Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 12. Аудиосистема ПК. нешних компьютеров и их аудиокодеков достаточно для того



нешних компьютеров и их аудиокодеков достаточно для того, чтобы не пользо­ваться специальным аудиоинтерфейсом привода.

В дисках DVD-Audio может применяться запись в формате LPCM, до 6 каналов с частотами дискретизации 48/96/192 кГц (а также 44,1/88,2/176,4 кГц) и раз­рядностью 16/20/24 бит. При этом теоретический предел качества — полоса до 96 кГц при динамическом диапазоне 144 дБ. Мультиканальные записи проиг­рывателями могут сводиться в двухканальные (стерео). Частоты 192 и 176,4 кГц доступны только в двухканальном варианте. Максимальная скорость потока — 9,6 Мбит/с.

В дисках DVD-Audio может применяться и сжатие MLP (Meridian Lossless Packing) — схема Dolby, обеспечивающая коэффициент сжатия около 2:1 (без потерь) с возможностью восстановления РСМ-сигнала. MLP обеспечивает вос­произведение 74-135 минут 6-канального звука (96 кГц, 24 бита) на однослой­ном диске (без компрессии — 45 минут). Стереозвука с тем же качеством уме­щается 120-140 минут (без компрессии — 67 минут).

Диски SACD (Super-Audio CD), для которых вводился формат DSD, представ­ляют собой двухслойный носитель информации (аналогично двухслойным дис­кам DVD). Здесь между обычным отражающим слоем с «ямками» (CD Layer) и прозрачной основой помещается полупрозрачный слой с высокой плотно­стью хранения (HD Layer) объемом 4,7 Гбайт. Слой CD Layer несет ту же ин­формацию, что и обычный аудио-CD (74 минуты стерео, 16 бит, 44,1 кГц, объем 780 Мбайт). Этот слой считывается обычными приводами CD (лазером с дли­ной волны 780 нм). Слой HD делится на 3 области: с двухканальным стереопо-током DSD, с 6-канальным потоком и дополнительную область для текста, гра­фики и видео. Обе аудиообласти позволяют хранить те же 74 минуты записей, но в разных форматах (для разных воспроизводящих систем). Считывание HD-слоя осуществляется лазером с длиной волны 650 нм, фокусированным на этом слое. Считывать этот слой могут специальные приводы (и DVD).

В дисках DVD-Video с каждым видеосюжетом может быть связано до 8 каналов аудиосопровождения. В каждом канале может использоваться один из перечис­ленных ниже форматов (форматы DTS и SDDS обязательными для поддержки плеерами не являются):

LPCM с частотой 48 или 96 кГц, разрядность 16, 20 или 24 бит, 1-8 каналов,
максимальная скорость потока — 6,144 Мбит/с.

Dolby Digital (AC-3) — компрессия с потерями, исходный сигнал РСМ
48 кГц — до 24 бит. Скорость потока от 64 до 448 Кбит/с (есть и нестандарт­
ная скорость 640 Кбит/с, поддерживаемая многими декодерами). Для схемы
5.1 обычно используется скорость 384 или 448 Кбит/с, для стерео (с объем­
ным звуком или без него) типично 192 Кбит/с. Комбинации каналов (фронт/
тыл) могут быть различными: 1/0, 1+1/0 (два моноканала), 2/0 (стерео), 3/0,
2/1, 3/1, 2/2 и 3/2, — для всех этих комбинаций может применяться допол­
нительный низкочастотный канал.

MPEG audio — мультиканальный цифровой звук, компрессия (с потерями)
исходного сигнала РСМ с частотой 48 кГц, 16 или 20 бит. Поддерживаются


Звуковые карты PC____________________________________________ 709

форматы MPEG-1 и MPEG-2 Layer 2, но не МРЗ. Скорость потока (пере­менная) — от 32 до 912 Кбит/с, типичная скорость — 384 Кбит/с (это предел для MPEG-1). Комбинации каналов (фронт/тыл): 1/0, 2/0, 2/1, 2/2, 3/0, 3/1, 3/2 и 5/2, — в любой из них может дополнительно использоваться низкочас­тотный канал (тогда последние два варианта дают схемы 5.1 и 7.1). В MPEG-1 возможен только стереозвук; многоканальный звук MPEG-2 передается в до­полнительных каналах, так что обеспечивается совместимость с проигрыва­телями, поддерживающими только MPEG-1.

DTS (Digital Theater Systems — цифровые театральные системы) — мульти-
канальный цифровой звук, компрессия (с потерями) исходного сигнала РСМ
с частотой 48 кГц и разрядностью до 24 бит. Скорость потока — от 64 до
1536 Кбит/с (формат DTS Coherent Acoustics допускает до 4096 Кбит/с, но
для DVD эта скорость не поддерживается). Типичными скоростями являют­
ся 754,5 и 1509,25 Кбит/с для системы 5.1 и 377 или 754 Кбит/с для двухка-
нальных систем. Комбинации каналов: 1/0, 2/0, 3/0, 2/1, 2/2 и 3/2, — в любой
из них может дополнительно использоваться низкочастотный канал. Возмож­
ны форматы и для схем 6.1 и 7.1

SDDS (Sony Dynamic Digital Sound) — мультиканальный (5.1 или 7.1) циф­
ровой формат, сжатый из РСМ 48 кГц, скорость потока — до 1280 Кбит/с.

Звуковые карты PC

Современные звуковые карты (или аудиосредства, интегрированные в систем­ную плату), представляют собой комбинированные устройства, в той или иной мере исполняющие все функции, перечисленные в начале главы. Ранние моде­ли карт были менее универсальными: они могли иметь синтезатор, но не иметь аудиокодека (Ad Lib) и наоборот (WSS), не иметь порта MIDI или, наоборот, выступать лишь в роли MIDI-интерфейса (MPU-401). «Законодателем мод» на звуковые карты массового применения можно назвать фирму Creative Labs. Ее первые звуковые карты, выпускавшиеся для шины ISA, по нынешним меркам были примитивными. В них основные манипуляции с аудиосигналами выпол­нялись в аналоговом виде, применялись относительно несложные FM-синтеза-торы, а WT-синтезаторы могли устанавливаться лишь как дорогостоящее рас­ширение. «Штатный» WT-синтезатор появился только на карте AWE. Раньше карт AWE фирма Gravis Ultrasound выпустила своего знаменитого «гуся» — карту GUS с WT-синтезатором (но без FM). Первые модели GUS имели только 8-битный АЦП (но ЦАП 16-битный), процессор эффектов отсутствовал, голоса загружались в ОЗУ (наращиваемое). Карта была не совместима ни с какими другими семействами, что осложняло ее немузыкальные применения. Позже появились полностью 16-разрядные карты с поддержкой РпР, процессоры эф­фектов. Однако теперь фирма Gravis звуковыми картами не занимается.

Современные звуковые карты по своим возможностям ушли уже очень далеко от первых моделей, но зачастую поддерживают программную совместимость с картами, от которых произошли фактические стандарты. Старые звуковые карты в основном выпускались для 16-битной шины ISA (применение 8-бит-


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.