1. Государственная измена, то есть умышленное деяние, совершенное гражданином Республики Казахстан с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан, выразившееся в переходе на сторону врага во время вооруженного конфликта, а равно в шпионаже, выдаче государственных секретов либо ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Республики Казахстан,
2. Те же деяния, совершенные в военное время, -
Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало предотвращению наступления ущерба интересам Республики Казахстан и если в его действиях не содержится состава иного преступления.
Непосредственным объектом государственной измены является внешняя безопасность и суверенитет Республики Казахстан. Объективная сторона государственной измены характеризуется совершением любого из следующих действий: 1) переход на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта; 2) шпионаж; 3) выдача государственных секретов; 4) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Республики Казахстан. Для наличия объективной стороны данной формы государственной измены необходимы три признака: 1) особая обстановка перехода на сторону врага — обстановка войны или вооруженного конфликта; 2) вступление гражданина РК в контакт с военным противником; 3) цель контакта — оказание помощи военному противнику. Шпионаж заключается в передаче, а равно собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственные секреты, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности или суверенитета РК. Выдача государственных секретов заключается в умышленном сообщении гражданином РК представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственные секреты (государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права). Выдача государственных секретов может осуществляться любым способом (устно, письменно, передачей схем, карт, образцов и так далее). В отличие от шпионажа выдача государственных секретов состоит в сообщении или передаче сведений, которыми виновный располагает по службе или работе, поэтому у него нет необходимости собирать или похищать их. Отличаются эти формы (шпионаж и выдача государственных секретов) государственной измены также по предмету преступления. При выдаче государственных секретов предметом преступления могут быть только сведения, составляющие государственные секреты, а при шпионаже - сведения, составляющие государственные секреты и любые иные сведения, которые могут быть использованы в ущерб внешней безопасности и суверенитета РК. Выдача государственных секретов признается оконченным преступлением с момента перехода сведений, ее составляющих, в адрес иностранного государства, иностранной организации либо их представителей.
Субъективная сторонагосударственной измены характеризуется только прямым умыслом. Субъект должен сознавать, что совершает противоправные действия, предвидеть причинение вреда интересам внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан и желать наступления этого вреда. Кроме вины в государственной измене, обязательное уголовно-правовое значение имеет цель совершения данного преступления. Исходя из диспозиции ст. 165 УК Республики Казахстан, государственная измена совершается только с целью «подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан».
Субъектом государственной измены может быть только гражданин Республики Казахстан, достигший 16 лет. Выдача государственных секретов как форма измены предполагает наличие специального субъекта — лица, обладающего сведениями, составляющими государственные секреты по специфике своей работы. В качестве конструктивных признаков диспозиции ст. 165 УК РК предусмотрено совершение государственной измены при отягчающих обстоятельствах во время войны или вооруженного конфликта. Военное время - период с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.