщин в кали-югу становится также огрубелым, в связи с чем требуется что-то, чем можно было его размягчить.

Так или иначе, Шрила Прабхупада дал Брахма-Гаятри женщинам, за что также подвергся многочисленной критике. Однако, наша позиция как его последователей, которые сознают его безусловное положение как ачарьи, состоит в том, что мы понимаем, что если он сделал это, значит, в этом есть глубокий смысл.

 

Панчаратрика-марг

Опишем теперь другой путь, связанный с Панчаратрой. Панчаратра – это писания, которые регламентируют поклонение Божествам. Путь, который основывается на Панчаратре, называется панчаратрика-марг.

Сама Панчаратра возникла при удивительных обстоятельствах, в тот момент, когда ведическое знание исчезло. Существуют различные версии того, как это произошло. Одна из них говорит о том, что когда из пупка Господа Вишну вырос цветок лотоса, и на нем возник Господь Брахма, в это время две капельки пота Господа Вишну упали на лепесток лотоса и из них выросли два демона. Одна из этих капелек была сладкой как мед, и из нее появился демон по имени Мадху. Мадху означает "сладость", "нектар". И самой сладкой в этом мире является тама-гуна. Поэтому демон Мадху символизирует собой концентрированную сладость тама-гуны. Другая капелька пота была кислой и соленой, и из нее вырос другой демон, которого звали Кайтабха. Он олицетворяет собой раджа-гуну.

Как только эти демоны появились на свет, они сразу же, чтобы приобрести могущество, стали совершать аскезы. И совершали их в течение 1000 лет. В конце концов, перед ними была вынуждена появиться великая богиня Дурга деви.

– В этом мире все смертны, – обратились они к ней. – Даруй нам поэтому благословение, чтобы мы умерли только по собственному желанию.

Дурга дала им это благословение.

Пока все это происходило, Брахма тоже не терял время. Он тоже совершал аскезы и также в результате них получил милость. Но так как он совершал аскезы в умонастроении предания Всевышнему Господу, а не с корыстными желаниями, как это делали оба демона, то он получил милость Самого Верховного Господа. Господь Кришна явил Себя Брахме и удовлетворенный его аскезой вложил ему в сердце ведическое знание. После этого Господь Брахма стал тщательно изучать Веды. Он изучил их три раза. И в конце так устал, что сладко зевнул во весь рот.

Демоны Мадху и Кайтабха только этого и ждали. Они проникли в ум Брахмы и украли оттуда все ведическое знание, которое Брахма с таким трудом осваивал. Брахма в ужасе ничего не мог понять. Только что ведическое знание было у него в уме и теперь там ничего не было.

Говорится, что этот эпизод символизирует то, что если преданный позволяет себе расслабиться, то через это попадает под влияние низших гун материальной природы, и они крадут у него все его духовные достижения.

Осознав, в конце концов, что произошло, Господь Брахма стал отчаянно молиться. Он устроил огромное жертвоприношение, и из него вышел Господь Хаягрива, который является олицетворением ведического знания. Появившись, Он сразу же бросился сражаться с демонами. Однако те приобрели такое небывалое могущество, что сражались с Ним поодиночке. Сначала вступил в сражение Мадху, а Кайтабха в это время отдыхал. Когда Мадху утомился, Кайтабха вступил в сражение, а Мадху стал отдыхать. И так, меняя друг друга, они сражались с Господом Хаягривой.

В конце концов, Господу Хаягриве показалось, что Он ничего не может сделать. На самом деле, конечно, это не так. Кришна может все что угодно. Но в этой ситуации Он решил соблюсти условия игры. Если уж есть благословение, что демоны могли умереть лишь по собственному желанию, то так, стало быть, и должно произойти.

Господь Хаягрива неожиданно прекратил сражаться, смиренно сложил руки и обратился к демонам:

– Не хотите ли вы получить от Меня благословение?

Те, услышав это, стали хохотать.

– Кто Ты такой, чтобы давать нам благословения? Мы почти победили Тебя!

Тогда Господь Хаягрива сказал:

– Тогда, может быть, вы дадите Мне благословение?

Мадху и Кайтабха подумали: "Он предается нам". И тут же гордые собой сказали:

– Конечно, мы дадим тебе свои благословения.

Таковы демоны, они хороши во всем, единственная их проблеме в том, что, в конце концов, они становятся гордыми из-за своих достижений и гордость делает их глупыми.

Господь Хаягрива, услышав ответ, Мадху и Кайтабхи, очень смиренно сказал:

– Пожалуйста, благословите Меня на то, чтобы Я вас убил.

Мадху и Кайтабха сразу же встрепенулись. Они поняли, что допустили очень серьезную ошибку. Но было поздно. Свое слово назад они взять уже не могли. Тогда, чтобы как-то вывернуться, они стали кричать:

– Хорошо, убей нас, но только не на земле, не в воде, ни в огне, не в воздухе, ни в эфире, ни там, где есть ум, разум и ложное эго!

– Хорошо, – сказал Господь Хаягрива.

После этого схватил их и положил Себе на колени. Чтобы вырваться, они приняли гигантские размеры, но Господь Хаягрива прижал их, и они испустили дух. Он убил их на Своих коленях, где не было ни земли, ни воды, ни огня, ни всех остальных материальных элементов!

Убив демонов, Господь Хаягрива стал вновь обучать Брахму ведическому знанию. В результате этого появились Панчаратры. Панчаратры – это гигантский корпус литературы. Их насчитывается более двухсот, при этом каждое из них состоит из многих тысяч стихов. Есть Панчаратры в гуне благости, в гуне страсти, в гуне невежества. Многие к сегодняшнему дню утеряны, но многие сохранились. В нашей сампрадае мы пользуемся в основном двумя Панчаратрами: "Нарада-панчаратрой" и "Хайаширшой-панчаратрой". Госвами Вриндавана цитируют эти панчаратры в своих трудах.

Изначально Панчаратра основана на экаяни-шакхи – ветви передачи традиции "Яджурведы". Существуют разные толкования, почему наставления Господа Хаягривы носят подобное название. Самое простое из них состоит в том, что Господь Хаягрива в течение пяти дней и пяти ночей наставлял Брахму. Из-за этого и возникло это название Панчаратра – панча значит "пять", ратра означает "ночь". Однако, есть более глубокие смыслы в этом названии.

Один из смыслов толкуется как "то, что защищает человека от порабощающего влияния пяти материальных объектов". Пять материальных объектов держат душу в плену материального мира: это объекты звука, формы, вкуса, запаха и касания. И Панчаратра освобождает душу из их уз. Другое объяснение состоит в том, что Панчаратра – это "то, что превосходит или затмевает пять областей знания: веду, веданту, пурану, санкхью и йогу". И, наконец, еще одно, особенно важное в контексте нашего рассуждения, толкование. Понятие панчаратра указывает на пять аспектов Бога: пара, вьюха, вибхава, антарьями, арча. Пара и вьюха – это трансцендентный аспект Бога, вибхава – это аватара Бога, которая приходит сюда, антарьями – это Сверхдуша и арча – это форма Божества. Все эти аспекты Бога описаны в Панчаратре. Таким образом, Панчаратра возводит человека на трансцендентный уровень и позволяет ему поклоняться Божествам.

И все это происходит через дикшу.

Второе посвящение, которое получают преданные в ИСККОН, так называемое брахманическое посвящение, связано с получением панчаратрика-мантр. Оно дает право поклоняться Божествам. Во время этого посвящения преданные получают две мантры, которые являются сутью Панчаратры: Кама-Гаятри мантру и Гопал-Гаятри мантру.

Рассмотрим подробнее, что такое дикша. Само слово дикша происходит из стиха, который находится в "Вишну-ямале Панчаратре": дивья гьяном ято татья курья папаси санкшаям. В этом стихе заключено два смысла. Дивья гьяном ято татьядивья-гьян означает "божественное знание", ято татья значит "дается". То есть первый смысл понятия дикша состоит в том, что в сердце человека вкладывается божественное знание. Второй смысл связан со второй частью приведенного стиха: курья папаси санкшаям, что значит "очищает сердце от греха". Таким образом, дикша избавляет человека от греха и вкладывает в его сердце божественное знание. Оба эти процесса избавляют человека от влияния материальной обусловленности, что является основной целью дикши.

Однако Чайтанья Махапрабху говорил, что достаточно повторять Харе Кришна мантру, и все писания также говорят, что в кали-югу единственным методом духовного роста является повторение: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Как с этим быть? Для чего тогда нужна дикша? Дикша является средством для того, чтобы повторять мантру правильно. До тех пор пока у человека есть материальные желания, и на него влияет материальная обусловленность, он не может повторять мантру чисто. И дикша создает необходимые условия для того, чтобы человек мог повторять мантру чисто.

Сейчас есть определенное поветрие, когда преданные отказываются от второго посвящения. Они слышат, как кто-то, кто получил вторую инициацию, говорит, что ничего особенного не меняется, что я повторяю мантру и ничего не чувствую. Или преданные иногда говорят, что я слишком греховен, чтобы иметь второе (или даже первое!) посвящение. Это все равно, что говорить: "Я слишком болен, чтобы принимать лекарство". Дикша необходима. Отказываться от нее, значит не понимать самой сути процесса посвящения.

Второе посвящение избавляет человека от тенденции грешить на очень глубоком уровне. Но это не случается автоматически. Дикша не ограничивается рамками самого непосредственного события инициации. Во время дикши происходит посвящение в мантры, но это лишь начало. Чтобы дикша утвердила себя и трансформировала в итоге наше существо, необходимо углублять ее через осознанное повторение полученных мантр.

Мантра является основой дикши. Она состоит из трех элементов. Биджа – это первый элемент мантры. Посредством него мы обращаемся к определенной форме Божества. Каждая форма Божества имеет определенную трансцендентную вибрацию, в которой она находится: "хрим", "шрим" или что-нибудь другое подобное. Затем идет второй элемент, нама – Имя. Произнося его, мы называем Имя конкретного Божества и тем самым обращаемся к Нему. И в конце произносится третий элемент. Он состоит или из слова сваха или из слова намаха. Намаха означает "я отказываюсь от себя": на – "нет", ма – "меня". "Я отказываюсь от своего ложного эго". Сваха означает примерно тоже самое: "я приношу себя в жертву Тебе".

Но чтобы мантра начала действовать, необходима еще одна вещь: ее нужно соединить с нашим сознанием. Это та малость, которой часто не хватает. Сила сознания запускает мантру, потому что несет в себе наше желание. Необходимо вложить ее в звуки мантры, и тогда она станет очень могущественной. Но чтобы это произошло, необходимо хорошо представлять, как именно работает мантра, потому что из этого понимания у нас рождается правильное умонастроение при ее произнесении.

В мантре мы просим Кришну, обращаясь к Его имени, чтобы Он избавил нас от ложного эго – той самой части в нашей личности, которая мешает нам соединиться с Ним. Первые два элемента мантры связывают нас с Кришной. Последний элемент несет в себе нашу просьбу. Он является указанием на то, что именно мы просим. Именно он придает мантре особую силу, которая избавляет человека от вредных привычек.

Итак, мантра содержит в себе Самого Кришну, а также отношения с Ним. Если человек правильно повторяет мантру, полученную в процессе инициации, то он может восстановить свою связь с Кришной.

Но и это еще не все. Чтобы мантра полностью проявила свою потенцию, ее необходимо получить в авторитетной сампрадае от духовного учителя. Приводится следующее сравнение. Чтобы из семечка баньяна выросло баньяновое дерево, не достаточно посадить его в землю. Необходимо, чтобы его склевал голубь. В желудке у него под действием соков внутренней секреции это семечко активизируется, и лишь в этом случае, выйдя с пометом и попав в почву, оно может прорасти. Точно также и мантра – ее должен "склевать" духовный учитель, и после того как она обработается в трансцендентной энергии, в которую погружено его существо, и которая приходит к нему через сампрадаю, эта мантра начинает действительно обладать духовной силой.

Важно понять, что мантра – это не просто звук. Ее окружает определенная оболочка, в которую погружено сознание человека, который дает нам эту мантру. Лишь в том случае, если это сознание правильное, она начнет прорастать в нашем сердце.

Есть одна история, которая хорошо иллюстрирует эту тему. Она рассказывает о том, как Господь Чайтанья принял санньясу. Он решил принять посвящение в санньяси, потому что санньяси пользовались тогда в обществе большим уважением. Но выбора особого у Него не было. В то время санньясу можно было получить лишь в школах майавади. И Он отправился в Катву в ашрам известного гуру-майавади Кешава Бхарати. Бхарати – это один из орденов майавада-сампрадаи. В этом ордене санньяси повторяли мантру тат тва маси, что означало "ты есть то". Когда Господь Чайтанья стал уже подходить к ашраму Кешава Бхарати, Он вдруг очень забеспокоился. Неожиданно Он понял, что должен будет повторять эту мантру. И Он стал размышлять, как Ему поступить. "С одной стороны, – думал Он, – Я хочу принять санньясу в майавада-сампрадае, потому что она самая уважаемая, но с другой стороны, Я не хочу повторять эту мантру". Не в силах разрешить это противоречие, Он обратился за советом к Мурари Гупте, который сопровождал Его:

– Что Мне делать? – спросил Он. – Я хочу принять санньясу в этом ордене, но не хочу повторять "тат тва маси".

Мурари Гупта задумался и сказал:

– А какие проблемы? Тат тва маси может быть переведено также как "ты принадлежишь Ему", то есть "ты принадлежишь Кришне". Ты можешь повторять эту мантру именно с таким смыслом.

Услышав это, Чайтанья Махапрабху очень обрадовался. Его сомнения разрешились. Однако оставалась еще одна трудность. Если Кешава Бхарати даст Ему эту мантру, то он даст ее именно с тем сознанием, в котором сейчас сам находился. И Чайтанья Махапрабху решил его трансцендентным образом обмануть.

Когда приготовления к церемонии были готовы, Он подошел к Кешава Бхарати и сказал ему:

– Я видел сон, в котором ты давал Мне посвящение в санньясу. И ты дал мне мантру. Я хочу проверить: ту же ли мантру ты мне дашь теперь.

Чайтанья Махапрабху наклонился и шепнул ему на ухо:

Тат тва маси. Эту мантру ты мне хочешь дать?

Говорится, что вместе со звуками мантры сознание Чайтаньи Махапрабху перешло в Кешава Бхарати. Он удивленно посмотрел на Чайтанью Махапрабху и сказал:

– Да, именно эту.

Чайтанья Махапрабху облегченно вздохнул и сказал:

– Ну, давай.

Так Он получил мантру от Кешава Бхарати, но получил ее уже в оболочке сознания преданного.

Когда человек в процессе дикши получает мантру, то вместе с мантрой он получает сознание духовного учителя, который дает ему посвящение. Так мантра начинает работать.

Однако это не распространяется на наму, на Святое Имя. Святое Имя не зависит от дикши. В "Чайтанья-Чаритамрите" сказано: дикша пурашчарья виде апекшана каре джихва спарше ачандала сабаре ундхале – "Человеку не нужно получать инициацию, достаточно просто произносить Святое Имя. Таким образом может освободиться даже чандала". Но, тем не менее, все же существует зависимость эффекта произнесения Святого Имени от сознания того, кто нам Его дает. Чем более чистое Имя мы получаем, тем большее влияние Оно на нас окажет. Поэтому, начиная с Бхактисиддханты Сарасвати, в нашей сампрадае харинама-дикша существует как особым образом обставленный обряд. Несмотря на то, что, строго говоря, не существует необходимости связи с духовным учителем для повторения Святого Имени, и Святое Имя можно получить из любого источника, Бхактисиддханта Сарасвати тем не менее ввел целый обряд харинама-дикши. Он сделал это для того, чтобы человек в этот момент получил определенную связь с гуру, чтобы в его сознании закрепилось понимание, что отныне у него есть тот, кто может направлять его в преданном служении, и кто может помогать ему очищать повторение харинамы. Самскара или впечатление, оставшееся после обряда инициации, будет само собой настраивать сознание человека на более чистое произнесение Святого Имени.

В "Чайтанья-Чаритамрите" говорится: кришна-мантре хайте хабе самсарамачан кришна-намо хайте пабо кришна-рачаран. В этом стихе утверждается, что кришна-мантра и кришна-нама, то есть Харе Кришна мантра и панчаратрика-мантра, оказывают разное воздействие на человека. Кришна-нама действует на протяжении всего процесса преданного служения. Кришна-нама хойте пабокришна-рачаран – это означает, что нама может возвести человека с самого низшего уровня до самого высокого (кришна-рачаран – "лотосные стопы Кришны"). Кришна-мантра же начинает действовать лишь с определенного уровня, с уровня дикши, когда духовный учитель дает ее нам. И также существует уровень, до которого она действует. Кришна-мантре хайте хабе самсарамачан – это значит, что кришна-мантра может довести человека только до уровня освобождения (самсарамачан – "освобождение от самсары").

Кришна-мантра дается во время дикши, и дикша означает, что человек уже находится на уровне благости. До этого уровня он не может повторять мантру, он неизбежно будет совершать оскорбления. И возвыситься до благости он может, повторяя наму. Милость Святого Имени состоит в том, что человек на любом, каком угодно низком уровне развития может начать повторять Святое Имя и при Его помощи очиститься.

Однако без мантры Имя не так эффективно. Поэтому, когда человек поднялся до благости, он может получить дикшу, и дикша создает необходимые условия, чтобы нама действовала. На самом деле действует именно нама, но мантра уменьшает обусловленность и тем самым способствует более чистому произнесению намы.

 

3. Бхагавата-марг

Разберем теперь, как развивается человек, идущий путем бхагавата-марга.

Бхагавата-марг начинается с повторения намы. Первая стадия повторения состоит в том, что мы просто повторяем наму. По мере нашего очищения нама раскрывает Себя, и из Него появляется рупа (форма). Затем из формы появляется гуна (качество). И из гуны появляется лила (игра).

Рупа Госвами сформулировал весь путь бхагавата-марга в одном стихе:

намо рупа чаритаре сукир танус смритйор

прамена расанамера начанийоджа

Рупа Госвами говорит, что киртан Святого Имени выводит человека из намы в рупу (форму) и чариту (лилу). Таким образом, основой практики бхагавата-марга является киртан. Именно киртан, позволяет Святому Имени постепенно раскрыться в нашем сердце. Рупа Госвами говорит смритйор прамена. Смритйор значит "помнить", прамена – "последовательно". Это означает, что когда человек воспевает Святое Имя, форма, качества и игры Господа последовательно проявляют себя, и память о них входит в сердце человека. И процесс этот начинается с языка – расанамера начанийоджа. Расана означает "язык", "тот, кто ощущает расу". Вначале мы просто механически повторяем Святое Имя, рассказываем формах, качествах, играх Кришны, и постепенно Святое Имя входит в наш ум, и наша память о Господе становится постоянной. Так процесс киртана ведет и направляет человека на пути бхагавата-марга.

Мы должны очень хорошо понять, что процесс киртана является центральным элементом всей нашей практики.

Из девяти процессов преданного служения к бхагавата-маргу относятся первые три: шраванам, киртанам и смаранам. Остальные шесть относятся к панчаратрика-маргу. Сравнивая эти два пути друг с другом, мы должны сказать, что путь бхагавата-марга является основным. И мы уже определили, почему это так. Путь панчаратрика-марга имеет ограниченную сферу влияния: начинаясь с момента дикши, он очищает человека от мирских тенденций и закрепляет душу на трансцендентном уровне. Но путь бхагавата-марга действует в течение всего процесса преданного служения, и именно он дает духовное развитие.

Однако путь бхагавата-марга немыслим без панчаратрика-марги. Следуя правилам и регуляциям панчаратрика-марга, человек может очистить свое сердце и у него появляется возможность подняться до уровня рагануга-бхакти или практики спонтанного преданного служения, которая является сутью бхагавата-марга. Так в нашей практике эти два пути сходятся.

В 34 стихе девятой главы "Бхагават-Гиты" Кришна определяет оба эти пути: мам-мана бхава мад-бхакто мад-яджи ма намаскуру. Здесь Кришна по убывающей описывает различные уровни преданного служения. Мам-мана – "всегда думай обо мне", это уровень бхагавата-марга в его предельном проявлении через рагу, когда человек уже полностью спонтанно устремляет все свои помыслы к Кришне. Бхава мад-бхакто – "стань Моим преданным". Стать преданным Кришны это значит, прежде всего, совершать шраванам, киртанам и смаранам. Иначе говоря, Кришна вначале говорит Арджуне: мам-мана – "отдай Мне свой ум". Если же не можешь отдать ум, тогда бхава мад-бхакта, "став Моим преданным, отдай Мне свои уши, язык, глаза, память". И затем Кришна говорит: мад-яджи – "поклоняйся Мне". Это означает, что "если ты не можешь сделать предыдущее, то хотя бы займи свои активные органы служением Мне". Мад-яджи – это уже уровень панчаратрика-марга или уровень ваидхи, регулируемого служения. И дальше Он говорит: мам намаскуру – "выражай Мне почтение". То есть, "если не можешь служить Мне, то по-крайней мере хотя бы кланяйся Мне".

Мы видим, что в этом стихе Кришна описывает различные стадии, через которые проходит человек в преданном служении. Сначала он не знает, кто такой Кришна, и поэтому он просто механически кланяется, потому что все так делают. Затем он, осмыслив основные философские положения, начинает служить, и постепенно в своем служении углубляется до практики шраванам, киртанам и смаранам. После этого он переходит на уровень раги, спонтанной привязанности.

Таким образом, панчаратра-марг ведет человека к раге. В практике Панчаратры мы регламентированным образом поклоняемся Божеству, но целью этого внешнего поклонения является научиться поклоняться на более глубоком уровне.

Существует интересный вопрос: почему Кришна застывает в форме Божества? Потому что наши чувства к Нему застыли. Он окаменевает, потому что наше сердце окаменело. Он относится к нам так же, как мы относимся к Нему. Е ятха мам прападьянте тамс татхайва бхаджамй ахам (Б-Г, 4.11). Кришна говорит: "До какой степени человек отдает себя Мне, соответственно Я награждаю его".

Смысл нашего поклонения Божеству через процесс панчаратры в том, чтобы наше сердце постепенно размягчилось, и мы стали способны видеть, что Кришна живой. Процесс развития наших отношений с Кришной состоит в том, что мы начинаем с грубого телесного уровня, когда мы просто механически поклоняемся Господу, но постепенно наш ум начинает сосредотачиваться на процессе преданного служения все больше, и, в конце концов, он просто весь устремляется к Господу и возникает рага.

И это, собственно, то, к чему мы должны стремиться. Мы должны сознательно стремиться перевести свое механическое служение Кришне на уровень ума, и чем в большей степени нам это удается, тем в большей степени мы приближаемся к раге.

 

 

Процесс инициации

 

Опишем теперь процесс инициации.

Когда мы говорим об инициации (о дикше), нужно, прежде всего, понимать, что это путь постепенного преображения человека. Система, из которой состоит инициация, называется панчасамскара. Она описана в "Падма Пуране". И первым, кто ввел ее в нашу практику, был основатель нашей сампрадаи Мадхвачарья.

Панчасамскара состоит из пяти ступеней, или пяти обрядов, проходя которые человек постепенно возвышает свое сознание.

Первый обряд называется тапа, что значит "жар". Этот обряд не вошел в нашу практику, к облегчению, может быть, многих. Но в практике Мадхва-сампрадаи человека, который решил получить инициацию, сначала клеймят. В определенный день в году новым преданным раскаленным клеймом с изображением раковины, лотоса или какого-то другого божественного атрибута ставили на лоб эту отметину. Этот обряд означал, что человек с этого момента поднимался над телесным уровнем. Волей- неволей он должен был это сделать, потому что это было достаточно болезненно ощутить, как плавится твоя собственная кожа.

Но у этого обряда был еще один глубинный смысл.

Тапа – это жар, огонь, который символизировал огонь разочарования в сердце человека, в том, что материальная жизнь может ему что-то дать. Он как бы отражал то внутреннее состояние, в котором должен был находиться человек, приходящий к преданному служению. Этот огонь разочарования и раскаяния был первой искрой, с которой начиналось преображение человека, и которая затем постепенно разжигалась в процессе следующих обрядов.

Второй обряд назывался пундра. Буквально пундра означает "тилака". Это важный момент. В "Харе-бхакти-виласе" сказано, что если у человека нанесена тилака, то все то духовное, что он делает, имеет в сто раз больший эффект. Но к разделу пундры относятся также и дхоти, и шикха, и кантхемала, и все другие внешние атрибуты преданного. Они необходимы, чтобы напоминать человеку, кто он такой.

На первой ступени инициации человек через болевой шок как бы получал осознание, что он теперь всего себя посветил духовной жизни. Этим самым обозначался момент новой жизни. Но поддерживая каждый день этот внешний вид, человек как бы сам подтверждал для себя этот выбор, вновь и вновь проживая момент нового самоотождествления.

Один интересный эпизод можно вспомнить в качестве иллюстрации. Во время второй мировой войны в Калькутте на центральной площади висел большой плакат. На нем была изображена военная форма и подпись на нем гласила: “Просто носи эту форму, и она подскажет тебе, что ты должен делать”.

Однако еще один смысл имеет этот обряд пундры. Особое значение имеет в нем именно тилака, потому что она символизирует стопу Господа. Нанося ее себе на лоб, мы показываем свое смирение.

Таким образом, внутренний смысл процесса панчасамскары состоит в том, что сначала мы должны испытать разочарование и раскаяние. Затем оно должно превратиться в смирение. Мы как бы складываем руки и говорим: “Пожалуйста, Господи, прими меня”.

После этого происходит третий этап панчасамскары, когда человек получает от духовного учителя харинаму, Святое Имя. В ИСККОН это соответствует первой инициации. Вместе с посвящением в харинаму человек также получает духовное имя. Целью этого является то, чтобы самоотождествление у человека прошло еще более глубоко.

Следующий этап панчасамскары состоит в получении мантры. Для нас это вторая инициация, брахманическое посвящение, когда мы получаем от гуру Гаятри мантру.

И, наконец, последний этап, который завершает панчасамскару, связан с тем, что человек начинает поклоняться Божеству. Он называется яга.

Весь процесс панчасамскары состоит в том, чтобы духовное самоотождествление человека прошло с более грубого плана на более тонкий. Сначала его клеймят, затем он сам по-другому одевается, потом его называют другим именем, после этого он получает мантру. Мантра, как мы сказали выше, содержит в себе отношения с Кришной. Поэтому человек, повторяя ее, должен в итоге отождествить себя с этими отношениями. И, наконец, когда начинается поклонение Божеству, он вступает в эти отношения в качестве слуги. Таким образом этот процесс завершается.

Дикша, если она проведена правильно, уничтожает грех на трех уровнях. Во-первых, на уровне его проявленных форм – наших греховных привычек, а также тех последствий, которые мы на себя навлекли, совершая греховные поступки в прошлом. Во-вторых, панчасамскара уничтожает само семя греха, биджу, которое находится в нашем сердце и проявлено в виде наших желаний. И наконец, она уничтожает самую глубокую форму греха, его корень, авидью, невежество.

Дикша – это посвящение в сампрадаю, в процессе него человек получает связь с сампрадаей. Две задачи выполняет дикша. Назовем их еще раз. Во-первых, она дает связь с трансцендентной формой Божества – именно это имеется в виду, когда говориться, что дикша дает дивья-гьян, трансцендентное знание. Во-вторых, она уничтожает обусловленность человека на всех ее уровнях.

Санатана Госвами говорил, что дикша – это процесс превращения колокольной меди в золото. Для того, чтобы это произошло, необходим особый алхимический процесс, в котором жрец, накопивший при помощи аскез определенное мистическое могущество, произносит специальные мантры. Точно также, обычный человек может превратиться в преданного, если будет повторять мантру, полученную от духовного учителя, совершать аскезы, носить тилаку, дхоти, поклоняться Божеству и выполнять все другие необходимые предписания. И другого пути здесь нет.

Бхактивинода Тхакур говорил, что пока человек не пройдет пять стадий дикши (панчасамскары), он не сможет полностью постичь трансцендентное знание и не сможет развить привязанность и преданность к Кришне. Однако важно при этом иметь в виду, что без шраваном и киртанам, этот процесс также не пройдет. Шрила Прабхупада однажды в беседе с преданными очень четко сформулировал. Он сказал, что если вы будете поклоняться Божеству, но при этом перестанете слушать о Кришне и перестанете проповедовать, то поклонение Божеству неизбежно превратится в обузу.

Таким образом, два пути, панчаратрика-марг и бхагавата-марг, сливаются вместе и образуют единую практику преданного служения. Если мы пойдем только по одному из этих путей, то не достигнем желаемой цели. Поклонение Божеству необходимо, чтобы мы изменили свое сознание, но если оно не сопровождается практикой бхагавата-марга, то мы не сможем углубить этот процесс и останемся на внешнем формальном уровне. Но точно также, если мы лишь слушаем о Кришне и прославляем Его, но при этом не совершаем поклонения через практику панчаратрика-марга, то мы не сможем очистить свое сознание.

Приведем следующий пример, иллюстрирующий как путь панчаратрика-марга и путь бхагавата-марга взаимодействуют друг с другом. Если вы едите в машине, и у вас заглох мотор, то, для того чтобы он завелся, необходимо две вещи: чтобы кто-то толкал машину, и чтобы кто-то сидел внутри нее и нажимал на ключ. Путь панчаратрика-марг воздействует на машину – на тело. Он ставит нас посредством различных предписаний в определенные условия, благодаря чему мы очищаемся и приобретаем качества гуны благости. Но путь бхагавата-марга воздействует на внутреннего водителя – на душу. Он пробуждает ее естественную потенцию любить Кришну. Если будет и то и другое, то в какой-то момент по милости Господа оба процесса соединятся, и механизм зажигания сработает.

Механизм зажигания в этом примере ни что иное как рага. Возникнув, она приведет к тому, что мы спонтанным, естественным образом начнем служить Кришне.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.