Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 12. Аудиосистема ПК. теме установлен аудиоакселератор с поддержкой DirectSound и DirectSound 3D



теме установлен аудиоакселератор с поддержкой DirectSound и DirectSound 3D, то возможности этих сервисов расширяются, а нагрузка на процессор снижается.

Заметим, что на PC появилась возможность прослушивания музыки без звуко­вой карты и с высоким качеством (вот она, спираль развития). Достаточно, на­пример, приобрести колонки для USB и подключить их к разъему USB. Под управлением Windows 9x/NT можно наслаждаться воспроизведением аудио-CD, МРЗ- и WAV-файлов, а при наличии программного WT-синтезатора — еще и проигрывать MIDI. Есть, правда, некоторые неудобства — под DOS колонки будут молчать (шина USB недоступна), трудности могут возникнуть и с други­ми ОС. Что происходит при отсутствии аудиоакселератора, мы уже обсуждали. Появились и внешние звуковые адаптеры, подключаемые к шинам USB или Fire Wire, являющиеся полноценными устройствами аудиообработки.

С переходом на цифровые технологии обработки аудиосигналов возникает про­блема сведения на микшере сигналов от источников с разными частотами вы­борки. В аналоговой обработке таких проблем не возникает. Самый простой (но не самый лучший) способ сведения — преобразовывать цифровые сигналы в аналоговые, фильтровать и суммировать уже аналоговые сигналы (а потом их снова преобразовывать в цифровые, например, для записи в файл). Однако воз­можно и чисто цифровое решение проблемы — преобразование частоты дискре­тизации, оно же ресэмплинг (resampling), или SRC (Sample Rate Conversion). Преобразование возможно в сторону как понижения (прореживание выбо­рок), так и повышения частоты. Понижение частоты автоматически приво­дит к пропорциональному сужению полосы пропускания аудиосигнала (вспом­ним теорему Котельникова). Повышение частоты выборок путем пересчета аудиосигнал, естественно, не улучшит — новые выборки будут «придуманы» конвертером путем интерполяции реально существующих. Вполне очевидно, что пересчет окажется гораздо проще (и вернее) при удвоении частоты, а не при ум­ножении, скажем, на 8/7. В цифровой аудиосистеме удобно привести все сигна­лы к единой частоте, а с точки зрения максимального сохранения качества — к самой высокой из используемых. Большое неудобство заключается в том, что диски аудио-CD (считавшиеся еще недавно эталоном качества) задействуют частоту дискретизации 44,1 кГц, а на DVD кодирование MPEG-2 предусматри­вает частоту 48 кГц, и эту частоту нельзя обходить вниманием. При разработке аудиокодека АС'97 (см. далее) был выбран ряд рекомендованных частот дис­кретизации 8,000, 11,025, 16,000, 22,050, 32,000, 44,100 и 48,000 кГц. Основной частотой принята 48 кГц, и все остальные сигналы приводятся к ней по схеме, приведенной на рис. 12.7. Самым тяжелым преобразованием в этой цепочке яв­ляется пересчет 147:160 — из 147 выборок, например, от аудио-CD, получают 160 выборок (разницу «сочиняют»), также равномерно распределенных во вре­мени. Для временного хранения выборок, необходимых при пересчете, требует­ся буферная память; ее объем зависит от соотношения частот и алгоритма пере­счета. Понятно, что даже при самом лучшем алгоритме пересчета сигнал от аудио-CD однозначно потеряет в качестве. Проблема потери качества от ресэм-плинга стоит во всех картах, способных обрабатывать несколько цифровых сиг­налов от разных источников.


Звуковые карты PC



 



!8кГц


1116 кГц П 32 кГц

Рис. 12.7.Преобразования частот дискретизации


11 48 кГц


Аудиокодек АС'97

Аудиокодек АС'97 представляет собой довольно универсальное решение для звуковых карт и модемов, предложенное фирмой Intel в 1997 году; версия 2.2, в которой введена поддержка интерфейса S/PDIF, опубликована в 2000 году. За несколько лет использования аудиокодек АС'97 практически вытеснил де­шевые звуковые карты, обеспечивая качество звука, удовлетворяющее боль­шинство пользователей. Аудиосистема на основе АС'97 имеет структуру, при­веденную на рис. 12.8. Собственно кодек АС'97 представляет собой микросхему в 48-выводном корпусе с унифицированным назначением выводов, которая вы­полняет аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразования, микширование, аналоговый ввод и вывод сигналов для аудиосистемы и модема. Кодек обеспе­чивает необходимые преобразования частот дискретизации. Состав функций, реализуемых кодеком, в зависимости от версии микросхемы может варьиро­ваться — от минимально необходимых до расширенных. Кодек подключается к компьютеру по специальному цифровому интерфейсу AC-Link, предостав­ляемому специализированным контроллером интерфейса (АС'97 Digital Con­troller). Контроллер подключается к шине PCI (как ведущее устройство) или встраивается в чипсет системной платы. В обязательные (минимальные) задачи контроллера входит доставка цифровых аудиоданных в формате РСМ (см. 12.1) аудиокодеку из памяти и в память от кодека. Для этого, как правило, кон­троллер должен быть многоканальным контроллером шины PCI (bus ma­ster). В память аудиоданные для кодека поступают под управлением централь­ного процессора от различных источников: из файлов, с внешних цифровых интерфейсов, а также генерируемых программно в реальном времени (напри­мер, от игр, от программных декодеров MPEG и т. п.). Из памяти данные от ко­дека различным потребителям (в файлы, на внешние интерфейсы) доставляет также программа центрального процессора. Более мощный контроллер помимо самой доставки обеспечивает и аппаратное ускорение генерации РСМ-данных, например, при декодировании MPEG, формировании ЗБ-звука, синтезе звуков, а также кодирование РСМ-данных в более плотные форматы.

Кодек АС'97 по отношению к контроллеру является подчиненным устрой­ством. Разделение аудиосистемы на две части позволяет собирать ее в соответ­ствии с предъявляемыми требованиями и при необходимости без особых про-



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.