Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Составители: Абилова Б.А., к.п.н., Гакрама К.М., к.ф.н., Нурмахова Ж.К., к.ф.н., Садыканова С.Х., Хавайдарова М.М., к.ф.н



АЛМАТЫ – 2015

 

 

 

УДК 811.161.1:378 (075.8)

ББК 81.2 Рус.-923А13

Главный редактор: Кусаинов Амирлан Айдарбекович, доктор технических наук, профессор, академик Международной инженерной академии (МИА) и Национальной инженерной академии (НИА РК), иностранный член Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Американского общества инженеров-строителей (ААСЕ).

Практический русский язык. – Учебное пособие для студентов неязыковых вузов. 2 уровень – ниже среднего. – Алматы: КазГАСА, 2015. – 207 с.

Составители: Абилова Б.А., к.п.н., Гакрама К.М., к.ф.н., Нурмахова Ж.К., к.ф.н., Садыканова С.Х., Хавайдарова М.М., к.ф.н.

 

Настоящее учебное пособие предназначено для практического руководства в обучении русскому языку в неязыковом вузе и разработано в соответствии с тенденциями реформ в системе высшего образования, коммуникативно-ориентированной методики формирования речевой компетенции.

Практический курс русского языка для неязыковых групп состоит из 4-х частей.

I часть учебного пособия содержит методику оценки знаний и умений студентов в русской речевой коммуникации: в аудировании, говорении, чтении, письме.

II часть содержит 30 активных раздаточных материалов занятий, состоящих из диалога, монолога, ролевых игр, текстов и заданий к ним, упражнений для практического общения в сферах социально-бытовой, учебной и профессиональной коммуникации.

III часть состоит из экзаменационного материала по теории и практике.

IV часть состоит из материалов для СРО и СРОП.

Учебное пособие создано коллективом авторов КазГАСА и КАУ и предназначено для преподавателей языковых дисциплин (русского, казахского, английского языков). Базируется на принципах «Универсальных критериев комплексной оценки знаний по русскому языку», разработанных тем же составом авторов в 2007 году. Материалы учебного пособия апробированы в КазГАСА и КАУ.

Настоящее учебное пособие по русскому языку не заменяет, а дополняет учебники русского языка, утвержденные МОН РК.

 

ISBN © Казахская головная архитектурно-строительная академия, 2015

 

Условные обозначения:

аудирование пословицы и поговорки
говорение (монолог) фразеологизмы
говорение (диалог) афоризмы и крылатые выражения
говорение (дискуссия) страничка поэзии
чтение улыбнитесь
письмо ответьте на вопросы
лексический тренинг запомните
грамматический комментарий тесты для самоконтроля

Сокращения:

АРМ активный раздаточный материал
СРО самостоятельная работа обучающегося
СРОП самостоятельная работа обучающегося с преподавателем
ВРД виды речевой деятельности
ЛСГ лексико-семантическая группа

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ I. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Теория Лексико-грамматические задания (компьютерное тестирование)
Практика Регламент времени и оценки практических знаний
Аудирование
Говорение
Чтение
Письмо
ЧАСТЬ II СБОРНИК АКТИВНОГО РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА (АРМов)
Раздел Лексическая тема Грамматическая тема  
ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО 1. Язык и общество Глагол ГОВОРИТЬс разными приставками 26
2. Русский язык в современном мире ЛСГ глаголов МОЧЬ,УМЕТЬ, НАЧАТЬ, ХОТЕТЬ Чередование гласных в корнях ГАР/ГОР, ЗАР/ЗОР, КЛАН/КЛОН, ТВАР/ТВОР
ОБРАзОВАНИЕ 3. Ученье – свет Употребление простых глагольных сказуемых.  
4. КАЗГАСА Имя существительное
5. Любимая книга Склонение имени существительного
6. Библиотека Простой и сложный план
7. Научные открытия Безударные гласные в корне слова  
Искусство в жизни человека 8. Кино Чередование гласных в корнях КАС-/КОС-, СКАЧ-/СКОЧ, СКАК-/СКОК-
9. Русское народное декоративное искусство Правописание приставок пре-, при-.
10. Музей Деепричастие
         

 

города и люди 11. Человек в современном мире Чередование гласных в корнях МАК-/МОК-(МОЧ-)
12. Астана Прямое и переносное значение.
СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ 13. Ресторан Приставки не- и ни-
14. Городской транспорт Употребление предлогов и глаголов движения
15. Новые технологии Словосочетание
16. Гостиница. Отель Заимствованные слова
Казахстан - ТРАДИЦИИ И ОБряды 17. Моя Родина - Казахстан Определение
18. Сила песни Обстоятельство
19. Русские традиции Дополнение
20. Подарок Однородные члены предложения
21. Казахские традиции и обряды Разряды прилагательных
ОБРАЗ ЖИЗНИ 22. Распорядок дня. Управление временем Чередование гласных в корне ЛОЖ-\ ЛАГ-
23. Этика и эстетика Глаголы совершенного и несовершенного вида
24. Хобби Чередование гласных в корнях РАСТ-\РОС-\РАЩ-
25.Внешний и внутренний мир Синонимы и антонимы
26. Спорт Имя числительное
27. Семья Использование слов ГОД, ЛЕТ, ГОДА для обозначения возраста и временных значений
СМИ 28. СМИ Типы речи: повествование, рассуждение и описание
Человек и природа 29. Земля – наш общий дом Обращение
30. Природа Падежные формы имени существительного

 

 

ЧАСТЬ III. Экзаменационные материалы
I Блок. теория Лексико-грамматические тесты (компьютерное тестирование)
II Блок. Практика Тексты для аудирования
Тексты и стихотворения для чтения
Экзаменационные билеты (аудирование, говорение, чтение, письмо)
ЧАСТЬ IV. материалы для сро и сроп
Задания на СРО и СРОП
Казахские обычаи и традиции
Поздравления, пожелания, письма
Пословицы и поговорки
Афоризмы и крылатые слова
Фразеологические сочетания
Образцы деловых бумаг
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

Предисловие

Настоящее учебное пособие предназначено для обучения студентов казахскому, русскому, английскому языкам в неязыковом вузе. Учитывая интеграцию высшей школы Казахстана в мировое образовательное пространство и в целях реализации выпускниками полученных знаний, умений, навыков в производственной деятельности без языкового ограничения, в нашем вузе большое внимание уделяется изучению государственного, русского и английского языков.

В настоящее время для высших учебных заведений Республики Казахстан разработана когнитивная технология уровневого обучения языкам, которая соответствует европейским стандартам, и основана на компетентностном подходе. Согласно этой технологий в обучении языкам выделяется 6 уровней: A1, A2, B1, B2, C1, C2. Исходным уровнем является В1, выходным уровнем – С1. Уровень С2 – магистратура.

Учитывая опыт отечественной и зарубежной теории и практики преподавания языков в неязыковом вузе, принимая во внимание названные выше 6 уровней, с целью оценки знаний и умений студентов, преподавателями языковых дисциплин КазГАСА и КАУ под руководством Президента КазГАСА, проф. Кусаинова А.А., были разработаны и обоснованы пять уровней в знании языка:

начинающий– I уровень (F, 0-20%) – соответствие А1 и А2

ниже среднего– II уровень (D, 21 по 40 %) – А2 и В1 (min.)

средний – III уровень (С, 41 – 60 %) – В1 (max.)

выше среднего – IV уровень (B, 61-80 %) – B2

продвинутый – V уровень (A - 81 до 100%) – C1.

В основу выделения уровней положены следующие параметры:

1) коммуникативные задачи, которые студент может решать средствами того или иного языка;

2) сферы, ситуации общения, в рамках которых решаются эти коммуникативные задачи;

3) предметно-содержательная сторона общения;

4) эффективность решения коммуникативных задач;

5) качество речевой деятельности.

В учебном пособии каждый уровень содержит задания по формированию умений и навыков в устной и письменной речи, наряду с этим даны материалы для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Задание на самостоятельную работу обучающегося (СРО) включает в себя новые темы, либо дополнительные сведения по теме занятия, способствующие более глубокому и всестороннему изучению данной темы, а также предусматривает выполнение творческих заданий, написание эссе, рефератов, докладов и других видов работ. По каждому заданию указывается рекомендуемая литература, с указанием номера источника (в квадратных скобках) и страниц.

Задание на СРОП предусматривает закрепление аудиторного материала, консультирование по сложным вопросам (темам) и защиту заданий, видеопрезентаций, рефератов по данной теме.

Все материалы руководства систематизированы с точки зрения его практической, коммуникативной значимости для студентов неязыковых ВУЗов.

Структура пособия определяется уровневым подходом к процессу овладения языками. Материалы пособия были апробированы в КазГАСА и КАУ.

Структура и содержание учебного пособия

Основными целями пособия являются совершенствование у студентов способностей:

- к речевому общению в социально-культурной и профессиональной сферах;

- к выполнению речевых действий и совершенствованию определенных умений и навыков (аудирование, говорение, чтение, письмо)

Структура пособия включает в себя следующие блоки учебного и дидактического материала:

· универсальные критерии комплексной оценки знаний по русскому языку;

· активный раздаточный материал;

· лексико-грамматический материал по видам речевой деятельности.

Активный раздаточный материал построен в соответствии с критериями комплексной оценки знаний по русскому языку и содержит задания по четырем видам речевой деятельности. Каждому занятию соответствует лексическая и грамматическая темы. Лексический материал выдержан в общей тематике учебного пособия всех томов носит сквозной характер. Авторы в то же время делают упор на расширение лексического минимума в контексте научного стиля речи. Тем самым осуществляется переход к овладению профессиональным русским языком.

Система упражнений способствует легкому чтению и восприятию текстов, развитию устной речи, совершенствованию навыков говорения и письма.

Учебное пособие дополнено хрестоматийным материалом, который нацелен на формирование социокультурологической компетенции студентов и включает в себя тексты для аудирования и чтения, отрывки из прозаических произведений художественной литературы для выразительного чтения и пересказа, стихотворения для заучивания наизусть.

Выражаем благодарность за активное участие в формировании хрестоматийной части учебного пособия следующим преподавателям: Тунгенбаевой К.Б., Султангазиновой Ж.К.


ЧАСТЬ I

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.