1. Собирание сведений, составляющих государственные секреты, путем похищения документов, подкупа или угроз в отношении лиц, владеющих государственными секретами, или их близких, перехвата в средствах связи, незаконного проникновения в компьютерную систему или сеть, использования специальных технических средств либо иным незаконным способом, а равно распространение неправомерно полученных сведений, составляющих государственные секреты, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа -
2. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе либо в связи с производством по уголовному, гражданскому делу, делу об административном правонарушении, а равно в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, при отсутствии признаков государственной измены -
3. Разглашение сведений, составляющих служебную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе либо в связи с производством по уголовному, гражданскому делу, делу об административном правонарушении, а равно в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, при отсутствии признаков государственной измены, если это повлекло причинение крупного ущерба или наступление иных тяжких последствий, -
4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли наступление тяжких последствий, -
Примечание. Крупным ущербом признается ущерб на сумму, в пятьсот раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления.
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что незаконно собранные или разглашенные сведения, составляющие государственные секреты, могут стать достоянием иностранных спецслужб и причинить ущерб национальной безопасности Республики Казахстан. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие сохранность государственных секретов. Предметом преступления являются сведения, составляющие государственные секреты. Объективная сторонапреступления характеризуется совершением одного из следующих деяний: 1. собирание сведений, составляющих государственные секреты; 2. разглашение сведений, составляющих государственную тайну; 3. разглашение сведений, составляющих служебную тайну. Собирание сведений, составляющих государственные секреты, влечет ответственность по данной статье, если в деянии виновного отсутствуют признаки государственной измены или шпионажа.
Под собиранием сведений, составляющих государственные секреты понимаются действия, направленные на незаконное получение этих сведений. Способы собирания сведений, составляющих государственные секреты: - похищение документов; - подкуп или угроза в отношении лиц, владеющих государственными секретами или их близких; - перехват в средствах связи; - незаконное проникновение в компьютерную систему или сеть; - использование специальных технических средств. С субъективной стороны ч. 1 ст. 172 УК РК характеризуются виной в форме прямого умысла, т.е. виновное лицо осознает, что в результате совершенных действий становиться обладателем сведений, составляющих государственные секреты, к которым он не имеет законного доступа. Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственные секреты, при котором они становятся достоянием посторонних лиц. Предметом ч. 2 ст. 172 УК РК являются сведения, составляющие государственную тайну. Под государственной тайной понимаются сведения военного, экономического, политического и иного характера, разглашение или утрата которых наносит или может нанести ущерб национальной безопасности РК. Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием. Преступление считается оконченным в момент когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали общий смысл. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется виной в форме прямого и косвенного умысла. При совершении преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати). При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известным посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора в общественном месте). Субъектомпреступления является специальный субъект — физическое вменяемое, достигшее 16 лет лицо, которому сведения, составляющие государственные секреты были доверены или стали известны по службе или работе. ч. 3 Под служебной тайной понимаются «сведения, имеющие характер отдельных данных, которые могут входить в состав государственной тайны, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальным интересам государства, интересам государственных органов и организаций Республики Казахстан». ч. 4 Тяжкие последствия – категория оценочная. Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения переход сведений в обладание иностранного государства, срыв программы глобальных научных исследований, арест или гибель сотрудников спецслужбы. Разглашение государственной тайны следует отличать от государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям. Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственную тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу.