Накапливая личную силу, приходишь к объяснению магов. Но объяснение магов - это не то, что понимаем под объяснением мы. И все же оно делает мир и его чудеса если не ясным, то, по крайней мере, не столь устрашающими.
Объяснение магов, которое совсем не похоже на объяснение, является смертельным. Оно кажется безвредным и очаровательным, но как только воин открывается ему, оно наносит удар, который никто не может отразить.
Нет возможности подобраться к объяснению магов, если по своей воле не используешь нагваль, или, скорее, по собственной воле не используешь тональ для того, чтобы твои действия в нагвале обрели смысл. Есть еще один способ объяснить все это - это сказать, что внимание тоналя должно превалировать, если собираешься использовать нагваль так, как это делают маги.
Порядок в нашем восприятии является исключительно царством тоналя. Только там наши действия могут иметь последовательность, только там они являются лесенкой, на которой можно считать ступеньки. В нагвале ничего подобного нет. Поэтому картина тоналя - это инструмент, не только лучший, но и единственный, который мы имеем.
Нагваль невыразим. Все возможные ощущения, и существа и личности плавают в нем, как баржи - мирно, неизменно всегда. Это идея жизни связывает их вместе. Когда клей жизни связывает воедино все чувства, возникает существо, теряющее ощущение своей истинной природы, ослепленное суетой и сиянием места, где оно оказалось - тоналем. Тональ это то, где существует всякий объединенный организм. Существо впрыскивается в тональ, как только сила жизни связывает все необходимые ощущения. Тональ начинается с рождения и кончается смертью. Как только сила жизни оставляет тело, все эти единые осознания распадаются и возвращаются назад туда, откуда они пришли - в нагваль.
То, что делает воин, путешествуя в неизвестном, очень похоже на умирание, только вот его пучок единых ощущений не распадается, а лишь немного расширяется, не теряя своей целостности. В смерти, однако, они тонут глубоко и двигаются независимо, как если бы они никогда не были единым целым.
Каждое человеческое существо имеет две стороны, две отдельных сущности, две противоположности, начинающие функционировать в момент рождения. Одна называется тональ, другая - нагваль. Однако тональ и нагваль находятся исключительно в сфере людей знания.
Человеческие существа разделены надвое. Правая сторона - тональ, схватывает все, что может воспринимать интеллект. Левая сторона - нагваль, царство, черты которого неописуемы, мир, который невозможно заключить в слова. Левая часть до какой-то степени воспринимается (если это можно назвать восприятием) всем нашим телом, отсюда и его сопротивление построению концепций. Все способности, возможности и достижения магии, от самых простых, до самых немыслимых, заключаются в самом человеческом теле.
Две стороны человеческого существа полностью отделены, и для того, чтобы сорвать печать и перейти на другую сторону, требуется огромная дисциплина и целеустремленность. Двойные существа имеют огромное преимущество: состояние двойственности помогает им и позволяет сравнительно легко перемещаться между отделами на правой стороне. Невыгодность положения двойных существ в том, что, имея два отдела, они оседлы, консервативны и боятся перемен. На правой стороне слишком много энергии поглощается поступками и взаимодействиями нашей повседневной жизни. На левой стороне, напротив, существует врожденная потребность в экономии и скорости.
В состоянии повышенного осознания воспринимаешь все одним целым куском, монолитной массой неотделимых деталей. Эта способность воспринимать все сразу называется интенсивностью.
Если думать о жизни в терминах часов, а не лет, то она покажется невероятно длинной. Даже, если думать о ней в терминах дней - жизнь покажется бесконечной. Жизнь магов измеряется в часах и маг может за один час прожить столько, что по интенсивности это вполне может сравниться с целой жизнью обычного человека. Такая интенсивность становится важным преимуществом, когда приводит к накоплению информации за счет движения точки сборки.
Даже самый незначительный сдвиг точки сборки всего на мгновение создает совершенно изолированные островки восприятия. Информация может накапливаться в форме опыта полного осознания. Информация накапливается в самом опыте. Позже, когда маг сдвигает свою точку сборки именно в то место, где она была, в то время он полностью восстанавливает в памяти накопленный опыт. Это вспоминание магов является способом восстановления всей информации, накопленной при перемещении точки сборки.
Непосредственным результатом ДВИЖЕНИЯ точки сборки является интенсивность, которая является одним из аспектов намерения, естественным образом связанного с движением глаз магов. Для того чтобы вспомнить изолированные островки восприятия, сначала нужно лишь намеренно вызвать то особое сияние глаз, которое ассоциируется с тем местом, в которое они хотят попасть. В повышенном осознании ты проживаешь интенсивнее, чем обычно, поэтому, собственно говоря, ты накапливаешь интенсивность.
Нагваль всегда к услугам воина и его можно наблюдать, но о нем невозможно сказать словами. Нагваль там, где обитает сила. Мы чувствуем с самого момента рождения, что есть две части нас самих. В момент рождения и некоторое время спустя мы являемся целиком нагвалем. Затем мы чувствуем. Что для нормальной деятельности нам необходима противоположная часть того, что мы имеем. Тональ отсутствует, и это дает нам с самого начала ощущение неполноты. Затем тональ начинает развиваться и становится совершенно необходимым для нашего существования. Настолько, что затеняет сияние нагваля. С момента, когда мы целиком становимся тоналем, в нас все возрастает старое ощущение неполноты, которое сопровождало нас с момента рождения. Оно постоянно напоминает нам, что есть еще и другая часть, которая дала бы нам целостность.
Мы начинаем взращивать его с момента рождения. Как только мы делаем первый вдох, с ним мы вдыхаем и силу для тоналя. Тональ человеческого существа сокровенно связан с его рождением. Он начинается с рождением и заканчивается смертью.
С того момента, как мы становимся целиком тоналем, мы начинаем составлять пары. Мы ощущаем две наши стороны, но всегда представляем их предметами тоналя. Мы говорим, что две наши части - душа и тело, или мысль и материя, или добро и зло, бог и дьявол. Мы никогда не осознаем, что просто объединяем в пары вещи на одном и том же острове. За границами острова находится нагваль.
Мы чувствуем, что есть еще одна часть нас, но когда стремимся определить эту, другую сторону, тональ захватывает рычаги управления, а как директор он крайне мелочен и ревнив. Он ослепляет своими хитростями и заставляет нас забыть малейшие намеки на другую часть истинной пары - нагваль.
Тональ - это хранитель, это социальное лицо. Он является по праву защитником, хранителем, который чаще всего превращается в охранника.
Тональ с бесплодной настойчивостью пытается удерживать все под своим контролем. Когда ему это не удается, наступает момент замешательства, и тогда тональ открывается своей смерти. Мы можем сделать очень немногое, чтобы изменить такое положение вещей. «Остров тоналя» должен быть тщательно выметен, и содержаться в чистоте. Это единственная альтернатива, которая есть у воина. Чистый «остров» не оказывает сопротивления, ему нечем сопротивляться.
Воин должен устранять замешательство тоналя, пока не станет настолько текучим, что сможет принять все, не принимая ничего.
Тональ - это организатор мира. Его огромную работу было бы лучше определить так: на его плечах покоится задача создания мирового порядка из хаоса. Все, что мы знаем и делаем как люди - работа тоналя.
Тональэто хранитель, который охраняет само наше существование. Поэтому врожденными качествами тоналя являются консерватизм и ревнивость относительно своих действий. А поскольку его деяния являются самой, что ни на есть важнейшей частью нашей жизни, то не удивительно, что он постепенно в каждом из нас превращается из хранителя в охранника.
Хранитель мыслит широко и все понимает. Но охранник - бдительный, косный и чаще всего деспот.
Но, какой бы умной ни была защита тоналя, нагваль всегда прорывается на поверхность. Однако его проявление всегда ненамеренно. Величайшее искусство тоналя - это подавление любых проявлений нагваля таким образом, что даже если его присутствие будет самой очевидной вещью на свете, оно останется незамеченным.
Когда тональ обнаруживает насколько приятно говорить о себе, он создает термины «я», «меня» и им подобные, чтобы говорить о себе не только с самим собой, но и с другими тоналями.
При определенных обстоятельствах тональ начинает осознавать, что кроме него есть еще нечто. Это что-то вроде голоса, который приходит из глубин, голоса нагваля. Целостность является нашим естественным состоянием, и тональ не может полностью отбросить этот факт. Поэтому бывают моменты, особенно в жизни воинов, когда целостность становится явной. Именно в эти моменты мы получаем возможность осознать, чем мы являемся в действительности.
Иногда с воином случаются странные провалы, прерывания в потоке сознания. Обычно они начинаются с ощущения толчка в теле, после чего чувствуешь себя как бы парящим. Они не связаны с остановкой диалога, т.к. случаются и тогда, когда человек вовсю разговаривает сам с собой. Эти провалы исходят из области независимой оттого, что человек знает. Именно так нагваль и выходит на поверхность. В эти моменты тональ начинает осознавать целостность самого себя. Такое осознание - это всегда потрясение, потому что оно разрывает пелену нашей удовлетворенности. Это целостность существа, которое умрет. Суть в том, что в момент смерти другой член истинной пары - нагваль - становится полностью действенным. Все осознание, восприятие, накопившееся в наших икрах, бедрах, в нашей спине, плечах, шее начинают расширяться и распадаться. Как бусинки бесконечного разорванного ожерелья. Они раскатываются без связующей нити жизни.
Нагваль, научившись однажды выходить на поверхность, может причинить большой вред тоналю, выходя наружу без всякого контроля.
Любая угроза тоналю обычно заканчивается его смертью. А если умирает тональ, то умирает и весь человек. Тональ легко уничтожить из-за его врожденной слабости, и потому одним из искусств равновесия воина является вывести на поверхность нагваль, чтобы уравновесить тональ. Маги знают, что только путем усиления тоналя может появиться нагваль. Это усиление называется личной силой.
Целостность самого себя очень тягучее дело. Нам нужна лишь малая часть ее для выполнения сложнейших жизненных задач. Но когда мы умираем, мы умираем целостными. Маг задается вопросом: если мы умираем с целостностью самих себя, то почему бы тогда не жить с ней?
Прибытие к целостностисамого себя не является делом собственного решения или согласия, или собственного желания учится.
Тональ - это все, что мы есть, все, что мы знаем, он связан с рождением. Благодаря тоналю мы считаем себя плотными.
Тональ творит мир, потому что его функция - судить, оценивать и свидетельствовать согласно своим правилам. Тональ создает законы, по которым он воспринимает мир.
Тональ - это остров и на этом острове мы имеем все. Этот остров - фактически весь наш мир. У каждого из нас есть личные тонали, и есть коллективный тональ для нас всех в любое данное время, и его мы можем назвать тоналем времени. Тональ времени делает нас всех похожими. В то же время каждый существует сам по себе, как и личный тональ каждого из нас. Все, что мы знаем о нас самих и о нашем мире, находится на острове тоналя.
Наш изъян - в упорном стремлении оставаться на своем монотонном, скучном и удобном острове. Наш тональ - это обыватель, а он не должен быть таким.
Маги должны наблюдать свой «остров тональ» с некоторой дистанции, чтобы лучше охватить то, что реально находится вокруг них.
Поддерживать порядок - значит, быть совершенным тоналем, т.е. осознавать все, что происходит на «острове тоналя». Очистка тоналя достигается лишь ценой длительной борьбы.
У каждого тоналя есть две стороны. Одна - внешняя сторона, бахрома, поверхность острова. Эта часть связана с действием и действованием - беспорядочная сторона. Другая сторона - это решения и суждения - внутренний тональ - более мягкий, более нежный, более сложный.
Правильный тональ - это такой тональ, где оба уровня находятся в гармонии и равновесии.
Для правильного тоналя все, что есть на «острове тональ» является вызовом. Иными словами для воина все в мире является вызовом. И, разумеется, величайшим вызовом для всех является его ставка на силу. Но сила приходит из нагваля.
У обычного человека в лучшем случае может быть «хороший» тональ, только воин может иметь «правильный» тональ.
Воин никогда не покидает «острова тональ». Он использует его. Битва внутри собственного тоналя - это одно из самых нежелательных состояний, какие только можно представить. Безупречная жизнь воина предназначена для того, чтобы закончить эту битву. Путь воина - это сначала гармония между действиями и решениями, а затем гармония между тоналем и нагвалем.
Тональ, находясь во всем, легко постигается нашими органами чувств.
Тональ должен быть убежден разумом, нагваль действием, пока они не сравняются друг с другом. Тональ правит, и, тем не менее, он очень уязвим. Нагваль, с другой стороны, никогда или почти никогда не действует, но когда он действует, он ужасает тональ. Тональ должен быть защищен любой ценой. Корона с него должна быть снята, однако он должен оставаться как защищенный сторонний наблюдатель.
Не имеет никакого значения, как именно реагирует тональ, защищая себя. Тем не менее, важно, чтобы тональ был знаком со всеми возможными альтернативами. Поэтому учитель направляет свои усилия на то, чтобы развить вес этих возможностей. Именно вес новых возможностей помогает сжать тональ, как и остановить его, чтобы он не сжался совсем в ничто.
Если будешь небрежным со своим тоналем, он ослабеет и станет больным. Молодость не является барьером для разрушения тоналя.
Видеть человека как тональ - это значит, перестать судить его в моральном плане и оправдывать на том лишь основании, что он похож на лист, отданный на волю ветра. Другими словами, это означает видеть человека, не думая о его безнадежности и беспомощности. Как ни печально, все мы в совершенстве умеем делать наш тональ слабым. Это называется индульгированием.
Наблюдая тонали, следует сливаться с людьми. Это нечто такое, что тело ощущает или делает при визуальном контакте с другими телами. Это процесс видения и он состоит в установлении внутренней тишины, за которой следует внешнее удлинение чего-то изнутри нас, которое встречается и сливается с другим телом или чем-либо в поле нашего осознания.
Следует разговаривать с тоналем, потому что именно тональ должен уступить контроль. Но он должен сделать это с радостью. Иными словами, тональ должен отказаться от таких ненужных вещей, как чувство важности и потакание себе, которые лишь погружают его в скуку. Но проблема в том, что тональ цепляется за все это. Необходимо убедить тональ стать свободным и текучим. Прежде всего, магу необходим сильный и свободный тональ. Чем сильнее он становится, тем меньше привязывается к своим действиям и тем легче его сжать.
Время от времени тональ съеживается, особенно когда он потревожен. Вообще осторожность и подозрительность характерны для тоналя. В таких случаях, когда тональ застигнут врасплох, боязливость неминуемо заставляет его сворачиваться. Внезапный испуг всегда сжимает тональ. Проблема здесь в том, чтобы не позволить тоналю сжаться совсем в ничто. Серьезный вопрос для воина - знать в точности, когда позволить своему тоналю сжаться, а когда остановить его. Это великое искусство. Воин должен бороться как демон, для того, чтобы сжать свой тональ. Но в тот самый момент, когда его тональ сжимается, воин должен повернуть всю эту битву и направить ее на прекращение сжатия.
После того, как тональ сжимается, воин закрывает ворота с другой стороны. До тех пор, пока его тональ не под угрозой, воин с безопасной стороны ограды. Он на знакомой почве, и знает все ее законы. Но когда тональ сжимается - он на ветреной стороне, и это отверстие должно быть накрепко закрыто немедленно, иначе он будет унесен прочь. И это не просто способ говорить. За воротами тоналя бушует ветер. Это реальный ветер, ветер, который может унести твою жизнь. Фактически, это тот ветер, который несет все живые существа на земле.
Толчок - это техника для сжатия тоналя. Толкнуть человека следует в строго определенный момент, но для этого нужно видеть. Когда человека толкнули, и его тональ сжался, его нагваль, если он хоть сколько-нибудь пробужден, берет верх и совершает необычные вещи. Но они необычны только для тоналя.
Для правильного тоналя, все, что есть на «острове» - вызов. Правая сторона человека - тональ.