Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Истоки идей об управлении



Примеры рациональной управленческой мысли известны ещё с древних времён.

Одно из чудес управления – пирамида Хеопса в Египте. Спустя четыре с половиной тысяч лет это творение продолжает волновать умы учёных, поражённых абсолютно совершенной архитектурой. Исследователи предполагают, что для постройки пирамиды потребовалось не менее тридцати лет, 100000 человек, работавших по 12 часов в сутки, и не менее двух миллионов трёхсот тысяч кирпичей. «Чудо света» было построено без современных строительных машин и двигателей. Но самое загадочное в истории строительства пирамид – невиданные управленческие навыки, необходимые для их воздвижения. По мнению большинства экспертов, создатели пирамид были величайшими организаторами человеческого труда за всю историю цивилизации.

Значительные примеры проявления управленческих талантов были связаны с Александром Великим – властителем огромной империи и искусным военным тактиком. Также связаны с создателями Великой Китайской стены, воплотившей в себе уникальные достижения инженерии тринадцатого века.

 

  СРО № 7 Прочитайте и перескажите текст.    

Раннее детство я провел в ауле, там же начал обучаться грамоте. Учил нас, своих внуков, дед Ауэз.

У деда был свой метод обучения. Едва я стал различать буквы, мне пришлось учить наизусть одно стихотворение за другим. Стихи были длинные, непонятные, в них попадались слова непривычные. Дед, подражая муллам-учителям, держал нас за книгой с утра до захода солнца, и все выученное за день нужно было перед ужином прочесть отцу и ему наизусть.

Воспитывал меня мой дядя Касымбек, рано я лишился отца. Учился я в Семипалатинском городском училище, затем в СГУ в Ташкенте, а после поступил в ЛГУ на филологический факультет.

Прежде чем начать задуманный роман «Абай», я занялся изучением биографии и творчества поэта. Собирая материал, я беседовал и с друзьями и почитателями Абая, и с самими его современниками, или их сыновьями и внуками. В результате этих поисков у меня накопилось такое множество сведений о моем будущем герое, что я часто повторял один из великих заветов М.Горького: «Пиши о том, о чем не имеешь права молчать».

 

СРОП № 3.   Составьте эссе на одну из тем: «Книга в моей жизни», «Какие книги мне нравятся», «Моя первая книга». Объем – 8-10 предложений.

 

  СРО № 8 Выучить наизусть стихотворение    
КНИГА Книга – учитель, книга – наставник. Книга – близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, высыхает и старится Если выпустишь книгу из рук. Книга – советчик, книга – разведчик, Книга – активный борец и боец. Книга – нетленная память и вечность, Спутник планеты земли, наконец. Книга не просто красивая мебель, Не приложенье дубовых шкафов, Книга - волшебник, умеющий небыль В быль превращать и в основу основ (В.Набоков).  
  СРО № 9 Прочитайте и перескажите текст.  

 

  Ты совершенно прав, любя старые здания и старые вещи. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культу­ры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей ду­ши» или «сделано с душой». Всё, что нужно нам для ду­ши — это и есть «духовная культура». Чем больше человек окру­жён этой духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержа­тельность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духов­ной культуры». Это и есть «бездуховность» — жизнь механизма ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы. Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими при­вязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого — несчастные, живущие скучной жизнью. (Д. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном»)  
СРОП № 4.   Напишите эссе (5-7 предложений) на тему «Наука и жизнь»

 

  СРО № 10 Выучить стихотворение «Науки юношей питают» М.Ломоносова наизусть  

 

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде (М. Ломоносов).

СРО № 11 Выучить стихотворение наизусть.  

 

Дорога, дорога, куда ты зовёшь? По жизни надёжно и верно ведёшь? Преграды и путы зачем на пути? Свернуть невозможно. Нельзя обойти. Маячит вдали голубой огонёк. Ведёт к нему множество разных дорог. А я по дороге неровной, крутой Спешу и кричу: <Огонёк мой, постой!> Опять вдалеке мой заветный маяк. Всё кажется, цель невозможна никак. Но я не сдаюсь. Я иду и иду. И то, что ищу, непременно найду.    
   
СРО № 12 Прочитайте и перескажите текст.  
       

 

Его давно называли аксакалом – старым, старейшим деятелем, хотя ему не было ему еще и пятидесяти. Перечислены роли, исполненные им в театре – Ахан–сере, Кобланды, Исатай, Кодар, Пертуччио.

Он уже был признанным аксакалом национального театрального искусства. И, бросив все, перешел в кино. Биография Шакена Айманова в киноматографе – это история зарождения и становления казахского киноискусства. Он снимался в первых казахских фильмах «Райхан», «Песни Абая», блестяще исполнил главную роль великого акына Джамбула.

Шакен всегда находился в творческой форме, еще до начала съемок ясно видел и четко представлял себе каждый кадр, каждую мизансцену, поэтому на съемочной площадке не тратил времени на импровизацию. Когда он приступал к съемкам нового фильма, его творческое состояние, его готовность была в такой степени, что, как говорят кинематографисты, осталось только отснять!

На киностудии Казахфильм, где раньше был рабочий кабинет Айманова, теперь его музей. Киностудии Казахфильм присвоено его имя (К. Смаилов).

 

СРО № 13   Подготовить видеопрезентацию на тему: «Прикладное искусство».  

 

СРОП № 5.   Напишите эссе (5-7 предложений) на тему «Моё хобби»

 

СРО № 14   Подготовить видеопрезентацию на тему: «Экспозиции Центрального музея Казахстана».  
СРО № 15 Подготовить реферат «Музеи мира».  

 

  СРО № 16 Выучить стихотворение наизусть

На пути жизни

Жизнь человеку только раз дается,

У всех такая разная судьба:

Одним – большой простор, большое солнце,

Другим – крутая узкая тропа.

Есть люди, что торят свои дороги,

Не ищут путь, проторенный другим,

И борются у смерти на пороге!

Их жизнь – как след. Их жизнь – как вечный гимн.

А есть и те, кто легкой жизни ищет,

Кто, разменяв на медяки года,

Копя гроши, всегда живет, как нищий,

А умерев, уходит без следа.

Нет на земле несчастнее такого,

Кто сердцем пуст, кто не нашел друзей,

Кто самого не понял дорогого:

Быть человеком – быть среди людей!

(М. Раджабов)

 

СРОП №6 Написать эссе «Мой современник»

 

  СРО № 17 Выучить стихотворение наизусть

Здравствуй, здравствуй, моя Астана!
Здравствуй, здравствуй, моя Астана!
Здравствуй, здравствуй, столица родная,
Здравствуй, здравствуй, народ и страна,
Процветанья всем вам я желаю!

Помнить буду тебя я всегда,
Нет любимей родимого края,
Где б я ни был в других городах,
Астана, не забуду тебя я!
Но скитаний пройдут времена,
Я вернусь и скажу, сердцем тая:
Здравствуй, здравствуй, моя Астана!
Здравствуй, здравствуй, столица родная! ( Рубцов В.П.)

 

  СРО № 18 Реферат «Астана – красивейший город Евразии»

 

  СРО № 19 Выучить стихотворение наизусть

 

Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно!

Вот последняя правда, открытая мной.

---

Я - школяр в этом лучшем из лучших миров.

Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!

До седин я у жизни хожу в подмастерьях,

Все еще не зачислен в разряд мастеров...

 

СРОП №7 Написать эссе «Достопримечательности Алматы»

 

  СРО № 20 Подготовьте видеопрезентацию на тему: «Виды транспорта»

 

 

  СРО № 21 Прочитайте текст и перескажите его.  

Богатый минеральными ресурсами Казахстан привлекает иностранный капитал: создано около тысячи совместных предприятий.

Успешно развиваются международные экономические отношения с промышленно развитыми странами: США, Германией, Великобританией, Францией, Японией, Южной Кореей и др. Казахстан сотрудничает со странами Ближнего и Среднего Востока, прежде всего с Турцией, Ираном, Саудовской Аравией. Остаются приоритетными отношения с Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном. Поддерживаются традиционные экономические отношения со всеми странами СНГ и Восточной Европы. На новый уровень выходят долгосрочные отношения с Китаем.

В настоящее время из Казахстана поставляется на внешний рынок более ста наименований разнообразных товаров. Высоким спросом на мировом рынке пользуются казахстанские цветные металлы, ферросплавы, минеральные удобрения, чёрные металлы, углеводородное сырьё. Важную группу экспортных товаров составляет также продукция легкопромышленного комплекса: зерновые, хлопок, шерсть, кожевенное сырьё.

В структуре импорта преобладают закупки оборудования, транспортных средств, приборов, сырьё для производства пищевых продуктов.

 

  СРО № 22 Выучить стихотворение наизусть

 

Действия размеренны точно до микрона,
Каждый шаг так выверен, раз и навсегда,
Он запрограммирован, подчинен закону,
Это люди-роботы, такова среда!

Вижу я, что роботы – не всегда машины,
И у роботов-людей - разные глаза,
И что в жизни есть цвета – розовый и синий,
Все приходит и уходит быстро, в никуда!

 

СРОП №8 Напишите эссе на тему «Роботы в нашей жизни» или составьте текст-пожелание молодому человеку, который собирается сконструировать новую версию робота-помощника

 

  СРО № 23 Прочитайте текст и перескажите его. Владимир Клавдиевич Арсеньев родился в 1872 г. Арсеньев очень рано стал готовить себя к исследованию отдалённых окра­ин России. Наибольший интерес исследователя привлёк Уссурийский край. В Уссурийский край исследователь прибыва­ет в 1899 г., и с этого времени начинается деятельность Арсень­ева по исследованию Уссурийского края. Во время одной из экспедиций в 1902 г. Арсеньев встретил гольда [нанайца] Дерсу Узала, и эта встреча сыграла огромную роль в последующей деятельности Арсеньева. Дерсу Узала рас­крыл перед Арсеньевым многие тайны Уссурийской тайги. В результате ряда экспедиций Арсеньеву удалось собрать большой научный материал о животном и растительном мире Уссурийского края. На основе путевых дневников Арсеньев в 1918—1920 гг. написал две книги: «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Эти книги получил в Сорренто М. Горький. Ког­да Горький прочитал эти книги, он горячо поздравил Арсеньева.
  СРО № 24     Реферат «Отели мира» - видеопрезентация (5-6 слайдов).  

 

  СРО № 25 «Государственные символы Республики Казахстан» - видеопрезентация (5-6 слайдов).  

 

СРОП №9 Напишите эссе на тему «Моя Родина - Казахстан»

 

  СРО № 26 Прочитайте и перескажите текст. Искусство украшает нашу жизнь, делает ее более содержательной и интересной. Оно обогащает нас информацией, которую мы воспринимаем без напряжения, с удовольствием, воспитывает в нас чувство гуманности. Произведения искусства волнуют и восхищают, будят чувство гордости, демонстрируя необъятные возможности человеческого таланта. Искусство многогранно – это архитектура, живопись, графика, музыка и хореография, театр, кино и литература. Каждый вид искусства имеет свою историю, свои традиции. Но все они преследуют одни цели, все они служат человеку, обогащая его эмоциональный мир, расширяя его кругозор и культуру. Музыка может вселять в человека веру в собственные силы и возможности, может навевать те или иные воспоминания, создавать настроение торжественности или восторженности. Музыка помогает человеку в труде, способствует сближению людей и их взаимному общению. скрашивает одиночество и вдохновляет на хорошие поступки.  
  СРО № 27 Подготовьте видеопрезентацию на тему «Казахская народная песня».  

 

  СРО № 28 Прочитайте и перескажите текст.    

Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин образован путем слияния слов “информация” и “автоматика”. В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

Программирование − в обычном понимании, это процесс создания компьютерных программ. Обычно программа вводится в компьютер программистами, и первые программы создавались математиками и логиками. Первые компьютеры были все-таки не цифровыми, а аналоговыми. Проще говоря, они были сначала механическими, потом электромеханическими и, уже потом, электронными.

Программирование сочетает в себе элементы науки (логики, математики, информатики, кибернетики), инженерной дисциплины и искусства. Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются программистами, а те, кто разрабатывает алгоритмы − алгоритмистами, специалистами предметной области, математиками. Эти профессии очень востребованы в современном мире.

 

СРОП №10 Напишите эссе на тему «Русское народное творчество»

 

  СРО № 29 Выучить стихотворение наизусть. «Про подарки» Да здравствуют подарки! На всякий разный лад. Филателисту – марки, Красавице – наряд. Бриллианты – королеве, А шпагу – королю. Одним – синицу в небе, Другим – по журавлю. Пусть свой подарок каждый - Получит в нужный срок, Друзьям его покажет Иль спрячет под замок. Порадовать кого-то Приятно и легко, Вниманье и заботу Цените высоко!(Николаева Полина).
  СРО № 30 Реферат на тему «Книга – лучший подарок»

 

  СРО № 31 Подготовить видеопрезентацию на тему: «Казахские традиции».  

 

СРОП №11 Напишите эссе (5-7 предложений) на тему «Казахские национальные игры».  

 

СРО № 32 Выучите стихотворение наизусть.

О времени

Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки и очень краткие часы.

СРО № 33 Прочитайте и перескажите текст.

На берегу большого океана жил Камень. Он смотрел на полёты чаек, на шум прибоя и очень тосковал. Другие камни целый день нежились на солнце и рассказывали свежие сплетни.

У Камня была странная мечта. Он хотел плавать. Все знали об этом, и Камень часто слышал злые шутки от своих соседей.

Проходили дни, месяцы, годы. Некоторые камни уносило штормом, некоторые приносило. А Камень всё ждал и верил в свою мечту. Он видел сны, как он уплывёт далеко-далеко и увидит страны, о которых ему рассказывали чайки.

Однажды ночью Камень проснулся от какого-то шума. Этот шум шёл от него самого. «Тук — тук!» — что-то стучало внутри него. В тревоге он пошевелился. Пошевелился!!! Только сейчас он понял, что сбылась его мечта. Внутри у него билось сердце, он мог ходить! Осторожно, медленно он подошёл к воде. Океан мягко принял, поднял его и понёс в свои бескрайние просторы. Пришло утро. Он был первой на Земле Черепахой.

 

  СРО № 34 Подготовить видеопрезентацию на тему: «Эстетика в моей профессии».  

 

СРОП №12 Напишите эссе (5-7 предложений) на тему «Этические нормы обучающегося».  
СРО № 35 Прочитайте текст и перескажите его.

 

Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, – это искренняя, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства – души детей. Имя ему – ответственность перед детьми. Заботясь об этом богатстве, знайте, оно возвратится к вам.

Придет время, когда дети станут сильнее и мудрее – это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единственным источником счастья будет сознание того, что в духовной жизни детей родители становятся огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в разуме, в сердце, в каждом побуждении и устремлении дети будут видеть, прежде всего, долг и ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.

 

СРО № 36 Выучите стихотворение наизусть.
Гостеприимство Мы любим дом, Где любят нас. Пускай он сыр, пускай он душен, Но лишь бы теплое радушье Цвело в окне хозяйских глаз.  
И по любой мудреной карте Мы этот странный дом найдем – Где длинный чай, Где робкий фартук, Где равно – в декабре и в марте – Встречают с солнечным лицом! И. Уткин    
     

 

  СРО № 37 Выучить стихотворение наизусть.  

Что такое красота?

Что такое красота?

Спор зашёл случайно.

Это спорили глаза

И душа печально.

С блеском спорили глаза

В этом их натура.

Тихо слушала душа

Эти восклицанья.

Красота - это когда

Мир богат духовный

А внутри и доброта

И уют любовный.

Красота только тогда

Совершенной станет,

Когда душа и глаза

Спорить перестанут.

 

СРОП №13 Напишите эссе (5-7 предложений) на тему «Внешний и внутренний мир».  

 

  СРО № 38 Прочитайте текст и перескажите его.  

Говорящий слон Батыр — впервые в мире, этот факт способности слонов к обучению и применению человеческой речи в общении произошёл и описан в Казахской ССР, что послужило изменению отношений учёных всего мира к этому виду животных и зарождению новых направлений в науке.

По сообщениям сотрудников зоопарка и других свидетелей, Батыр обладал способностью подражать звукам окружающего мира — речи людей, лаю собак и другим звукам. Эта особенность Батыра, по сообщениям прессы, была замечена сотрудниками зоопарка зимой 1977 года и начала исследоваться, после чего о нём вышло несколько научно-популярных статей и заметок в прессе. Во время наблюдения за слоном были произведены аудиовизуальные записи, которые сохранились до наших дней.

Самое удивительное, что в природе есть еще немало загадок и тайн, которые человечеству предстоит открыть и познать. Леонид Леонов писал, что любовь к Родине надо воспитывать с любви к природе. Начинать это воспитание надо с детства. Человек, который понимает и ценит природу, становится благороднее и чище.

 

  СРО № 39 Реферат «Спорт высших достижений»  

 

  СРО № 40   Прочитайте текст. Объясните употребление выделенных глаголов.

Семейный совет

Каждую пятницу вечером мы устраиваем маленькое совещание и решаем, как будем проводить свободные дни. Мы - это мама, папа, сестра Наташа, я и собака Джери. Собака, конечно, не принимает участия в наших разговорах, но она всегда устраивается у наших ног и преданно смотрит папе в глаза. В эту пятницу мы тоже собрались все вместе и стали обсуждать, куда поедем. Папа предложил очень интересный маршрут. Мы с радостью согласились, и стали строить планы, как в горы поднимемся, воздухом подышим, будем фотографироваться и устроим пикник на природе. Мы уже настроились на отдых, как вдруг по радио объявили, что завтра будет плохая погода.

«Что будем делать? - спросила мама. - Это расстраивает наши планы». «Ничего, - сказал папа. - Может быть, дождь будет идти не весь день и не испортит нашу поездку. Не расстраивайтесь, не вешайте носа».

 

  СРОП № 14   Напишите эссе «Под крышей дома своего»

 

  СРО № 41   Подготовьте видеопрезентацию на тему «СМИ Казахстана».

 

  СРО № 42   Прочитайте текст. Перескажите содержание.

 

Казахстан по общей площади территории занимает девятое место в мире, а по численности населения — шестьдесят второе. В стране проживает 130 этнических групп, объединяющих около 17 млн. человек. Казахстан граничит с Узбекистаном, Китаем, Кыргызстаном, Туркменистаном и Россией. Длина границы между Казахстаном и Россией занимает первое место в мире по протяженности.

Второй по величине в мире (после Большого каньона в Аризоне, США) каньон Чарын находится в Казахстане. Его стены предстают глубокими расщелинами, пещерами и гротами, что создает впечатление огромного призрачного города.

Казахстан славится исключительным богатством недр — это настоящая сокровищница всех важнейших видов современного минерального сырья. Здесь найдено 99 элементов из таблицы Менделеева. Казахстан входит в десятку стран мира с самыми богатыми запасами угля, золота и железной руды.

 

  СРОП № 15   Напишите эссе «Земля – наш общий дом»

 

  СРО № 43   Подготовьте видеопрезентацию «Экологические проблемы Казахстана»

 

  СРО № 44   Подготовьте видеопрезентацию на тему «Заповедники Казахстана»

 

  СРО № 45   Выучите стихотворение наизусть.

Вечер.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, лучами,

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном, -

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

 

Казахские обычаи и традиции  

 

1. Ат қою

Наречение. Казахи придают особое значение этой торжественной церемонии. Ребенку стараются дать красивое имя или имя знаменитого человека, чтобы он стал похож на того человека. При этом обряд поручается выполнить уважаемым людям, которые тут же и благословляют новорожденного (бата). Вместе с тем, родители избегают называть детей именами великих и святых. Имена в прежние времена часто давались в зависимости от обстоятельств, имевших место при рождении ребенка. Например, если мальчик появился в месяце Наурыз, то сына называли Наурызбаем, если во время айта — Айтбаем, во время сенокоса — Шөптібаем. Если рождались одни девочки, то им давали имена Үлбосын, Үлтуған, Үлмекен (үл — мальчик) в надежде, что следующим родится обязательно наследник. Чтобы не сглазить, ребенку давали и такие смешные имена, как Башай, Коскулан, Итемген, Кушік и т.п. В наше время очень часто детям дают имена многоуважаемых людей: Бауыржан, Абай, Олжас, Сэкен, Абылай, Фариза [64].

 

 

 

 

2. Бесікке салу

«Бесік» - колыбель - считается священной реликвией в каждой семье. Ее в большинстве случаев дарят внуку родственники по линии матери «нағашы». Бесік бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбельке, в которой некогда спал его отец.

Когда ребенка впервые укладывают в колыбель, проводится обряд «бесікке салу» (укладывание в колыбель). Право осуществить такую ответственную миссию поручается, как правило, специально приглашенной мудрой и уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомство.

Прежде чем укладывать младенца в колыбель, к ее изголовью привязывают амулет, который, согласно поверью, будет защищать его от злых духов.

После того, как уложили малыша, колыбельку накрывают семью различными вещами, каждая из которых имеет определенный смысл и, согласно поверью, может оказать влияние на судьбу ребенка. Например, шуба или дорогой чапан – символ богатства, положения в обществе, уздечка означает пожелание родителей видеть сына сильным и ловким, способным обуздать любого коня, а кебенек – походная одежда для героев и храбрецов, - сулит ему славу батыра – защитника Отечества.[65]

 

 

 

 

3. Қырқынан шығару

На 41 день со дня рождения ребенка женщины, собравшиеся в доме ново­рожденного, купают малыша, впервые стригут ему волосы и ногти. За это исполнившим обряд, полагается дарить подарки в знак благодарности, а всех присутствовавших при знаменательном событии, приглашают к дастархану. Кстати говоря, у казахов числа 3, 7, и 41 считаются особенными, благодатными [68].

 

 

 

 

4. Тұсаукесер.

Разрезание пут. Этот ритуал проводится, когда малыш делает первые шаги. Его ножки обвязывают тонким пестрым шнурком или веревкой, сплетенной из травы, разрезать которые доверяют энергичному многодетному человеку. Обряд сопровождается песнями и пожеланиями, чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни. Ритуал завершается тоем. В старину после "тұсаукесер" ребенку дарили коня и седло. Пестрый шнурок подразумевает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы — будущий джигит должен уметь преодолевать трудности. Веревка, сплетенная из травы, означает процветающую жизнь и много детей [72]

 

 

 

 

5. Сүндет тойы

Когда мальчику исполняется 3, 5 или 7 лет (в нечетный год), он должен пройти через обряд обрезания. Обычай называют религиозным, хотя ему следуют не только мусульмане. Казахи считают обрезание родительским долгом и относятся к нему как к семейному празднику. Приглашаются гости, готовится угощение, виновнику торжества дарят коня и множество других подарков [65].

 

 

 

 

6. Тілашар

В семилетнем возрасте мальчиков отдавали в медресе или в школу для получения образования. В их жизни это было знаменательное, запоминающееся событие. В первый день занятий ребенка одевали особенно нарядно, дарили школьные принадлежности и устраивали небольшой праздник. Этот той назывался — "тілашар". Старшие благословляли своих детей, напутствуя их словами: "Будь ученым", "Будь акыном" и т. д.

Такой обычай помогал ребенку почувствовать, что на него возлагают надежды, что он уже взрослый и для него открывается новый мир [74,75].

 

 

7. Ашамайға мінгізу

Этот торжественный обряд имеет огромное воспитательное значение и знаменует собой новый этап в жизни мальчика. В возрасте 6-7 лет ему дарят коня, торжественно вкладывают в руки камчу и сажают на оседланного укрощенного коня, провозглашая, что отныне он джигит. Это возвышает ребенка, у него появляется чувство ответственности. Заодно ребенка приобщают к труду. В торжественный момент "Ашамайга мінгізу" дедушка ребенка благословляет внука, а бабушка радостно осыпает его "шашу". Дети постарше устраивают байгу, а взрослые — небольшой той [75].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.