Главный редактор: Кусаинов Амирлан Айдарбекович, доктор технических наук, профессор, академик Международной инженерной академии (МИА) и Национальной инженерной академии (НИА РК), иностранный член Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Американского общества инженеров-строителей (ААСЕ).
Практический русский язык. – Учебное пособие для студентов неязыковых вузов. 2 уровень – ниже среднего. – Алматы: КазГАСА, 2015. – 207 с.
Настоящее учебное пособие предназначено для практического руководства в обучении русскому языку в неязыковом вузе и разработано в соответствии с тенденциями реформ в системе высшего образования, коммуникативно-ориентированной методики формирования речевой компетенции.
Практический курс русского языка для неязыковых групп состоит из 4-х частей.
I часть учебного пособия содержит методику оценки знаний и умений студентов в русской речевой коммуникации: в аудировании, говорении, чтении, письме.
II часть содержит 30 активных раздаточных материалов занятий, состоящих из диалога, монолога, ролевых игр, текстов и заданий к ним, упражнений для практического общения в сферах социально-бытовой, учебной и профессиональной коммуникации.
III часть состоит из экзаменационного материала по теории и практике.
IV часть состоит из материалов для СРО и СРОП.
Учебное пособие создано коллективом авторов КазГАСА и КАУ и предназначено для преподавателей языковых дисциплин (русского, казахского, английского языков). Базируется на принципах «Универсальных критериев комплексной оценки знаний по русскому языку», разработанных тем же составом авторов в 2007 году. Материалы учебного пособия апробированы в КазГАСА и КАУ.
Настоящее учебное пособие по русскому языку не заменяет, а дополняет учебники русского языка, утвержденные МОН РК.
Настоящее учебное пособие предназначено для обучения студентов казахскому, русскому, английскому языкам в неязыковом вузе. Учитывая интеграцию высшей школы Казахстана в мировое образовательное пространство и в целях реализации выпускниками полученных знаний, умений, навыков в производственной деятельности без языкового ограничения, в нашем вузе большое внимание уделяется изучению государственного, русского и английского языков.
В настоящее время для высших учебных заведений Республики Казахстан разработана когнитивная технология уровневого обучения языкам, которая соответствует европейским стандартам, и основана на компетентностном подходе. Согласно этой технологий в обучении языкам выделяется 6 уровней: A1, A2, B1, B2, C1, C2. Исходным уровнем является В1, выходным уровнем – С1. Уровень С2 – магистратура.
Учитывая опыт отечественной и зарубежной теории и практики преподавания языков в неязыковом вузе, принимая во внимание названные выше 6 уровней, с целью оценки знаний и умений студентов, преподавателями языковых дисциплин КазГАСА и КАУ под руководством Президента КазГАСА, проф. Кусаинова А.А., были разработаны и обоснованы пять уровней в знании языка:
начинающий– I уровень (F, 0-20%) – соответствие А1 и А2
ниже среднего– II уровень (D, 21 по 40 %) – А2 и В1 (min.)
средний – III уровень (С, 41 – 60 %) – В1 (max.)
выше среднего – IV уровень (B, 61-80 %) – B2
продвинутый – V уровень (A - 81 до 100%) – C1.
В основу выделения уровней положены следующие параметры:
1) коммуникативные задачи, которые студент может решать средствами того или иного языка;
2) сферы, ситуации общения, в рамках которых решаются эти коммуникативные задачи;
3) предметно-содержательная сторона общения;
4) эффективность решения коммуникативных задач;
5) качество речевой деятельности.
В учебном пособии каждый уровень содержит задания по формированию умений и навыков в устной и письменной речи, наряду с этим даны материалы для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Задание на самостоятельную работу обучающегося (СРО) включает в себя новые темы, либо дополнительные сведения по теме занятия, способствующие более глубокому и всестороннему изучению данной темы, а также предусматривает выполнение творческих заданий, написание эссе, рефератов, докладов и других видов работ. По каждому заданию указывается рекомендуемая литература, с указанием номера источника (в квадратных скобках) и страниц.
Задание на СРОП предусматривает закрепление аудиторного материала, консультирование по сложным вопросам (темам) и защиту заданий, видеопрезентаций, рефератов по данной теме.
Все материалы руководства систематизированы с точки зрения его практической, коммуникативной значимости для студентов неязыковых ВУЗов.
Структура пособия определяется уровневым подходом к процессу овладения языками. Материалы пособия были апробированы в КазГАСА и КАУ.
Структура и содержание учебного пособия
Основными целями пособия являются совершенствование у студентов способностей:
- к речевому общению в социально-культурной и профессиональной сферах;
- к выполнению речевых действий и совершенствованию определенных умений и навыков (аудирование, говорение, чтение, письмо)
Структура пособия включает в себя следующие блоки учебного и дидактического материала:
· универсальные критерии комплексной оценки знаний по русскому языку;
· активный раздаточный материал;
· лексико-грамматический материал по видам речевой деятельности.
Активный раздаточный материал построен в соответствии с критериями комплексной оценки знаний по русскому языку и содержит задания по четырем видам речевой деятельности. Каждому занятию соответствует лексическая и грамматическая темы. Лексический материал выдержан в общей тематике учебного пособия всех томов носит сквозной характер. Авторы в то же время делают упор на расширение лексического минимума в контексте научного стиля речи. Тем самым осуществляется переход к овладению профессиональным русским языком.
Система упражнений способствует легкому чтению и восприятию текстов, развитию устной речи, совершенствованию навыков говорения и письма.
Учебное пособие дополнено хрестоматийным материалом, который нацелен на формирование социокультурологической компетенции студентов и включает в себя тексты для аудирования и чтения, отрывки из прозаических произведений художественной литературы для выразительного чтения и пересказа, стихотворения для заучивания наизусть.
Выражаем благодарность за активное участие в формировании хрестоматийной части учебного пособия следующим преподавателям: Тунгенбаевой К.Б., Султангазиновой Ж.К.