но искажается. Потери происходят и при тиражировании — каждая перезапись или перепечатка вносит свою долю искажений.
С развитием электроники появилась возможность большую часть «путешествия» электрического сигнала производить в цифровой форме. Теперь входной сигнал (от микрофона) после предварительного усиления оцифровывается. В цифровой форме он может передаваться, храниться (долго и без накопления ошибок), подвергаться различным искусственным преобразованиям. При воспроизведении выполняются обратное преобразование в аналоговую форму, оконечное усиление и преобразование в акустические колебания. Для цифрового хранения акустической информации стали применять лазерные компакт-диски (Audio-CD) и магнитные ленты для цифровой звукозаписи (Digital Audio Tape, DAT), которые долгое время считались эталонами качества. По мере развития средств вычислительной техники возможности обычных PC доросли до того, чтобы пропускать через себя поток цифровых аудиоданных (или создавать собственный).
Оцифровка звуковых сигналов
Для оцифровки аналогового сигнала применяются дискретизация по времени и квантование по уровню. Это означает, что регулярно (с постоянным периодом) производятся выборки (samples) мгновенных значений аналогового сигнала (рис. 12.2). Эти выборки квантуются при помощи аналого-цифрового преобразователя (Analog-to-Digital Converter, ADC), или АЦП. На выходе АЦП информация представляется в виде двоичного кода — то есть числа, которое может принимать одно из множества дискретных значений, определяемых разрядностью преобразователя. Очевидно, чем выше разрядность, тем точнее это число может представлять мгновенное значение аналогового сигнала. «Может» потому, что для точности характеристика преобразователя должна быть еще монотонной и линейной. В идеале передаточная характеристика преобразователя выглядит ровной «лесенкой» с одинаковыми ступеньками (линейность) и без провалов (монотонность). Поскольку мгновенные значения сигнала «не обязаны» попадать на ступеньки этой лесенки, при преобразовании возникают шумы квантования — отклонения квантованного значения от реального, в среднем половина кванта. Для высококачественной передачи музыки разрядность преобразователя должна составлять по крайней мере 16 бит — что мы и имеем в лазерных компакт-дисках, на качество которых будем ориентироваться для определенности.
Выбор частоты дискретизации определяется теоремой Котельникова: для адекватного восстановления частота дискретизации должна быть больше (лучше — с запасом) удвоенной частоты высших спектральных составляющих входного сигнала. Чтобы не интересующие нас более высокие частоты не искажали оцифровку, они должны быть тщательно отфильтрованы. В том же компакт-диске частота 44,1 кГц позволяет воспроизводить сигнал в полосе до 20 кГц — весь слышимый спектр.
Обратное преобразование выполняется с помощью цифроаналогового преобразователя (Digital-to-Analog Convertet, DAC), или ЦАП, на вход которого поступает цифровой поток с той же частотой. Аналоговый сигнал после ЦАП должен быть опять-таки отфильтрован — частоты выше половины частоты квантования подавляются. К устройству ЦАП предъявляют те же требования по разрядности, линейности и монотонности. Разрядности АЦП и ЦАП могут и не совпадать — эффективная разрядность тракта будет определяться наименьшим значением (включая разрядность находящегося между ними цифрового канала передачи или хранения информации). Заметим, что достаточно быстродействующий (около 20 мкс/преобразование) 16-разрядный АЦП стал широко доступным только в конце 80-х годов. ЦАП реализуется проще, поэтому проигрыватели CD получили массовое распространение довольно давно (поначалу используя более доступные 14-битные устройства ЦАП).
Как указывалась выше, частота дискретизации и разрядность квантования определяются требованием к полосе пропускания и динамическому диапазону тракта при заданном отношении сигнал/шум. Простейший способ цифрового представления сигналов называется импулъсно-кодовой модуляцией (Pulse-Code Modulation, PCM), или ИКМ. Поток данных РСМ представляет собой последовательность мгновенных значений, или выборок, в двоичном коде. Если применяемые преобразователи имеют линейную характеристику (мгновенное значение напряжения сигнала пропорционально коду), то данная модуляция называется линейной (Linear PCM, LPCM). В случае РСМ кодер и декодер не выполняют преобразования информации, а только занимаются упаковкой/распаковкой бит в байты и слова данных. Интенсивность потока (bit rate) определяется как произведение частоты дискретизации (sample rate) на разрядность и на число каналов. Аудио-CD дает поток 44100 х 16 х 2 = 1411200 бит/с (стерео). При этом обеспечиваются диапазон воспроизводимых частот 5-20 000 Гц и динамический диапазон 96 дБ. Ленточные цифровые накопители (DAT) работают с частотами дискретизации 32, 44,1 или 48 кГц и разрядностью 16 бит. Соответственно, потоки данных — 1 024 000, 1 411 200 или 1 536 000 бит/с (стерео).
Если такой поток покажется слишком интенсивным, можно «смирить гордыню» — понизить частоту и разрядность квантования. Очевидно, что с понижением частоты дискретизации пропорционально снизится и доступная полоса
694___________________________________________ Глава 12. Аудиосистема ПК'
частот. Снижение разрядности приведет к повышению погрешности — уровня шумов квантования. Каждый отброшенный двоичный разряд повысит уровень этого шума на 6 дБ. Если нас интересует только разборчивая передача речи, можно «опуститься» до 8-битного преобразования с частотой 5 кГц — в моно это даст поток около 5 Кбайт/с. В телефонной связи используется 7-битные преобразования с частотой 8 кГц — поток 56 Кбит/с.
Для РСМ требуется подавление частот, превышающих половину частоты дискретизации, иначе появятся ложные частоты (aliases). Чтобы сохранить широкую полосу пропускания (до 20 кГц) при частоте дискретизации 44,1 кГц перед АЦП (и после ЦАП) требуются фильтры (аналоговые!) с большой крутизной характеристики (что не так-то просто обеспечить). Повышение частоты дискретизации, используемое в современных цифровых системах (48, 96 и даже 192 кГц), позволяет расширить диапазон воспроизводимых частот и упростить фильтры (но не АЦП!).
Для дисков SACD (Super-Audio CD), предложенных фирмами Sony и Philips на смену традиционным аудио-CD, решили вернуться к однобитному преобразованию. Фирмыи предложили метод кодирования, названный DSD (Direct Stream Digital encoding), позволяющий обойти ряд проблем кодирования РСМ. Здесь используется так называемый дельта-сигма-АЦП (рис. 12.3, а), состоящий из квантизатора Q (компаратора) и фильтра-интегратора F, охваченных отрицательной обратной связью. Если уровень входного сигнала, аккумулированный за период дискретизации, превышает значение в цепи обратной связи, накопленное за тот же период, то формируется единица. Если значение входного сигнала падает ниже, формируется ноль. Максимальное положительное значение представляется сплошным потоком единиц, максимальное отрицательное — потоком нулей, нулевой входной уровень — чередованием нулей и единиц. Такое цифровое представление можно назвать плотностно-импулъсной модуляцией (Pulse Density Modulation, PDM). Декодировать такой сигнал просто: достаточно пропустить единичные импульсы через интегрирующую цепочку (рис. 12.3, 6), и получится отображение исходного сигнала. Конечно, для того чтобы восстановленный сигнал повторял динамику исходного, должна быть высокая частота дискретизации. В SACD используется частота 2,8224 МГц, то есть битовый поток имеет скорость чуть больше 2,8 Мбит/с на канал. Это в 4 раза больше, чем в CD/DA (705600 бит/с при 41,1 кГц х 16 бит). Такой формат обеспечивает широкую полосу пропускания (0-100 кГц) и широкий динамический диапазон (120 дБ).
Аналоговый Аналоговый
вход
Выход
DSD
■**0—*■ f —*■ Q
а б
Рис. 12.3. DSD-кодирование: а — кодер, б — декодер
Метод PDM по сравнению с РСМ имеет ряд преимуществ. Для PDM не требуется сложный фильтр нижних частот перед АЦП (и после ЦАП) — фильтра-