Кто не знает чужих языков, тот не имеет понятия и о своем. (Гете)
Прочитайте выразительно стихотворение, определите основную мысль.
Выучите наизусть.
***
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу - выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше… Константин Бальмонт
Задание 5. Вставьте вместо точек глагол говорить с разными приставками.
1. Мой друг торопился, но мы все-таки … его выпить чашку чаю.
2. Подруги … и проехали свою остановку.
3. Родители его … от поездки в Крым.
4. Они … писать друг другу каждую неделю.
5. Не шумите, дайте … выступающему до конца.
6. Раздраженный человек может … грубостей.
7. Настоящему другу можно доверить все, он никогда никому не … .
8. Вы очень увлечены разговором. Когда …, приходите слушать музыку.
Задание 6. Выпишите фразеологизмы со словом язык
Язык – часто встречающееся во фразеологизмах слово. Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, чаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить.
Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен и они за словом в карман не полезут. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани.
Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу, как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется?
Иногда ненужное слово срывается с языка, и человек потом долго сожалеет: «И кто меня за язык тянул?
Задание 7. Объясните значение пословицы. Найдите эквивалент на казахском языке
Век живи – век учись
Задание 8. Выскажите ваше мнение по теме дискуссии: «Самое главное в изучении иностранного языка – это …»
1. Укажите правильный ответ: В русском языке … гласных букв.
a) 9
b) 10
c) 6
d) 7
2.Укажите синоним слова интеллект
a) Ум
b) Сила
c) Культура
d) Красота
3. Укажите иноязычное слово.
a) Страна
b) Берег
c) Здоровье
d) Библиотека
4. Укажите слово с ударением на втором слоге
a) Красивее
b) Средства
c) Аргумент
d) Каучук
Глоссарий
По-русски
Қазақша
In english
невпопад
орынсыз, қате, жаңылыс
not to the point, out of place, malapropos; inappropriately; inopportunely
потерять лицо (ударить лицом в грязь)
ұятқа қалу, абыройы төгілу
lose face
общение (язык как средство общения)
қатынас, қатынаста болу
language as a means of communication / intercourse
мышление
ой, ойлау
thinking, thought
жест (язык жестов)
ым / ымға түсінбеген-дымға түсінбейді
sign language
равнозначно
шамалас, мәні мен маңызы бірдей
equivalent
предпочитать (предпочесть одно другому)
тәуірлеу деп есептелген
prefer one to another
непременно
қалайда, міндетті түрде, сөзсіз
without fail, certainly; by all means
порой
кейде, кей кезде
at times; now and then
СРОП № 1.
Написать эссе на тему «Важнейшее средство взаимопонимания людей»
СРО
№ 1.
Прочитайте и перескажите текст [№1].
Работа по тексту.
Литература
1. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. —
2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.
2. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186
3. Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с
4. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.
5. Е.В.Капелюшник, А.М.Мухачева, Л.А.Пономарева, Е.А.Шерина Между строк. Учебное пособие по чтению для иностранцев. – Томск, Изд-во ТПУ, 2005. – 51 с.
6. Русский язык как иностранный. Дидактические материалы. Базовый уровень. Модуль 5. Зажги свою звезду. Под общей редакцией Г.В.Вариченко, Ж.В.Прокониной – Минск: Издательский центр БГУ, ГУО «Институт непрерывного образования», 2009. – 38 с.
7. Русский язык как иностранный. Дидактические материалы. Базовый уровень. Модуль 6. История и современность. Под общей редакцией Г.В.Вариченко, Ж.В.Прокониной – Минск: Издательский центр БГУ, ГУО «Институт непрерывного образования», 2009. – 56 с.
8. Овсиенко Ю.Г. Русский язык: Учебник. Книга 2. Средний этап обучения. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз. Курсы, 2008. — 248 с.
9. Царева Н.Ю. Русский язык как иностранный : базовый уровень / Н.Ю. Царева, М.Б. Будильцева, И.А. Пугачев. — М.: Астрель: Олимп, 2010. — 188 с.
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - №2 (32)
Дисциплина: Русский язык
Уровень – 2
Лексическая тема: Русский язык в современном мире
Грамматическая тема: ЛСГ глаголов мочь,уметь, начать, хотеть.
Чередование гласных в корнях гар/гор, зар/зор, клан/клон, твар/твор
Кол-во кредитов – 2
Практическое занятие
Ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
Задание 1. Послушайте текст «Каждый язык – это целый мир» [см. текст №2, с.132]
Заполните тест
верно
неверно
1. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы.
2. Русский язык является родным языком Кайсына Кулиева.
3. Писатель хочет, чтобы русский язык жил и развивался.
4. Уважение и любовь к русскому языку, совсем не мешает ему любить родную речь.
5. Кулиев впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево» на балкарском языке
Задание 2. Перескажите прослушанный текст
Задание 3. Прочитайте текст и переведите абзац.
Читатель
В домашней библиотеке Константина Григорьевича Киселева, шофера из небольшого города на Украине, десять тысяч книг. Киселев – читатель необычный: он не просто любит книги и много читает, а сам пишет авторам о том, с чем он согласен или не согласен в их книгах, что ему понравилось, какие мысли появились о прочитанном.
Переписываться с любимыми авторами Киселев начал давно. Первое письмо написал Максиму Горькому, второе – Александру Фадееву, третье – Александру Твардовскому. Получил ответы и вдруг понял: письма написанные им, важны не только для него. «Каждое письмо показывает нам, писателям, что наши книги нужны, что они не стоят на полках. Эти письма – большая радость для нас – так написал ему один поэт».
Киселев считает, что читать надо уметь и что учить этому надо с детства. Дом его всегда открыт для всех, кто любит читать, думать, разговаривать о литературе. И теперь к нему приходят уже сыновья и дочери первых читателей его библиотеки.
Задание 4. Ответьте на вопросы:
1. Какой общей мыслью объединены приведенные тексты?
2. Каким образом духовное богатство одного народа нашей страны становится достоянием всех народов?
3. Что говорят авторы о красоте русского языка?
Согласны ли вы с мнением. Мотивируйте свой ответ
Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. (Э. Роттердамский).
Задание 5. Составьте диалоги, используя данные вопросы
На каком языке вы думаете?
Испытываете ли вы трудности в подборе слов, фраз, когда говорите на родном языке?
Как вы говорите на русском языке? (Переводите ли вы с родного языка на русский или обдумываете и оформляете мысли на русском языке?)
Задание 6. Используйте глаголы: МОЧЬ, УМЕТЬ, ХОТЕТЬ, НАЧАТЬ
1. Я ешё плохо ... говорить по-русски.
2. Но я бы ... научиться хорошо говорить и читать по-русски.
3. А я ... бы читать русскую литературу на русском языке.
4. Молодец! Ты чувствуешь язык, ты ... догадываться.
5. Я ... запомнить сразу слов 10-12.
6. Дети ... научиться говорить на иностранном языке быстрее, чем взрослые.
7. Мой друг ... изучать русский язык несколько лет назад.
8. Я ... читать по-русски, но сам говорить боюсь.
9. Повтори эту пословицу еще раз. я ... её запомнить.
10.Сейчас много студентов ... изучать русский язык.
11. Когда закончу университет, я ... работать в фирме отца.