При мокрых гравитационных процессах обогащения применяют промывочные машины (вращающийся барабан, промывочный грохот, бутара, скруббер), отсадочные машины и концентрационные столы.
Для обеспечения безопасности при устройстве и обслуживании -указанного оборудования вокруг вращающихся барабанов, про- мывочных грохотов, бутар и скрубберов устанавливают ограждения. Все движущиеся части приводных устройств отсадочных машин и концентрационных столов ограждают съемными металлическими ограждениями, препятствующими доступу^обслуживающему персоналу в опасные зоны в период работы оборудования и позволяющими быстро и удобно осуществлять осмотр и смазку машин; пусковые устройства располагают так, чтобы обеспечивалась видимость пускаемого оборудования. Если оборудование, связанное в работе между собой, размещается в нескольких помещениях, то лицо, руководящее пуском, должно иметь связь со всеми помещениями.
Учитывая значительную влажность при гравитационных процессах обогащения, особенно тщательно контролируют состояние изоляции электрических устройств и исправность заземления электрооборудования.
Для обеспечения безопасного обслуживания корытные промывочные машины оборудуют площадками, огражденными перилами, расположенными на 0,6м нижеборта ванны машины. Чтобы исключить скольжение, рабочие площадки покрывают рифленым железом или решеткой из дерева. На корытных промывочных машинах шириной более 1,8м кроме боковых рабочих площадок оборудуют площадки с перилами для обслуживания приводного механизма. Проемы в перекрытиях для желобов моечной машины ограждают перилами или закрывают плитами.
Отбор проб материала непосредственно из ванны работающей промывочной машины не разрешается. Пробы отбирают через специальные отверстия, предусмотренные для этой цели в ограждении разгрузочного желоба.
Перед проведением каких-либо работ в ванне или внутри барабана, оборудованного лопастями или роторной выгрузкой отмытой руды, моечную машину останавливают, разбирают электрическую схему привода, лопасти и ковши роторного элеватора очищают от остатков руды. Производить очистку бутар простукиванием сита в период работы (при вращении барабана), а также проверять прочность крепления лопастей и извлекать посторонние предметы из ванн во время работы машины не разрешается.
В отсадочных машинах смазка подшипников, эксцентриков и золотников беспоршневых машин, как правило, централизованная. При применении ручной смазки ее производят с обслуживающей площадки при помощи специальных металлических трубок или выносных масленок, установленных в безопасном для проведения этих работ месте.
Пуск и остановку отсадочных машин производит дежурный машинист в установленном инструкцией порядке. Резервуары отсадочной машины и трубопроводы, связанные с ней, должны быть всегда исправными и не иметь течи, подающие и разгрузочные желоба закрыты кожухами, так как разбрызгивание воды и наличие течи в желобах, трубах и резервуарах приводит к загрязнению и антисанитарному состоянию производственного помещения. При обслуживании беспоршневых отсадочных машин, для приведения в действие которых используется сжатый воздух, выполняют требования техники безопасности, предусмотренные при эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Для безопасного обслуживания беспоршневых машин, оборудованных золотниковыми устройствами с возвратно-поступательным движением, вдоль приводного вала сооружают рабочие площадки шириной 0,8 м, огражденные перилами. При наличии на машине дифференциальных золотников и авторегулятора нагрузки тяжелых фракций с пневматическим приводом регулировку золотников и наладку авторегулятора, а также осмотр этих механизмов производят в защитных очках. Окна выброса воздуха в атмосферу золотниковыми устройствами роторного типа перекрывают частой металлической сеткой.
Отбор пробы продуктов обогащения производят через специальные отверстия с крышками в разгрузочном желобе элеватора.
Открывать нижний люк обезвоживающего элеватора или ремонтировать лазы в корпусе отсадочной машины разрешается после спуска воды из рабочих камер. Очистку внутренней поверхности корпуса беспоршневой отсадочной машины от шлама и осевшего материала выполняют два человека, снабженные предохранительными поясами, под наблюдением лица технического надзора, причем производить замену сит шиберного устройства, очистку и ремонт внутреннего корпуса отсадочной машины одновременно с ремонтом или очисткой башмака обезвоживающего элеватора не разрешается. Во время работы отсадочной машины изменять механические параметры отсадки (ход поршня, число колебаний и т. д.) не допускается. ,
Для обогащения материалов в тяжелых суспензиях применяют разные типы сепараторов. В зависимости от конструкции этих машин и механизмов используют различные способы и типы укрытий и ограждений. Например, барабанные сепараторы ограждают перилами полностью, у конусных сепараторов — только привод.
Общие требования техники безопасности, предъявляемые к сепараторам при обогащении в тяжелых суспензиях, аналогичны мерам, применяемым для отсадочных к моечных машин. Но применение тяжелых жидкостей, кроме того, требует особых мер предосторожности. Довольно часто в качестве тяжелых жидкостей при обогащении полезных ископаемых применяют растворы пиридина, хлористого кальция, хлористого цинка и др. Все эти жидкости и их пары относятся к категории вредных веществ. Поэтому технологическое оборудование, желоба, течки и трубопроводы, по которым движется тяжелая суспензия, герметизируют и устанавливают местную вытяжную вентиляцию.
При гравитационных процессах обогащения используют различные конструкции шлюзов. Для обеспечения безопасных уеловий обслуживания подвижные части шлюзов ограждают. Чтобы не допускать разбрызгивания пульпы, устраивают боковые ограждения. Это особенно важно в тех случаях, когда при работе шлюзов используются вредно действующие и ядовитые вещества (ртуть).
Для каждого процесса гравитационного обогащения, применяемого на обогатительных фабриках, разрабатывают инструкции, в которых предусматриваются основные меры безопасности.
ФЛОТАЦИЯ РУД
В отделения флотации входят: реагентные площадки, на которых размещают расходные чаны, промежуточные бачки и питатели, подающие флотореагенты непосредственно в технологический процесс, и флотационные машины.
На расходные чаны и питатели наносят четкие надписи с наименованием флотореагента. Бачки и ковши реагентных питателей и реагентопроводы изготовляют из материалов, не реагирующих с флотореагентами. Подачу жидких флотореагентов и растворов реагентов в чаны и питатели, на реагентные площадки производят механическим путем. Отбор флотореагентов, как правило, осуществляют с помощью механических устройств. При ручном отборе рабочие используют кружки с ручкой длиной не менее 20 см и во время этой операции надевают очки и резиновые перчатки.
Питатели и расходные бачки на реагентных площадках располагают вблизи с контактными чанами и флотационными машинами, с тем чтобы подача флотореагентов в технологический процесс обеспечивалась самотеком во все заданные точки. Расходные бачки цианидов располагают в изолированных помещениях, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.
Промежуточные и расходные бачки и связанные с ними коммуникации имеют дренаж, позволяющий при необходимости полностью удалить содержащиеся в них флотореагенты. Сточные воды реагентных площадок удаляют через специально проложенный трубопровод, минуя дренажные устройства флотационного отделения. Реагентные площадки оборудуют водопроводными кранами, шлангами и брандспойтами для смыва попавших на площадку флотореагентов, аварийным освещением или снабжают переносными аккумуляторными фонарями.
Начальник смены (мастер) не реже двух-трех раз в неделю проверяет состояние индивидуальных защитных средств у обслуживающего персонала реагентных площадок. При сдаче-приемке смены проверяют исправность сигнализации о заполнении реагентных бачков, устройств автоматического выключения двигателей насосов, подающих флотореагенты из реагентного отделения, и вентиляции реагентных площадок. Устанавливают контроль за состоянием укрытий промежуточных и расходных бачков с флотореагентами и за состоянием вытяжной вентиляции на реагентной площадке. Для предотвращения засорения реагентопроводов предусматривают подачу воды в приемные воронки для промывки (кроме реагентопроводов, подающих аэрофлоты).
Не допускается во время работы регулировка, ремонт и обтирка движущихся частей реагентного питателя. При необходимости изменения хода штанги скипа реагентного питателя последний должен быть остановлен. Рабочие, производящие регулировку подачи флотореагентов реагентными питателями, пользуются резиновыми перчатками, которые тщательно обмывают снаружи водой после окончания регулирования.
Право входа на реагентную площадку предоставляют ограниченному числу лиц из состава смены: начальнику смены, сменному мастеру, старшему флотатору, дозировщику реагентов, старшему дежурному электрику, старшему дежурному слесарю и дежурному по обслуживанию вентиляции на реагентной площадке. Если на реагентной площадке имеются в наличии растворы цианистых соединений или другие ядовитые реагенты, то количество обслуживающего персонала, имеющего право входа, должно быть со- сокращено, но одновременно на такой реагентной площадке должно находиться не менее двух человек.
На реагентных площадках производить сварочные и другие работы с применением открытого огня можно только в исключительных случаях в присутствии лица технического надзора с соблюдением требований техники безопасности и противопожарных мероприятий.
ФЛОТАЦИОННЫЕ МАШИНЫ
Поверхность пульпы во флотационных машинах может служить источником загрязнения воздушной среды флотационных отделений аэрозолем, содержащим флотируемые вещества. Например, при флотации свинцовых, медных, молибденовых и других руд в воздух рабочей зоны могут поступать значительные количества аэрозоля соединений металлов. Выделение аэрозоля значительно усиливается, если смыв пены производится струей воды под давлением. В результате оседания частиц аэрозоля на оборудовании и ограждениях и подсыхания их в помещениях создаются источникй вторичного пылеобразования.
Для уменьшения пылеобразования смыв пены в желобах фло- токамер осуществляют таким образом, чтобы исключить разбрызгивание воды и вынос аэрозоля. Желоба оборудуют откидными экранами. Практикуют также пеноотбойники н укрытие задней поверхности флотомашины.
Воздухообмен флотационных отделений рассчитывают из условия ассимиляции избыточных тепло-и влаговыделений. В помещениях флотоотделений со ступенчатым (каскадным) расположением оборудования подачу приточного воздуха осуществляют главным образом со стороны нижних площадок, а удаление воздуха производят со стороны верхних площадок.
Ширину проходов вдоль камер флотационных машин со стороны пенного желоба принимают не менее 1 м, высоту ванны машины от обслуживающей площадки 0,7 м. Приводные устройства флотационной машины и пеноснимателей ограждают, а для возможности подхода и удобного обслуживания электродвигателей устраивают площадки с перилами. Проход у флотационной машины со стороны уступа снабжают ограждающими перилами.
Полы во флотационных отделениях устраивают с уклонами, обеспечивающими надежный сток смывной воды в дренажные канавы. На полы и рабочие площадки укладывают деревянные решетчатые настилы. Для аварийной разгрузки машин и сбора смывных вод предусматривают аварийные зумпфы.
Желоба флотационных машин устраивают с уклонами, величина которых регламентируется отсутствием оседания твердых частиц. На желобах устраивают брызгала для разбивания пены, с тем чтобы не допускать ее скопления и перелива на рабочую площадку или пол. При выплескивании пены или пульпы из желобов на пол её надо немедленно смывать водой из шлангов. Необходимо внимательно следить за образованием пены и своевременно устранять причины, ухудшающие пенообразование (забивка отверстий решеток, уменьшение скорости вращения импеллера, недостаточное поступление воздуха в пневматические флотационные машины, износ импеллера).
Для безопасности и удобства контроля поступления реагентов во флотационные машины погружать концы реагентопроводов в междукамерные карманы не разрешается. Концы реагентопроводов должны быть всегда видимыми. Контрольный замер количества реагентов, поступающих во флотационный процесс, производят только на реагентной площадке. Замер количества реагентов в точках поступления их во флотационную машину не допускается. Нельзя допускать разбрызгивание реагентов на стенки между- камерных перегородок или другие части флотационных машин или на пол и рабочие площадки флотационного отделения. Нужно строго следить за исправностью реагентшроводов и все выявленные неисправности немедленно устранять.
В слабоосвещенных местах при обслуживании дренажных устройств применяют переносные светильники напряжением не выше 12 в. При отключении электроэнергии в ночное время и при неисправности аварийного освещения движение работников по флотационному отделению запрещается, кроме начальника смены, старшего мастера и старшего электрика.
Передвижение работающих по флотационному отделению допускается только по проходам, рабочим площадкам, лестницам общего пользования.
Пуск флотационных машин в работу производится от последних камер к первым, а остановка в обратной последовательности.
Перед длительной остановкой флотационной машины все шиберы опускают.
Пуск шпинделя блока импеллера флотационной машины после его длительной остановки проводят в следующем порядке: пускают пеногонное устройство; максимально снижают уровень пульпы в камере останавливаемого шпинделя; камеру перекрывают разборным деревянным помостом; пески, осевшие в зоне импеллера в камере, размывают струей воды; двое рабочих с деревянного помоста вручную раскручивают шпиндель импеллера флотационной машины за спицы шкива; когда шпиндель начинает свободно вращаться, рабочие уходят с помоста, и производится пробный пуск электродвигателя флотационной машины.
Если двигатель начал работать нормально, то его останавливают, убирают разборный помост и после этого двигатель окончательно пускают в работу.