1. Сущность, формы и причины международной миграции рабочей силы
2. Современные направления миграции рабочей силы. Мировые центры притяжения рабочей силы
3. Экономические эффекты миграции: выгоды и издержки страны импортера и страны-экспортера рабочей силы
4. Регулирование международной миграции рабочей силы. Миграционная политика государства: цели и инструменты.
1. Международная миграция рабочей силы – межстрановое перемещение трудоспособного населения, предполагающее использование рабочей силы за пределами национальных границ в течение определенного времени. Она является составной частью общего процесса международной миграции населения в качестве международной трудовой миграции.
Международная трудовая миграция включает в себя иммиграционные и эмиграционные потоки. Иммиграция – перемещение населения из-за рубежа в данную страну. Эмиграция – перемещение населения из данной страны за рубеж. Реэмиграция (обратная эмиграция) – возвращение эмигрантов на постоянное местожительство.
Международная миграция рабочей силыстала глобальным процессом, затронувшим все страны и континенты, различные слои населения. В настоящее время в мире насчитывается около 35 млн. работников-мигрантов.
С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства различают легальную трудовую миграцию (без нарушения законодательных норм) и нелегальную (с нарушением законодательства).
В зависимости от сроков миграции ее делят на окончательную или временную.
По причинам перемещения населения миграцию называют добровольной или вынужденной.
По характеру перемещения населения миграцию подразделяют на периодическую, сезонную и маятниковую.
Согласно классификации МОТ, выделяют пять типов потоков международной миграции.
1. Переселенцы
2. Работающие по контракту
3. Профессионалы
4. Нелегальные иммигранты
5. Поток вынужденных мигрантов - беженцы и фактически приравненные к ним в некоторых странах вынужденные переселенцы..
Международная трудовая миграция обусловлена прежде всего экономическими причинами, главными из которых являются:
- различный уровень экономического развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается в страны с более высоким уровнем жизни;
- различная степень обеспеченности стран трудовыми ресурсами. Она влияет на объем производства, на различие в уровнях заработной платы. Если в стране избыток трудовых ресурсов и безработица, то это создает стимул для эмиграции;
- зарубежная деятельность транснациональных корпораций (ТНК). В данном случае происходит перемещение рабочих к рабочим местам в зарубежные филиалы ТНК;
Международное движение трудовых ресурсов порождается также неэкономическими факторами: политическими, религиозными. экологическими, семейными, лучшими перспективами социального продвижения.
2. Направления международной миграции меняются с изменением экономических условий в отдельных странах, регионах, в мировом хозяйстве в целом.
Основными центрами притяжения иммиграции являются:
- США, Канада и Австралия;
- Западная Европа;
- Нефтедобывающие страны Ближнего Востока;
- Азиатско-тихоокеанский регион (АТР).
В центрах притяжения иностранной рабочей силы образовались мировые рынки труда.
3. Международная миграция рабочей силы вызывает многообразные экономические и социальные последствия как в странах-импортерах, так и в странах-экспортерах. Экономические эффекты проявляются в воздействии на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы.
В стране-импортере рабочей силы средний уровень заработной палаты снижается вследствие притока иммигрантов из-за рубежа. Наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостояние отдельных групп общества уменьшается. Вместе с тем предприниматели получают экономию от снижения издержек на продукцию, производимую с использованием дешевого труда иммигрантов.
Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых поступлений, а также на государственные расходы. Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше. В стране иммиграции возникает экономия государственных расходов на образование. Вместе с тем часть менее квалифицированных мигрантов нуждается в государственной поддержке, что увеличивает государственные расходы. Положение нелегальных эмигрантов удерживает их от пользования социальными пособиями, благотворительными выплатами, поэтому государственные расходы в связи с их пребыванием незначительны.
Однако в связи с ростом иммиграции возникают разного рода негативные социальные последствия: перенаселенность и связанные с ним социальные конфликты, рост преступности, столкновения между местным населением и иммигрантами на этнической, религиозной и др. почве.
Страна, экспортирующая рабочую силу, получит большие валютные поступления за счет переводов иммигрантов семьям, родственникам; в виде налогов, уплачиваемых фирмам-посредникам; в ряде случаев прямые компенсации за утечку рабочей силы, получаемые от стран, импортирующих ее. В начале 90-х годов 10 стран мира имели от мигрантов в виде валютных поступлений более 1 млрд. долл., а около 40 стран – не менее 100 млн. долл. С начала 80-х гг. до настоящего времени экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Для Пакистана переводы рабочих из-за рубежа превышают поступления от экспорта товаров и услуг в пять раз. Для Египта этот показатель составляет 40%, Марокко — 50%, Турции — 60%, Индии — 80%. Согласно данным ООН, на денежные переводы мигрантов приходится свыше 20% ВВП Молдовы, Боснии и Герцеговины, свыше 10% ВВП Албании. Армении и Таджикистана. (Капитал, 18 января 2007 г. Д. Зибаев. «Денежные переводы –«тройная выгода мирантам»)
В то же время отток избыточной рабочей силы из страны экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработицу, снижает социальное напряжение.
Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую квалификацию, может способствовать росту ВНП в стране. Однако часть высококвалифицированных иммигрантов не спешит возвращаться домой, вследствие чего если принимающие страны выигрывают от «утечки мозгов», то страна-донор не только теряет ценный научный потенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, осуществлять инвестиции в образование и профессиональную подготовку.
4. Миграция населения – важный фактор социально-экономического развития любой национальной экономики и международной экономики в целом. Это обусловливает необходимость проведения миграционной политики. Под миграционной политикой понимается совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.
Целями международной миграционной политики являются определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционном процессе.
Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства, а также двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.
В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована.
Принимающую страну могут интересовать мигранты определенного возраста, обладающие хорошим здоровьем, не привлекавшиеся к уголовной ответственности. Поощряется прежде всего иммиграция работников высокой профессиональной квалификации и молодежи. Практический интерес также представляет привлечение контрактных (временных) рабочих, выполняющих тяжелую, монотонную работу, не представляющую интереса для местного населения.
Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно в стране-импортере рассчитывается и утверждается показатель иммиграционной квоты.(В РК в 2005 году квота на привлечение иностранной рабочей силы была установлена в размере 0,32 % от экономически активного населения. По состоянию на 1 декабря 2005 года по оперативным данным в республике работало 18,7 тыс. иностранных граждан).
Разрабатываются финансируемые из бюджета программы, направленные на преодоление стихийного развития миграции, повышение эффективности использования потенциала мигрантов, уменьшение негативных последствий трудовой миграции. Предпринимаются меры по усилению контроля за нелегальной иммиграцией.
Многие западные страны с 70-х годов принимают меры по стимулированию репатриации работников, иммигрировавших в прошлом. Для этого реализуются специальные программы. При добровольном выезде иммигрантам оказывается материальная помощь и другая поддержка.
Существуют также программы экономической помощи странам-экспортерам рабочей силы. Они реализуются путем заключения соглашений между странами массовой иммиграции и массовой эмиграции о создании новых предприятий на родине реэмигрантов. Программы профессиональной подготовки иммигрантов рассчитаны на то, чтобы у них появился стимул вернуться на родину и там в новом качестве полнее реализовать приобретенный потенциал.
Основными целями миграционной политики стран-экспортеров рабочей силы являются регулирование ее оттока и защита интересов граждан-мигрантов за рубежом. Устанавливаются масштабы эмиграции и определяется качественный состав эмигрантов. Регулируются поступления от экспорта рабочей силы. Для привлечения валютных средств в страну экспортера рабочей силы открываются валютные счета эмигрантам под более высокую процентную ставку. В некоторых странах определяется доля заработной платы работников мигрантов, которую они должны переводить в свою страну. Осуществляется обязательное государственное лицензирование деятельности по найму граждан для работы за рубежом. Определяются конкретные формы найма рабочей силы за границей.
В политике большинства стран-реципиентов достаточно четко прослеживается тенденция к ограничению иммиграции. На массовую легальную иммиграцию ориентированы рынки США, Австралии и Канады.
Проблемы миграции населения находятся в центре внимания различных международных организаций. Комиссия ООН по народонаселению из имеющегося фонда субсидирует национальные программы в области миграции населения. Международная организация труда (МОТ) занимается регулированием межстрановой миграции населения. Международная организация по миграции (MOM) акцентирует внимание на организации межстрановой миграции, изучает опыт разных стран в миграционном процессе. Межправительственный комитет по вопросам миграции создан в регионе Западной Европы.