1. Ограниченность классических теорий и появление новейших (альтернативных) теорий международной торговли
2. Теория эффекта масштаба
3. Теория внутриотраслевой торговли
4. Теория жизненного цикла товара
1. Во 2-й п. ХХ в. появился ряд новых теорий, в которых отразились во-1-х, изменения в практике международной торговли и, во-2-х – новые подходы к ее анализу. В данных теориях рассматривались новые явления, которые не могли быть объяснены с позиций классических теорий и теории соотношения факторов производства Х-О.
Важнейшие изменения в практике международной торговли во 2-й п. ХХ в.:
1. изменение структуры мировых рынков, которые становятся олигополистическими, либо рынками монополистической конкуренции (в отличие от рынков совершенной конкуренции, существовавшими во время появления классических теорий);
2. резкое увеличение в международной торговле роли ТНК (транснациональных корпораций), которые конкурируют между собой посредством дифференциации однородных товаров;
3. повышение в международной торговле удельного веса внутриотраслевой торговли – встречных поставок схожих товаров, причем между странами, обеспеченных факторами производства примерно в одинаковой пропорции;
4. превращение научно-технического прогресса в доминирующий фактор развития торговли и росту обмена между развитыми странами техно- и наукоемкой продукцией.
2. В начале 80-гг. ХХ в. америк. экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическим теориям объяснение международной торговли, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта масштаба: при определенной технологии и организации производства по мере увеличения объема выпуска продукции долговременные средние издержки сокращаются, т.е. возникает экономия, вызванная массовым производством. Если страны (промышленно развитые) обеспечены факторами производства примерно в одинаковой пропорции, то они могут с выгодой торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Такая специализация позволяет расширять объемы производства и производить продукт с меньшими затратами (средними издержками), следовательно, по более низкой цене. Т.о. причиной специализации и торговли служит снижение издержек производства на основе действия эффекта масштаба.
Реализация эффекта масштаба ведет к образованию либо олигополистических рынков с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с внутриотраслевой торговлей дифференцированными товарами. В результате происходит концентрация производства и укрупнение фирм, а международная торговля все больше концентрируется в руках ТНК. Конкуренция на рынках перестает быть совершенной как в эпоху классических теорий.
3. Модель внутриотраслевой торговли была разработана в 60-80-е гг. ХХ в. америк. экономистом Б. Балассой. Внутриотраслевая торговля – это обмен между странами гомогенными (однородными) или дифференцированными (отличающимися друг от друга однотипными продуктами) товарами. Межотраслевая торговля – это обмен между странами гомогенной продукцией разных отраслей. Классические теории и теория Х-О могут объяснить межотраслевую, но не внутриотраслевую торговлю.
Теория внутриотраслевой торговли дополняет теорию эффекта масштаба и объясняет возникновение торговли между странами продукцией одних и тех же отраслей следующими причинами:
1. различия во вкусах потребителей разных стран позволяют вести торговлю дифференцированными товарами;
2. действие эффекта масштаба позволяет странам концентрироваться и специализироваться на производстве каких-либо разновидностей одних и тех же товаров;
3. экономия на транспортных издержках делает выгодной торговлю гомогенными товарами, если определенные части территории торгующих стран близко расположены друг от друга;
4. сезонные различия в производстве некоторых товаров (например, в созревании продукции растениеводства) позволяют торговать одинаковыми товарами в разные периоды времени (сезоны);
4. В 60-гг. ХХ в. америк. экономист П Вернон предложил теорию жизненного цикла продукта для объяснения развития мировой торговли готовых изделий, выпускаемых на основе НТП. Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии: 1. внедрение: разработка новой продукции, ее мелкосерийное производство концентрируется в стране нововведения, экспорт незначителен; 2. рост: производство новой продукции распространяется в других странах, расширяется его экспорт; 3. зрелость: технология производства нового товара распространяются по миру, его производство перемещается в развивающиеся страны; 4. упадок: производство и рынки сбыта продукта концентрируются в развивающихся странах с дешевыми ресурсами, а страна нововведения становится его чистым импортером.