Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ



Определение

В традиционном понимании "транс" — это необычное психическое состояние, переход от того, которое человек определяет для себя как "обычное", "нормальное", которое хорошо знакомо ему и управляемо. Есть состояние сна, при котором человек не управляет собой, не владеет волей, мышлением, хотя тщательно готовится к этому — ищет место для безопасного пребывания в этом состоянии, отключается сознательно от управления делами и жизнью. Транс — нечто промежуточное между ясным сознанием с полным самоотчетом и ответственностью и сном — безответственным состоянием, помраченным сознанием.

Состояние транса в общем виде можно определить как измененное состояние сознания (ИСС). Изменения могут происходить в любой психической функции, но прежде всего изменяется фокусировка внимания. Внимание человека концентрируется на внутренних психических процессах: мыслях, образах, воспоминаниях, представлениях, на тех способностях, которые игнорируются им в обычном состоянии сознания. Внимание к внешним стимулам становится расфокусированным (рассеянным), либо селективным, выборочным. Швейцарский психолог и психиатр A. Dittrich (1986) определяет ИСС с помощью круга, располагая весь спектр сознания таким образом, что в центре помещается нормальное бодрствующее сознание, а по окружности — бессознательное, которое сопоставимо с выключением сознания — частичным или полным. По этой схеме получается, что ИСС имеют общие достаточно устойчивые характеристики, независимые от вызывающих их причин.


Причины транса

Считается, что транс возникает в результате нейродина-мических сдвигов, в частности из-за активации правого полушария головного мозга, а также из-за изменения восприятия сенсорной депривации, которые показали, что уровень нормального сознания напрямую зависит от полноты и яркости чувственной картинки мира.

Как только эта картинка гаснет, особенно это наглядно продемонстрировал И. Хаксли, погружаясь в специальную ванну для полной изоляции себя от сигналов мира, внимание человека "уходит внутрь", и человек создает для себя "новую реальность", обращаясь при этом к наиболее древнему опыту.

Описания опытов по сенсорной депривации очень похожи на знакомую многим ситуацию начала киносеанса: рассаживается публика в зале (ясное сознание с готовностью "уснуть"); все расселись, экран открылся (начало транса); гаснет постепенно свет, высвечивается экран (внимание уходит от обычной жизни к жизни искусственной, экранной); просмотр фильма (полный транс, "улет" в содержание фильма, абсолютное забытье того, что делается во внешней жизни).

Среди причин, вызывающих трансовые состояния, наиболее известны в культуре — интоксикации наркотическими и другим психотропными веществами. В современном определении веществ, вызывающих зависимость, важнейшую роль выполняет свойства вещества изменять состояние сознания: если изменяет, то способно вызывать психическую зависимость, если не изменяет — то не вызывает психической зависимости, следовательно — не наркотик (хотя может создавать зависимость физическую. — Завьялов В. Ю., 1988).

Американским индейцам известно более 80 видов растений, употребление которых изменяет сознание человека. Существуют также многочисленные ритуалы (танцы, ритмика, особые телодвижения и позы, например, позы полета, дыхательные приемы, фиксация взгляда на мандалах, тантрах и пр.), включая медицинские процедуры и лечебную магию, которые сопровождаются изменениями состояния сознания.


Функции ИСС

Изменение сознания происходит во всех случаях реорганизации взаимоотношений человека с окружающим миром. Способность сознания человека непрерывно меняться есть гарантия непрерывной адаптации к изменениям мира. Как заметил один из исследователей ИСС A. Weil (1972, р. 17), "желание периодически изменять состояние сознания является нормальной врожденной склонностью, аналогичной голоду или сексуальному влечению". Более того, современные исследователи (McPeaks и др., 1991, цит. по Дремову СВ., 1998). описывают измененные состояния сознания как ОСНОВНОЙ человеческий мотив. Нет раз и навсегда заданного оптимального ("нормального") состояния сознания, которое было бы адекватным для решения всех жизненных задач. Имеется множество состояний сознания, обеспечивающих адаптационные возможности человека, а они, эти возможности, уникальны.

Как только взаимоотношения человека с окружающим меняются, как только появляется новый, неожиданный элемент, поворот и пр., сразу возникает необходимость изменить и сознание. В этом и заключается адаптивная функция ИСС. Она проявляется особенно ярко в экстремальных условиях жизни — неожиданных, резких переменах, потере привычных условий, привычного комфорта и безопасности, что и фиксируется в понятии "транс".

Наиболее примечательной и полезной функцией транса является временное выключение обычной защитной системы личности, в которую входят различные психологические маневры, защищающие человека от "лишней информации" о мире и о самом себе: игнорирование или отрицание неприятных фактов, искажение смысла происходящего, "кодирование" информации, когда вместо отчетливых представлений личность перерабатывает телесные симптомы — так называемая конверсия психического в телесное и пр. Психологическая защита спасает личность от переживаний и чувств, но при этом значительно ограничивает возможности человека, стандартизует его поведение, тормозит творчество. Поэтому транс можно рассматривать как вполне естествен-


ное и необходимое состояние обновления нервно-психической картины мира.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ТРАНС

Жизнь без ограничений

Сон — это единственное состояние, когда для творческой воли нет ограничений, нет никакой цензуры и препятствий для удовлетворения желаний, в том числе нет препятствий для того, чтобы не иметь вообще никаких желаний. Сон — это естественный транс, естественная транс-формация сознания, мышления, эмоционального опыта, воспоминаний, жизненных задач и целей. Во сне и сновидениях жизнь протекает без ограничений. Вот почему с древних времен сон считался покровителем человека, его здоровья — морального (свобода от ограничений, от закона) и физического (восстановление сил, анаболитические процессы, рост тела и пр.).

Чтобы снять "стеснение" свободы с жизни, а значит, и вылечить человека, необходимо установить, идентифицировать, эти ограничения (1) и найти способ их преодоления (2), чтобы жизнь снова стала спонтанной, свободной и саморазвивающейся (3). Сон и сновиденческая активность как раз и являются естественным ресурсом для этих трех задач:

1) сновиденческая фантазия и пассивное воображение идентифицируют преграды, угрозы на пути развития личности и представляют их в той или иной форме;

2) механизмы сна, сновидения, переходы от сна к бодрствованию и наоборот работают на то, чтобы преодолеть заторы, найти способ обхода препятствий, сделать поиск новых форм поведения и адаптации эффективным;

3) сам характер сновидений и сонных мыслей есть наглядный пример и образец спонтанности, иррациональности и творчества.


Базовый цикл

В 1953 году Азеринский и Клейтман открыли 90-минутный цикл изменения ночной активности мозга и фазу быстрых движений глаз (rem), во время которого люди обычно видят сны. Это был впечатляющий прорыв, и в 60-х годах казалось, что, наконец, найдет "ключ" к процессам научения. Модным стало учиться во сне, или под гипнозом. Физиологи доказали, что ночной сон — это не отдых, а смена активности, мозг каждые 90 минут входит в состояние "бешеной активности" на 10 и более минут. В это время происходят мистические вещи. С одной стороны, мозг сверхактивен ("быстрый сон", rem-фаза) — пульс, дыхание, кровяное давление, перистальтика и пр. изменяются сильнее, чем во время бодрствования. Но при этом происходит функциональная иммобилизация, организм на это время активности практически парализован — мышцы расслаблены максимально, человек полностью "выключается" из внешней реальности.

Что было бы, если бы паралича не возникало? А было бы то, что в психиатрии и называют "трансом" — перемещения человека в пространстве без осознания цели и маршрута, так называемый амбулаторный транс. Это путешествие в состоянии сна. Человек просыпается и "находит себя" в незнакомой обстановке, не знает, как он попал сюда. Ему бы надо было лежать в постели, "на печке" и видеть сны, мечтать о будущем, его ум должен пребывать в состоянии самосозерцания, как мы раньше об этом писали, а наш герой увлекся сюжетом и побежал, поверил в реальность того, что он себе воображает. Ему не хватило естественной иммобилизции в то время как его мозг "перенацеливался", поэтому он и стал сумасшедшим. Сбои в картине сна, разрегулированность компонентов этого сложного состояния обусловливают, как считают многие современные психиатры, различные психопатологические феномены: расстройства сознания (делирий, онейроид, сумеречный тип и т. д.), галлюцинации (зрительные, сцено-подобные), "уходы в себя" и пр. Психическое здоровье, с


точки зрения нейрофизиологической ритмики, — это согласованность многих и многих нейро-вегетативных циклов с одним базовым, 90-минутным.

Как показали современные исследования (Росси Э. Л., 1998), не только по ночам, но и в течение круглых суток регистрируется этот 90-минутный цикл изменения психофизиологический активности. Это базовый цикл отдыха-активности, который регулирует (вернее, модулирует, видоизменяет) все важнейшие параметры и процессы организма, включая пищевое, сексуальное познавательное, поисковое поведение и в целом ритм работоспособности. Нам необходимы, как и ночью, 10-минутные перерывы на "дневные сновидения", на остановку, на "уход внутрь".

Естественный транс, согласно этим последним данным нейрофизиологии, возникает в контексте базового цикла, когда человеку необходим отдых. Вероятно, из-за того, что межличностные, социальные условия не позволяют человеку подчиняться своим персональным ритмам и графику отдыха, конфликт между потребностью в отдыхе и социальной необходимостью продолжать быть активным и является причиной ИСС: сознание адаптивно приспосабливается к ситуации. Мы можем продолжать работать, скажем, несмотря на то, что пришла пора отдыха для нашей нервной системы, и в то же время погрузиться в мечты, по-особенному задуматься. Это и есть естественный транс.

У каждого человека имеется своя манера входить в состояние естественного транса: задумчивая сосредоточенность на собственных мыслях, уход в мир фантазий, выкуривание сигареты, разглядывание себя в зеркале, рассматривание рекламы в вагоне электрички или пустой стенки кабины лифта и т.д.

Дремота

Переход ко сну, еще не сон, еще не сонное забытье. Это усыпление внешних чувств, потеря интереса к обыденному, к суете, но пробуждение внутреннее. В дремотном состоянии


"просыпается" интерес к воспоминаниям, сливающимся в единую картину жизни "Я".

В русской поэзии, пишет Гачев (Г. Гачев, 1988, с, 231), дремота — это высшее гносеологическое состояние, "путь к различению истины: "многое" и "разное" должно сначала обнаружиться как однообразие — "все равно", "все едино", и тогда все в один сольется строй". Лейтмотив истинно русской дремоты — "Однозвучно звенит колокольчик". Это длинные дороги, думы, наплывающие на русского барина, однообразие и монотонность, вводящие в полусон. Дремота в дороге — это русский вариант восточной медитации. Дорога же — это путь от вещей к смыслу, от явления к сущности.

В культурном аспекте то, что называется словом "транс", можно именовать дорогой. Дорога, путь — это переход от действительности с ее истинными и мнимыми ценностями к осмыслению этой действительности и наделению ее персональным смыслом и звучанием. Без этой работы сознания человек становится рабом обстоятельств, "автоответчиком", конформистом. Недаром в преступных сообществах, для того чтобы поддерживать высокую управляемость (и внушаемость) рядовых членов, их не оставляют ни на минуту в одиночестве, дают бесконечные задания — лишь бы они не задремали-задумались. Потому что если задумаются, то, вероятно, примут свое решение, а это может разрушить планы всей "братвы".

ИСС и комфорт

Счастливые, влюбленные и радостно здоровые "часов не наблюдают". У них в крови большое количество гормонов счастья — эндорфинов. Оттого их глаза блестят, они в эйфории, они мечтательны, романтичны (верят в идеалы) и поэтически отстранены, отрешены от действительности. Это тоже вариант ИСС, самый желательный, но самый труднодостижимый тип сознания.

В буддийской психологии насчитывают, как считает А. Говинда, 121 класс сознаний. Из них только три типа сопровождаются страданием, 55 — гедонистически нейтральны, зато остальные 63 сопровождаются радостью. Это очень радо-


 

стная новость для тех, кто считает состояния дискомфорта, стресса, напряжения естественными, а состояния радости и счастья, наоборот, наигранными, неестественными, специально "сфабрикованными".

Достижение комфорта, получения удовольствия, состояние беззаботности — это естественные состояния, которые нужны для поддержания здоровья. Поэтому, я думаю, люди естественно впадают в транс в поисках комфорта и счастья, хотя бы мнимого, в воображении.

Переход от состояния бодрствования в сон совершается через состояние естественного транса, но оно бывает настолько коротким по времени, что многие люди "проскакивают" через это состояние, не заметив его, не использовав его как средство самообновления.

СИМПТОМЫ ТРАНСА

У каждого человека, находящегося в трансовом состоянии, могут наблюдаться все нижеперечисленные симптомы или только некоторые из них. Они могут быть явно заметны, либо почти незаметны. Некоторыми симптомами человек может произвольно манипулировать, например, тяжесть или одеревенелость позы, но большинство симптомов транса ощущаются как непроизвольно возникающие изменения.

Моторика. Движения становятся медленными, как замедленное кино, теряют целенаправленность, человек застывает в одном положении, в глубоком трансе тело становится практически полностью неподвижным, иммобилизированным.

Дыхание, В легком трансе дыхание становится медленным и поверхностным, в более глубоком — шумным, глубоким, ритмичным, диафрагмальным, выдох происходит свободно, без толчков.

Выражение лица. Мышцы лица расслабляются, щеки и нижняя челюсть немного отвисают, лицо разглаживается, губы слегка утолщаются.


Глаза. Взгляд фокусируется на чем-то одном, становится неподвижным, либо глаза расфокусируются, словно смотрят вдаль или внутрь себя, зрачки расширяются, мигание становится редким; либо, если человек сопротивляется трансу, начинают моргать и слезиться; веки при наступлении глубокого транса сами собой закрываются или остаются приоткрыты.

Темп речи. Речь замедляется, становится бедной по словарному составу — в основном глаголы и наречия, больше аграмматизмов, время вербальной реакции на вопрос значительно удлиняется, в глубокой стадии транса человеку легче использовать междометия ("угу", "ннну"), либо он перестает говорить, либо говорит как сомнамбула — "не своим голосом".

Голос. Громкость уменьшается, говорит тихо, "под нос", интонации становятся невыразительными, "плоскими", тембр голоса низким, монотонным, глубоким.

Чувствительность. Восприятие внешних звуков приглушается, внешний мир блекнет, становится менее интересным и не захватывает внимание, притупляется чувствительность к боли и раздражению кожи, к жаре, голоду, жажде.

Физиологические изменения. Понижается спонтанно кровяное давление, замедляется пульс, розовеет лицо.

СИМПТОМ КАК ТРАНС

Во времена Ж. Шарко было сформировано представление о трансовом состоянии как о явлении патологическом, основанном на изучении истерических состояний, весьма похожих на транс. В современном психоанализе состояние транса, развивающееся в ответ на психологически трудную для человека ситуацию, называют гипноидной защитой (на бытовом языке — одеревенелость), которая проявляется как кратковременное застывание на месте, как особый тип задумчивости, "ухода в себя" М.Эриксон также находил большое сходство состояний транса с психическими отклонениями у душевнобольных, но только по форме; содержа-


ние этих состояний совершенно разное: у психически больных — это боль и искажённая картина мира, а у здоровых людей - переживание удовольствия, расширение внутренней картины мира.

Многие ипохондрики, отнимающие много времени у врачей, впадают в своеобразный транс, когда начинают рассказывать о своих болезненных ощущениях. Они почти не замечают происходящее, фиксируют внимание на телесных ощущениях, продуцируют странные образы, выражающие их страдание и т.д. Больных истерией трудно гипнотизировать, поскольку они почти постоянно находятся в самогипнозе, и терапия тогда походит на "разгипнотизирование".

Можно поэтому говорить о трансе, управляемом каким-либо патологическим процессом в личности: истерика вводит в транс сильное впечатление о неприятном событии, актуализация травматических переживаний, ипохондрика вводит в транс страх от представляемых картин полного разрушения тела. В этом феномене можно также разглядеть бессознательно совершаемую попытку самоисцеления. Во всяком случае, такой вид транса позволяет людям болеть более или менее "комфортно" и выживать в трудной жизненной ситуации, не прикладывая усилий для изменений своих психологических установок.

2.5. ИНДУЦИРОВАННЫЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА

В отличие от симптомного транса, возникающего в ответ на стресс, и естественного транса, вызываемого обычными для человека условиями его повседневной жизни, индуцированный транс вызывается для лечебных целей врачом ("индуктором").Чаще всего оба, индуктор и реципиент (получатель транса), находятся в состоянии транса, но врач, наиболее опытный и продвинутый в управлении трансовы-ми состояниями, имеет больше возможностей управлять процессами, участвующими в создании транса. Все это делает процедуру наведения транса вполне безопасной со всех


сторон: содержанием транса может быть только то, что приемлемо реципиенту, все непонятное или невыполнимое по моральным и иным соображениям просто отвергается или остается без ответа.

Состояние психологической безопасности является необходимым фундаментом, на котором только и может быть построен раппорт - неустраняющаяся коммуникативная связь между индуктором и реципиентом. Все, что разрушает чувство безопасности, разрушает также и раппорт. При потере раппорта реципиент либо выходит из транса самопроизвольно, либо входит также самопроизвольно в свой естественный транс. Таким образом, бытующее мнение о потенциальной опасности для личности трансовых состояний основано на иных наблюдаемых феноменах, нежели индуцированные трансовые состояния.

Это могут быть случаи провоцирования симптомного транса, обострения психической болезни, массовой истерии, прямой суггестии, психического насилия и др.

Таким образом, индуцированные трансовые состояния включают в себя достаточно безопасный, управляемый и полезный для личности опыт расширения своих возможностей справляться с болезнью и восстанавливать здоровье, т.е. речь идет об определенном контексте этих состояний. Главной задачей врача, индуцирующего транс, является построение такого контекста, в котором психические процессы его клиента становятся инструментом терапии, механизмом борьбы с болезнью. Это в корне отличается от эстрадного или экспериментального гипноза, при котором гипнотизер преследует иные цели.


ГЛАВА 3

ИНДУКЦИЯ, УГЛУБЛЕНИЕ

И УТИЛИЗАЦИЯ ТРАНСА

ВИДЫ ТРАНСА

По способу наведения транса различают, по крайней мере, три вида терапевтического транса:

формальный транс или формальный гипноз;

— эриксоновский гипноз и трансы;

трансовая беседа.

Формальный гипноз (врачебный гипноз) проводится по определенным стандартам: внушение сонливого состояния пациенту и требования полного подчинения гипнотизеру. И врач и его пациент ведут себя ожидаемым друг для друга образом: врач — внушительная фигура, все знающая и могущественная; пациент - фигура слабая, нуждающаяся в директивах и ждущая овладения. В разные времена меняется рисунок поведения гипнолога и клиента, но суть такого рода коммуникации остается той же. По этой причине З.Фрейд отказался от гипноза, справедливо определив в данной форме взаимоотношений между врачом и пациентом явления переноса и контрпереноса.

Эриксоновская терапия и гипноз предполагает прежде всего кооперирование врача с клиентом. Наведение транса производится в ситуации полной "раскрытое™ карт" со стороны врача: нет никаких таинств искусства владения гипнозом, "черных магических глаз", гипнотического подчинения и пр. Врач присоединяется к естественным процессам клиента, ведущим в транс, обучает его самостоятельно входить в транс, показывает то, как он сам это может делать. Транс выступает здесь формой равноправного общения, формой кооперации. В качестве средств наведения транса используются самые разнообразные, чаще всего непрямые, косвенные приемы направления пациента к состоянию измененного сознания.


Трансовая беседа — это врачебное интервью, исследование причин расстройства и возможностей их преодоления, при котором само состояние транса возникает совершенно естественно и незаметно для пациента и способствует лучшему пониманию клиентом самого себя.

Когда врач говорит: "Представьте себе, что боль может переместиться с болевой точки выше или ниже и Вы ее можете почувствовать вне тела", то пациент, представляя это, невольно входит в транс, поскольку вне транса сделать это он не в состоянии.

НАВЕДЕНИЕ ТРАНСА

Построение раппорта

Раппорт — надежная коммуникативная связь между пациентом и врачом. Эта связь не прерывается, как бы глубоко пациент ни "ушел в транс". Пациент всегда чувствует физическое присутствие своего врача и слышит его голос. Вместе с врачом он осмеливается идти "вглубь себя", куда не заходит в одиночку. Без раппорта терапевтического транса не бывает. Обрыв раппорта — это окончание терапевтического транса, поэтому установление и поддержка коммуникации с пациентом является главной заботой врача. На каждый свой вопрос врач должен получать ответ - вербальный или невербальный. Не обязательно, чтобы пациент отвечал сознательно. Ответом на предложения, запросы и действия врача могут быть любые воспринимаемые врачом изменения в поведении пациента, например: "Я вижу, что Вас интересует, сможете ли Вы прямо сейчас расслабиться и найти в себе что-то, что поможет успокоиться. Я рядом с Вами и внимательно наблюдаю за всеми положительными изменениями в Вашем состоянии. Вот сейчас мышцы шеи стали расслабляться и голова Ваша слегка качнулась назад-вперед, и может быть Вам захочется устроиться еще удобнее и почувствовать себя более комфортно, ведь когда Вы чувствуете себя более комфортно..." и т.д. В поддержании рап-


HB^^HHI 11

порта огромную роль играет чувствительность самого врача. Если он сам "не отвечает" на сигналы, которые пациент дает во время наведения транса, то раппорт обедняется или исчезает, и тогда каждый "занимается своим делом".

Терапевтический контекст

Пациент будет доверять врачу, чувствовать свою безопасность и спокойно и с удовольствием погружаться в трансовые состояния только тогда, когда врач построит терапевтический контекст индукции транса и будет постоянно поддерживать положительный лечебный смысл всех своих действий.

Любое лишнее слово, т.е. такое, которое выходит за рамки построенного контекста, способно испугать, насторожить пациента, вызвать непонимание или сопротивление, и тем самым вывести его из транса. Поэтому врач обязан постоянно следить за общим смыслом всего, что он говорит и делает, все его реплики и реакции должны ассоциативно и контекстно быть связаны общим смыслом. Например, он может сказать пациенту, напряженно ожидающему начало сеанса: "Все, что я буду делать, — это искать вместе с Вами способы восстановления здоровья, внутреннего спокойствия и баланса. Ваш организм сможет бороться с болезнью более эффективно, если будет пользоваться полезной и точной информацией. Моя задача — искать малейшие признаки положительных изменений в Вашем состоянии. И хотя сейчас Вы еще немного напряжены и не ждете мгновенного избавления от болезни, Вы можете положиться на мой опыт и мою веру в Ваши внутренние резервы. Вы удивитесь, когда вдруг узнаете, что Ваши собственные мысли и способность фантазировать могут быть лекарством, ведь когда Вы думаете о выздоровлении..." и т.д.

Фокусировка внимания

В первую очередь следует убедиться, где собственно находится внимание пациента. Если он хочет слушать и фиксиру-


ет внимание на враче, то надо говорить с ним так, чтобы его внимание фиксировалось на голосе, словах, жестах, и "вести" его внимание от одной темы к другой, от одних представлений к другим. Если внимание пациента приковано к себе самому, к симптомам или "прилипло" к внутренним картинам, то врачу необходимо самому погрузиться в этот материал, вплетая туда необходимые для индукции транса элементы. Например, можно сказать задумавшемуся пациенту: "Когда Вы сидите вот так спокойно и думаете о своем, можете ли Вы немного отдалить от себя эти мысленные образы, рассмотреть их как бы со стороны и рассказать мне о них, чтобы я тоже смог их увидеть?". Пациент может уловить главный смысл задания - сделать свои мысленные образы "видимыми", при этом бессознательно подчиняется команде сидеть и смотреть. Внимание фиксируется уже не на самом содержании размышлений, а на оболочке этих размышлений. Подобного типа вопросы помогают фиксировать внимание пациента на процессах, ведущих в транс: "Что Вы обычно испытываете, когда очень расслаблены и погружены в созерцание внутренних образов?". >^

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.