Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 7. Внешнеторговая политика и ее инструменты



 

1. Необходимость, цели и направления внешнеторговой политики

2. Основные инструменты внешнеторговой политики

3. Таможенный тариф: функции, виды и последствия применения

4. Нетарифные методы внешнеторговой политики

 

1. Как известно, экономисты-классики доказывали выгодность для торгующих стран свободы внешней торговли. Однако, как показали более поздние исследования экономистов ХХ в., выгоды от участия в международной торговле распределяются неравномерно как между торгующими странами, так и внутри них между разными группами людей. Поэтому для защиты своих интересов и поддержки отдельных групп национальных производителей каждая страна проводит определенную внешнеторговую политику.

Основные цели государства во внешнеторговой сфере – 1) содействие экспорту товаров и 2) ограничение импорта, который наносит ущерб национальным производителям.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают два направления (вида) внешнеторговой политики: протекционистскую политику и политику свободной торговли (фритредерство или открытая торговая политика).

Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Протекционизм – политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции и стимулирующая развитие экспортного производства.

В реальной практике и большинстве случаев страны проводят гибкую или умеренную внешнеторговую политику – избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли.

2. Многообразные инструменты государственного регулирования международной торговли по характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы.

Классификация инструментов торговой политики

  Тарифные инструменты   Нетарифные инструменты
Количественные Скрытые Финансовые
Таможенные пошлины   Тарифная квота   Квотирование Лицензирование «Добровольные» ограничения экспорта Государственные закупки Технические барьеры Налоги и сборы Требования к содержанию местных компонентов Субсидии   Кредитование   Демпинг

3.Тарифные ограничения заключаются в установлении определенного уровня таможенных пошлин на ввозимые (импортируемые) или вывозимые (экспортируемые) товары. Таможенная пошлина представляет собой налог, которым облагаются товары при их импорте или экспорте. Систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) перечень таможенных пошлин образует таможенный тариф. В зависимости от контекста под термином «таможенный тариф» понимается также конкретная ставка таможенной пошлины или инструмент торговой политики.

Таможенные пошлины выполняют фискальную и протекционистскую функции. Протекционистская функция направлена на защиту национальных товаропроизводителей, фискальная – на обеспечение поступления средств в государственный бюджет страны.

Существует ряд видов таможенных пошлин, классификация которых может быть проведена по различным признакам. Так, специфические таможенные пошлины начисляются в установленном размере за единицу товара (например, 10 долларов за 1 тонну), адвалорные – в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 10% от таможенной стоимости).

В подавляющем большинстве случаев таможенные тарифы используются как инструмент ограничения импорта, т.е. накладываются на импортные товары с целью повышения их цены и защиты тем самым внутреннего рынка страны.

Тарифные ставки во всех странах дифференцированы в зависимости от того, какие именно товары импортируются. Структура тарифов многих стран обеспечивает, прежде всего, защиту национальных производителей готовой продукции, не создавая особых препятствий ввозу сырья и полуфабрикатов. Повышение уровня таможенных ставок по мере роста степени их обработки называется тарифной эскалацией.

Экспортные пошлины, накладываемые на вывозимые за пределы таможенной территории государства, применяются в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и не используются большинством развитых стран. Целями его введения являются: 1) обеспечение поступлений в бюджет (фискальная функция); 2) предотвращение нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые ниже мировых (балансировочная функция).

Принимая решения по введению или отмене тарифных ограничений, необходимо учитывать экономические последствия тарифного регулирования.

Традиционно существуют защитники и противники тарифов (или протекционистских мер в целом), приводящие для обоснования своих взглядов аргументы «за» и «против».

Сторонники утверждают, что тарифы необходимы, поскольку они:

1) служат средством стимулирования и поддержки отечественного производства, когда оно не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом. Его отсутствие может привести к потере рабочих мест и безработице;

2) обеспечивают защиту молодых отраслей (только возникших и формирующихся под влиянием НТП) от конкуренции более эффективных иностранных фирм;

3) в периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры необходимы для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции;

4) таможенные пошлины на импортные товары служит важным источником пополнения бюджетных средств. Данный аргумент имеет особую значимость для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Основными аргументами, выдвигаемыми противниками тарифов, является следующее:

1) секторы национальной экономики, защищенные таможенными барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремление к прогрессу и инновациям уничтожается возможностями сохранить высокие уровни доходов и монопольные привилегии;

2) отечественный потребитель дороже платит за товар, причем не только за импортный, облагаемый таможенной пошлиной, но и за подобные национальные товары;

4) ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций, и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса;

5) одностороннее введение жестких протекционистских мер может привести к торговым войнам;

6) высокие тарифы вызывают рост контрабандного ввоза товаров.

4.Нетарифные ограничения в первую очередь можно подразделить на: 1) количественные; 2) скрытые; 3) финансовые.

Наиболее распространенным видом количественных ограничений является квотирование – прямое ограничение объемов ввоза или вывоза товара (импортные и экспортные квоты).

Другим способом количественного ограничения экспорта или импорта товаров является лицензирование – выдача государственными органами разрешения на вывоз или ввоз товаров в установленных количествах и на определенный период времени.

Особым количественным инструментом являются «добровольные» ограничения экспорта, вводимые странами-экспортерами под политическим давлением страны - торгового партнера. Этот метод обычно применятся в торговле между промышленными развитыми странами.

Существенную роль среди нетарифных ограничений играют методы скрытого протекционизма. Они представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, к которым относятся технические барьеры, внутренние налоги и сборы, требование к содержанию местных компонентов и многие другие. По некоторым оценкам существуют несколько сотен методов скрытого протекционизма.

Финансовые методы торговой политики направлены поддержку национальных экспортеров. Наиболее распространенными из них являются субсидии, кредитование и демпинг.

Экспортная субсидия – денежная выплата из государственного бюджета, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

Экспортное кредитование – финансовое стимулирование государством развития национального экспорта (субсидирование кредитов, предоставление государственных кредитов, страхование экспортных рисков).

Демпинг – продвижение товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующих в этих странах. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм-экспортеров, так и за счет государственных субсидий экспортерам. Однако демпинг запрещен правилами ВТО. Страна, национальный рынок которой подвергается демпингу, имеет право наложить антидемпинговые пошлины на иностранные товары, ввозимые по заниженным ценам.

Если тарифные ограничения стали активно регулироваться с созданием в 1947 г. ГАТТ (GATT) и в настоящее время находятся под жестким контролем ВТО (возникшего в 1995 г. на основе ГАТТ), то, в отличие от них, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями и в этом плане дают большую свободу правительствам в проведении торговой политики.

Современный протекционизм выражается в создании между странами торгово-экономических блоков и интеграционных объединений (н-р, ЕС, НАФТА и др.). Внутри торгово-экономических блоков – либерализация, а в отношении третьих стран применяется дискриминационный режим.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.