теме установлен аудиоакселератор с поддержкой DirectSound и DirectSound 3D, то возможности этих сервисов расширяются, а нагрузка на процессор снижается.
Заметим, что на PC появилась возможность прослушивания музыки без звуковой карты и с высоким качеством (вот она, спираль развития). Достаточно, например, приобрести колонки для USB и подключить их к разъему USB. Под управлением Windows 9x/NT можно наслаждаться воспроизведением аудио-CD, МРЗ- и WAV-файлов, а при наличии программного WT-синтезатора — еще и проигрывать MIDI. Есть, правда, некоторые неудобства — под DOS колонки будут молчать (шина USB недоступна), трудности могут возникнуть и с другими ОС. Что происходит при отсутствии аудиоакселератора, мы уже обсуждали. Появились и внешние звуковые адаптеры, подключаемые к шинам USB или Fire Wire, являющиеся полноценными устройствами аудиообработки.
С переходом на цифровые технологии обработки аудиосигналов возникает проблема сведения на микшере сигналов от источников с разными частотами выборки. В аналоговой обработке таких проблем не возникает. Самый простой (но не самый лучший) способ сведения — преобразовывать цифровые сигналы в аналоговые, фильтровать и суммировать уже аналоговые сигналы (а потом их снова преобразовывать в цифровые, например, для записи в файл). Однако возможно и чисто цифровое решение проблемы — преобразование частоты дискретизации, оно же ресэмплинг (resampling), или SRC (Sample Rate Conversion). Преобразование возможно в сторону как понижения (прореживание выборок), так и повышения частоты. Понижение частоты автоматически приводит к пропорциональному сужению полосы пропускания аудиосигнала (вспомним теорему Котельникова). Повышение частоты выборок путем пересчета аудиосигнал, естественно, не улучшит — новые выборки будут «придуманы» конвертером путем интерполяции реально существующих. Вполне очевидно, что пересчет окажется гораздо проще (и вернее) при удвоении частоты, а не при умножении, скажем, на 8/7. В цифровой аудиосистеме удобно привести все сигналы к единой частоте, а с точки зрения максимального сохранения качества — к самой высокой из используемых. Большое неудобство заключается в том, что диски аудио-CD (считавшиеся еще недавно эталоном качества) задействуют частоту дискретизации 44,1 кГц, а на DVD кодирование MPEG-2 предусматривает частоту 48 кГц, и эту частоту нельзя обходить вниманием. При разработке аудиокодека АС'97 (см. далее) был выбран ряд рекомендованных частот дискретизации 8,000, 11,025, 16,000, 22,050, 32,000, 44,100 и 48,000 кГц. Основной частотой принята 48 кГц, и все остальные сигналы приводятся к ней по схеме, приведенной на рис. 12.7. Самым тяжелым преобразованием в этой цепочке является пересчет 147:160 — из 147 выборок, например, от аудио-CD, получают 160 выборок (разницу «сочиняют»), также равномерно распределенных во времени. Для временного хранения выборок, необходимых при пересчете, требуется буферная память; ее объем зависит от соотношения частот и алгоритма пересчета. Понятно, что даже при самом лучшем алгоритме пересчета сигнал от аудио-CD однозначно потеряет в качестве. Проблема потери качества от ресэм-плинга стоит во всех картах, способных обрабатывать несколько цифровых сигналов от разных источников.
Звуковые карты PC
!8кГц
1116 кГц П 32 кГц
Рис. 12.7.Преобразования частот дискретизации
11 48 кГц
Аудиокодек АС'97
Аудиокодек АС'97 представляет собой довольно универсальное решение для звуковых карт и модемов, предложенное фирмой Intel в 1997 году; версия 2.2, в которой введена поддержка интерфейса S/PDIF, опубликована в 2000 году. За несколько лет использования аудиокодек АС'97 практически вытеснил дешевые звуковые карты, обеспечивая качество звука, удовлетворяющее большинство пользователей. Аудиосистема на основе АС'97 имеет структуру, приведенную на рис. 12.8. Собственно кодек АС'97 представляет собой микросхему в 48-выводном корпусе с унифицированным назначением выводов, которая выполняет аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразования, микширование, аналоговый ввод и вывод сигналов для аудиосистемы и модема. Кодек обеспечивает необходимые преобразования частот дискретизации. Состав функций, реализуемых кодеком, в зависимости от версии микросхемы может варьироваться — от минимально необходимых до расширенных. Кодек подключается к компьютеру по специальному цифровому интерфейсу AC-Link, предоставляемому специализированным контроллером интерфейса (АС'97 Digital Controller). Контроллер подключается к шине PCI (как ведущее устройство) или встраивается в чипсет системной платы. В обязательные (минимальные) задачи контроллера входит доставка цифровых аудиоданных в формате РСМ (см. 12.1) аудиокодеку из памяти и в память от кодека. Для этого, как правило, контроллер должен быть многоканальным контроллером шины PCI (bus master). В память аудиоданные для кодека поступают под управлением центрального процессора от различных источников: из файлов, с внешних цифровых интерфейсов, а также генерируемых программно в реальном времени (например, от игр, от программных декодеров MPEG и т. п.). Из памяти данные от кодека различным потребителям (в файлы, на внешние интерфейсы) доставляет также программа центрального процессора. Более мощный контроллер помимо самой доставки обеспечивает и аппаратное ускорение генерации РСМ-данных, например, при декодировании MPEG, формировании ЗБ-звука, синтезе звуков, а также кодирование РСМ-данных в более плотные форматы.
Кодек АС'97 по отношению к контроллеру является подчиненным устройством. Разделение аудиосистемы на две части позволяет собирать ее в соответствии с предъявляемыми требованиями и при необходимости без особых про-