Периферийные устройства, подключаемые к системному блоку, весьма разнообразны. В этом разделе приводится краткий (и неполный, поскольку нельзя объять необъятное) обзор устройств с описанием назначения, возможностей и способов подключения.
Дисплей — основное устройство вывода текстовой, графической и видеоинформации; подключается к выходному разъему графического адаптера. К компьютеру может быть подключено и более одного дисплея, что допускают современные видеокарты с двумя интерфейсами. Можно также установить два графических адаптера (и подключить к ним по два дисплея). В качестве дисплея (основного или дополнительного) может быть использован и обычный телевизор, если графический адаптер имеет соответствующий интерфейс (или есть специальный конвертор). Подробнее о дисплеях, графических адаптерах и их сопряжении с телевизионной техникой см. главу 10.
Клавиатура — самое привычное устройство ввода символьной информации — подключается к специализированному интерфейсу системной платы или же шине USB. Принцип работы, устройство, аппаратный и программный интерфейсы клавиатуры рассмотрены в 11.1. Здесь отметим, что клавиатура является самым быстрым устройством ввода текстовой информации и команд от пользователя. Кроме того, она может использоваться и необычным образом — например, с ее помощью можно управлять объектами в играх, а также исполнять музыкальные произведения, если назначить ее примитивным MIDI-koh
троллером (см. 12.3). Клавиатур (при наличии USB) можно подключать несколько, но все потоки набираемых символов со всех клавиатур сольются в один поток.
Устройства хранения данных (внешняя память) в основном «прячутся» в системном блоке. Компьютер общего назначения должен иметь как минимум один жесткий диск (винчестер) для основной работы. Для переноса информации небольшого объема используют (в настоящее время все реже и реже) дискеты (1,44 Мбайт) с соответствующим дисководом. В качестве удобных средств переноса информации популярны устройства хранения на флэш-памяти с интерфейсом USB (см. 9.10). Для установки современного ПО, а также исполнения ряда приложений (особенно игр), прослушивания музыки (аудио-CD и диски с файлами формата МРЗ), просмотра фильмов компьютер должен иметь привод CD или DVD (который читает и CD). Для выпуска собственной продукции, а также архивирования данных и копирования CD/DVD к компьютеру подключают CD/DVD-рекордер. Для архивирования и переноса больших объемов данных применяют магнитооптические диски, устройства ZIP, JAZ, стримеры. Устройства хранения подключаются к шинам АТА (только внутренние), SATA, SCSI, SAS, USB, Fire Wire, а также к LPT-порту. Подробнее об этих устройствах можно узнать в главе 9.
Устройство-указатель — мышь или трекбол (шар) — служит для позиционирования курсора на экране, а также подачи команд нажатием нескольких кнопок. Мышь подключается к специализированному интерфейсу системной платы, СОМ-порту или шине USB. Подробно мыши рассмотрены в 11.2. В блокнотных ПК вместо мыши используют сенсорную панель, чувствительную к прикосновению. Как правило, к компьютеру подключают лишь одну мышь (и указатель тоже один), но при желании можно подключить несколько устройств-указателей, возможно, и разных типов. Все они будут управлять одним курсором.
Принтеры и плоттеры — устройства вывода текстовой и графической информации на «твердые» носители (бумагу, пленку). Эти устройства подключаются к LPT-порту, к СОМ-порту или к шине USB, и подробно описаны в 11.5. Современные принтеры в графическом режиме обеспечивают высокую геометрическую точность вывода изображений, ими можно пользоваться, например, для создания фотошаблонов печатных плат или шаблонов раскроя материалов. Это, естественно, относится и к плоттерам.
Дигитайзер (планшет) — устройство для оцифровки изображений или рисования (см. 11.3). В этих устройствах лист изображения закрепляется на специальном планшете, и, подводя специальный указатель (в виде пера или «оптического прицела») к элементам изображения, по нажатии кнопки в компьютер вводят точные координаты элемента. Дигитайзеры большого размера служат, например, для ввода чертежей (формата A3 и более). Малогабаритные дигитайзеры (например, формата А4) с указателем-пером используются художниками-оформителями — с их помощью можно рисовать привычными движениями (рисовать мышью или трекболом очень неудобно). Дигитайзеры являются векторными устройствами ввода, подключаются к СОМ-порту или USB. Дигитай
зер можно применять и как устройство-указатель, но не наоборот: мышь сообщает только приращения координат, а дигитайзер — абсолютные координаты.
Сканеры — растровые устройства ввода графической информации. Сканеры бывают различных конструкций (см. 11.4). Наиболее широко распространены планшетные сканеры, в которых лист с вводимым изображением укладывается на прозрачный стол, а под столом проезжает каретка со считывающим устройством. Планшетные сканеры являются высокоточными (в смысле геометрии) устройствами ввода; дорогие сканеры обеспечивают и точную цветопередачу. Более дешевые сканеры — ручные, в них отсутствуют стол и привод. Пользователь прокатывает считывающий блок по изображению, при этом точность ввода, естественно, страдает. Сканеры-ручки предназначены для построчного ввода текста. Сканеры подключаются через LPT-порт либо через шину SCSI или USB.
Графическое изображение текста, введенное со сканера, может быть преобразовано в символьный формат с помощью программ распознавания текста (Optical Character Recognizer, OCR). Современные программы на современных компьютерах позволяют выполнять эти преобразования быстро и довольно верно, автоматически выделяя текст в возможном окружении графических рисунков, выявляя таблицы и другие элементы оформления. Символьное хранение текстов гораздо компактнее и информативнее графического. Текст может распознаваться при разном начертании букв, вплоть до рукописных, но для этого программа распознавания должна быть достаточно совершенна и самообучаема. Еще несколько лет назад ввод текста гораздо быстрее и качественнее выполняла квалифицированная машинистка, но сейчас ситуация уже иная. Есть сканеры -ручки, которые сами распознают текст и до передачи в компьютер могут хранить введенный текст во внутренней флэш-памяти. Есть и универсальные «ручки», позволяющие вводить не только готовый текст сканированием, но и текст, тут же записываемый этой самой ручкой; кроме того, возможен ввод фотоизображений и даже видео — правда, с невысокой частотой смены кадров. Подобные ручки связываются с компьютером по беспроводной связи Bluetooth.
К сканерам относятся и устройства считывания штрих-кодов. Поскольку выходные данные — не очень длинный набор цифр, для подключения этих устройств может использоваться обычный СОМ-порт. Применение модема позволяет при необходимости значительно отдалить сканер от компьютера.
К растровым устройствам ввода относятся и цифровые фотокамеры, как правило, подключаемые к USB (реже — к Fire Wire). В отличие от сканера, вводящего изображение с плоского оригинала, фотокамеры вводят объемное изображение, «видимое» через объектив.
Мультимедийные устройства — это устройства общения компьютера с человеком через разные среды (multi media — множество сред). Поскольку основная информация воспринимается зрительно, главным устройством вывода является дисплей. Помимо текста и графики на дисплей мультимедийного компьютера может выводиться видеоизображение — воспроизводиться видеозапись (с CD и DVD), приниматься поток видеоданных по сети (видеоконференц-связь), воспроизводиться «живое» видео от внешних источников сигнала (камеры, телеприемника, видеомагнитофона). Для этого от дисплея дополнительных способностей (кроме общего качества) практически не требуется. Воспроизводить поток сжатых видеоданных (для проигрывания фильмов и обслуживания телеконференций) может практически любой дисплейный адаптер современного компьютера, но дополнительные аппаратные средства ускорения декодирования и масштабирования позволят улучшить качество при снижении загрузки центрального процессора. Для работы с источниками видеосигнала требуются специальные аппаратные средства (видеобластер), позволяющие выводить видео в окно экрана, захватывать отдельные кадры для сохранения и обработки и даже захватывать поток кадров «живого» видео.
Для ввода-вывода видеопотока («живого» видео) используются различные интерфейсы: аналоговые (Composite Video или S-Video) и цифровые (USB, Fire-Wire). Для компьютеров выпускают карты телевизионных приемников (тюнеров), способных принимать телепрограммы одного или нескольких стандартов вещания. Тюнер может входить и в состав графической карты — такой «комбайн» приобретает богатые функциональные возможности. Например, можно выводить в отдельные окна сигналы нескольких каналов (правда, не полнодвижущиеся, поскольку приемник один и его можно лишь переключать с канала на канал, запоминая картинку). Полезным свойством графической карты является выход на телевизионный приемник (монитор) — с его помощью можно выводить изображение на большой экран и даже на несколько экранов, что удобно на презентациях и тому подобных мероприятиях. К графическому адаптеру могут подключаться и специальные проекционные аппараты, выводящие изображение на большой экран. Относящаяся к видео часть мультимедийного компьютера рассмотрена в главе 10.
Неотъемлемой частью мультимедийного компьютера является аудиосистема (см. главу 12), которая может быть картой расширения (звуковая карта ISA или PCI) или встраиваться в системную плату (интегрированный звук). Современные звуковые карты имеют аудиокодек — средство цифровой записи и воспроизведения аудиосигналов, обеспечивающее качество на уровне аудио-CD и выше. Кодек позволяет озвучивать приложения (звук в играх), проигрывать звуковые файлы с различными форматами данных, записывать (оцифровывать) внешние аудиосигналы (можно, например, переписывать грампластинки в цифровой формат), организовывать голосовую связь по сети и выполнять ряд других операций. Кодек совместно с программными средствами позволяет синтезировать и распознавать речь. Текст (например, из файла) может проговариваться компьютером, причем «диктором» можно управлять — подобрать приятный голос, темп, попросить подождать и повторить и т. п. Распознавание речи позволяет подавать команды голосом. Очень эффективен компьютер для обучения языкам. Карта обычно имеет синтезатор, с помощью которого можно проигрывать MIDI-файлы, исполнять MIDI-команды с внешнего порта и просто играть на клавиатуре (обычной компьютерной или виртуальной, нарисованной на экране). Звуковая карта имеет микшер, позволяющий смешивать сигналы от разных источников — от кодека, микрофона, аудиовыхода привода CD/DVD, линейного входа, синтезатора. К карте подключают стереонаушники, колонки,
внешние усилители с акустическими системами. При этом можно использовать разные схемы расположения акустики: от обычной стереофонической (и монофонической, конечно, тоже) до объемной, вплоть до 6- или 8-колоночной схемы Dolby Digital AC-3. Внешние интерфейсы аудиосистемы постепенно мигрируют от традиционных аналоговых к цифровым. Аудиосистема ПК может обходиться и без специальных аппаратных средств — звуковые устройства (микрофон, акустические системы) подключаются к компьютеру по шине USB или FireWire, а все операции с цифровыми аудиоданными выполняются чисто программно — современные компьютеры на это уже вполне способны.
Для мультимедийных применений требуются средства хранения данных, которыми, как правило, являются приводы CD/DVD. Хранить мультимедийные данные только на винчестере слишком накладно — даже сжатые данные, особенно видео, занимают много места. Исключение составляют разве что MIDI-файлы — этот формат позволяет небольшое музыкальное (но чисто инструментальное!) произведение уместить на обычной дискете.
Итак, мультимедийный компьютер должен иметь, как минимум, графический адаптер, звуковую карту (или интегрированный звук) и привод CD/DVD. Помимо этого минимума возможны игровые «излишества». С самого своего появления персональные компьютеры в значительной степени были ориентированы на игры, что в первую очередь отражается на стремительном прогрессе графических средств. На данном этапе «игровой» ПК должен иметь графический адаптер с ЗО-ускорителем — современные игры на простых картах если и работают, то не так эффектно. Помимо трехмерного изображения игры производят и «трехмерный» звук, правда, не так убедительно, как графику. Для трехмерного звука в аудиосистему добавляют специальные средства, программные и аппаратные. К изображению и звуку для игр требуется и более «объемные» средства ввода. С первых моделей PC к ним можно подключить джойстик или иное устройство аналогового ввода, для чего предназначен игровой порт (GAME-порт, см. 11.6). Эти устройства (например, руль и педали автомобиля) создают у игрока реальные ощущения управления каким-либо игровым объектом. С помощью этих устройств «играют» и в серьезные игры — компьютер легко превратить в тренажер для обучения вождению автомобиля или самолета. Для большего реализма в эти устройства можно вводить и сигналы обратной связи, позволяющие физически (тактильно) прочувствовать поведение объекта в разных ситуациях. Современные игровые манипуляторы, особенно с механической обратной связью, подключают к шине USB.
И наконец, для полного отрыва от реальной действительности появились шлемы виртуальной реальности — комбинированные аудиовидеосистемы. В отличие от обычного монитора, эти шлемы выводят изображения раздельно для каждого глаза, что обеспечивает объемное восприятие трехмерного изображения. Изображения формируются малогабаритными жидкокристаллическими дисплеями. Шлем подключается к выходу графического адаптера, который программно заставляют поочередно выводить изображения для левого и правого глаз, а также к аудиовыходу. Существуют и более простые средства стереоскопического зрения — стереоочки с оптическими затворами, поочередно открываемыми синхронно со сменой кадров графического адаптера. Через эти очки смотрят на обычный дисплей, который опять-таки выводит чередующиеся кадры. Однако такие очки хотя и дают объемное восприятие, сильно утомляют глаза. Существуют системы стерёопоказа и с пассивными очками (неуправляемыми), но они требуют более сложных устройств вывода.
Коммуникационные устройства позволяют связывать компьютеры между собой и с «внешним миром» — например, с Интернетом. Цели связи: обмен данными, использование общих информационных ресурсов, общей периферии, общей внешней памяти, совместная работа над общим проектом, совместные игры. К коммуникационным устройствам относят модемы и адаптеры локальных сетей. Модем позволяет связываться с другими компьютерами и сетями по телефонной сети общего пользования или по специальным выделенным линиям. Модем в ПК может выполнять множество функций: пересылать данные (в том числе получать все услуги Интернета, включая интернет-телефонию и видеосвязь), принимать и передавать факсы, работать как автоответчик, телефонный секретарь и др. Модемы устанавливаются в слоты расширения (ISA, PCI, PC-Card) или подключаются внешне, к СОМ-, к LPT-порту или к шине USB. Адаптеры локальных сетей, проводных и беспроводных, позволяют обмениваться данными с гораздо более высокими скоростями, но на меньших расстояниях (в пределах здания). Локальные сети используют для совместного доступа нескольких ПК к общей периферии (принтеры, плоттеры, устройства хранения данных), обеспечения связи для клиент-серверных приложений, коммуникаций между пользователями (включая сетевые игры). Более подробные сведения о сетях приведены в [4], а в главе 13 рассматриваются вопросы телекоммуникаций, непосредственно связанные с самим компьютером.
Электронные ключи — устройства, с помощью которых возможно ограничение незаконного распространения (тиражирования) ПО. Разработчики ПО, отстаивая свои законные права на получение вознаграждения за свой труд, предпринимают ряд мер, препятствующих бесконтрольному тиражированию их продукции. Эти меры могут быть как организационными (необходимость ввода ключа — последовательности символов, который можно получить «только» у законного продавца, требование соблюдения лицензионных соглашений и т. п.), так и техническими. Несостоятельность организационных мер пояснять не требуется. Технические меры могут быть двоякими — защита от копирования или применение электронных ключей. Как известно, любую защиту от копирования (будь то нестандартный формат ключевой дискеты или CD-ROM) можно «расколоть», поскольку она проверяется и создается теми рке самыми программными средствами, которые доступны и взломщику. Электронные ключи представляют собой устройства, без подключения которых к компьютеру защищаемое приложение работать не будет. Конечно, и здесь возможен взлом, но его вероятность зависит от сложности ключа и системы привязки. Первые системы были довольно простыми, и зачастую в приложении можно было найти и «выкусить» кусок кода, проверяющего присутствие ключа (так, например, «ломали» пакет p-CAD, предназначенный для разводки печатных плат). Более сложные ключи внутри себя содержат некий «фрагмент кода», используемый в работе приложения. «Выкусить» его из приложения, не имея исходных кодов программы, очень трудно, а снять копию с ключа может быть и технически невозможно. Есть, например, устройства энергонезависимой памяти (см. 8.5), которые не позволяют считать свое содержимое, но могут дать только результат сравнения — совпал приложенный ключ (многобитный) с записанным образцом или нет. При большой длине ключа (и небыстром обмене с такой памятью) перебор вариантов просто не завершится при жизни взломщика. Электронные ключи подключают к портам (СОМ или LPT) или шине USB; сетевые приложения могут использовать и сетевые ключи — ключ должен быть подключен к одному из компьютеров локальной сети, на котором работает приложение (так, например, защищается популярный бухгалтерский пакет фирмы 1С). Конечный пользователь приобретает ключ у продавца защищаемого программного продукта. У производителя ключи («болванки») приобретают разработчики программного обеспечения, и именно они привязывают ключи к своей продукции. Говоря о ключах, вспомним о привязке ПО к конкретному компьютеру — этот метод защиты одно время использовался для недорогих продуктов. Суть его заключается в записи ключевой информации в какую-либо скрытую область энергонезависимой памяти компьютера — CMOS (см. 4.6) или на жесткий диск либо в привязке продукта к серийному номеру какого-либо компонента (процессора, винчестера и т. п.). Конечно же, защита условна — зная скрытые, но доступные места хранения информации, скопировать ключ большого труда не составит. Этот способ некорректен, поскольку при обслуживании компьютера, модернизации (замене ключевого элемента), ремонте и в других ситуациях пользователь может лишиться законного права на использование продукта (к этому моменту поставщик «защищенного» ПО может уже стать недоступным). Кроме того, две разные программы могут писать свой ключ в одно и то же место — выживает последняя устанавливаемая. Электронные ключи этих недостатков не имеют — они не копируемы, но переносимы и зачастую «прозрачны»: ключ для СОМ- или LPT-порта является проходным, через него к порту может быть подключено обычное периферийное устройство или еще один ключ. На компьютере, где работают множество защищенных пакетов, можно увидеть целые гирлянды ключей. Конечно же, сложность (и связанная с ней стоимость) ключа должна соответствовать защищаемому продукту — смешно ставить противоугонное устройство за 500 долларов на детский велосипед (иногда и без педалей).
В системах, связанных с защитой данных от несанкционированного доступа, применяют различные средства аутентификации (подтверждения личности) пользователя. Когда простейших административных средств (введение имени и пароля) оказывается недостаточно, применяют, например, биометрические датчики. Эти датчики анализируют какие-либо неизменяемые (неподделываемые) признаки. Существуют, например, устройства, считывающие дактилоскопические отцечатки, для чего достаточно лишь приложить палец к специальной площадке. Такие устройства подключаются, как правило, к обычным интерфейсам (СОМ-порт, USB).
Для промышленных и инструментальных компьютеров периферия (подключаемые объекты управления и наблюдения) содержит аналоговые и дискретные датчики и исполнительные устройства. Для их подключения выпускают различные карты сопряжения (и отдельные устройства внешнего исполнения), содержащие аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразователи, порты ввода и вывода дискретных сигналов с различными параметрами. С помощью этих устройств и надлежащего программного обеспечения компьютер можно научить всему чему угодно — от медицинской диагностики до управления военной и космической техникой.