Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 17. Устройства ввода-вывода



Периферийные устройства, подключаемые к системному блоку, весьма разно­образны. В этом разделе приводится краткий (и неполный, поскольку нельзя объять необъятное) обзор устройств с описанием назначения, возможностей и способов подключения.

Дисплей — основное устройство вывода текстовой, графической и видеоинфор­мации; подключается к выходному разъему графического адаптера. К компью­теру может быть подключено и более одного дисплея, что допускают современ­ные видеокарты с двумя интерфейсами. Можно также установить два графиче­ских адаптера (и подключить к ним по два дисплея). В качестве дисплея (ос­новного или дополнительного) может быть использован и обычный телевизор, если графический адаптер имеет соответствующий интерфейс (или есть специ­альный конвертор). Подробнее о дисплеях, графических адаптерах и их сопря­жении с телевизионной техникой см. главу 10.

Клавиатура — самое привычное устройство ввода символьной информации — подключается к специализированному интерфейсу системной платы или же шине USB. Принцип работы, устройство, аппаратный и программный интер­фейсы клавиатуры рассмотрены в 11.1. Здесь отметим, что клавиатура являет­ся самым быстрым устройством ввода текстовой информации и команд от пользователя. Кроме того, она может использоваться и необычным образом — например, с ее помощью можно управлять объектами в играх, а также испол­нять музыкальные произведения, если назначить ее примитивным MIDI-koh

троллером (см. 12.3). Клавиатур (при наличии USB) можно подключать не­сколько, но все потоки набираемых символов со всех клавиатур сольются в один поток.

Устройства хранения данных (внешняя память) в основном «прячутся» в сис­темном блоке. Компьютер общего назначения должен иметь как минимум один жесткий диск (винчестер) для основной работы. Для переноса информации не­большого объема используют (в настоящее время все реже и реже) дискеты (1,44 Мбайт) с соответствующим дисководом. В качестве удобных средств пе­реноса информации популярны устройства хранения на флэш-памяти с интер­фейсом USB (см. 9.10). Для установки современного ПО, а также исполнения ряда приложений (особенно игр), прослушивания музыки (аудио-CD и диски с файлами формата МРЗ), просмотра фильмов компьютер должен иметь при­вод CD или DVD (который читает и CD). Для выпуска собственной продук­ции, а также архивирования данных и копирования CD/DVD к компьютеру подключают CD/DVD-рекордер. Для архивирования и переноса больших объе­мов данных применяют магнитооптические диски, устройства ZIP, JAZ, стри­меры. Устройства хранения подключаются к шинам АТА (только внутренние), SATA, SCSI, SAS, USB, Fire Wire, а также к LPT-порту. Подробнее об этих уст­ройствах можно узнать в главе 9.

Устройство-указатель мышь или трекбол (шар) — служит для позициониро­вания курсора на экране, а также подачи команд нажатием нескольких кнопок. Мышь подключается к специализированному интерфейсу системной платы, СОМ-порту или шине USB. Подробно мыши рассмотрены в 11.2. В блокнотных ПК вместо мыши используют сенсорную панель, чувствительную к прикосно­вению. Как правило, к компьютеру подключают лишь одну мышь (и указатель тоже один), но при желании можно подключить несколько устройств-указате­лей, возможно, и разных типов. Все они будут управлять одним курсором.

Принтеры и плоттеры — устройства вывода текстовой и графической инфор­мации на «твердые» носители (бумагу, пленку). Эти устройства подключаются к LPT-порту, к СОМ-порту или к шине USB, и подробно описаны в 11.5. Со­временные принтеры в графическом режиме обеспечивают высокую геометри­ческую точность вывода изображений, ими можно пользоваться, например, для создания фотошаблонов печатных плат или шаблонов раскроя материалов. Это, естественно, относится и к плоттерам.

Дигитайзер (планшет) — устройство для оцифровки изображений или рисова­ния (см. 11.3). В этих устройствах лист изображения закрепляется на специ­альном планшете, и, подводя специальный указатель (в виде пера или «оптиче­ского прицела») к элементам изображения, по нажатии кнопки в компьютер вводят точные координаты элемента. Дигитайзеры большого размера служат, например, для ввода чертежей (формата A3 и более). Малогабаритные дигитай­зеры (например, формата А4) с указателем-пером используются художника­ми-оформителями — с их помощью можно рисовать привычными движениями (рисовать мышью или трекболом очень неудобно). Дигитайзеры являются век­торными устройствами ввода, подключаются к СОМ-порту или USB. Дигитай

зер можно применять и как устройство-указатель, но не наоборот: мышь сооб­щает только приращения координат, а дигитайзер — абсолютные координаты.

Сканеры — растровые устройства ввода графической информации. Сканеры бывают различных конструкций (см. 11.4). Наиболее широко распространены планшетные сканеры, в которых лист с вводимым изображением укладывается на прозрачный стол, а под столом проезжает каретка со считывающим устрой­ством. Планшетные сканеры являются высокоточными (в смысле геометрии) устройствами ввода; дорогие сканеры обеспечивают и точную цветопереда­чу. Более дешевые сканеры — ручные, в них отсутствуют стол и привод. Поль­зователь прокатывает считывающий блок по изображению, при этом точность ввода, естественно, страдает. Сканеры-ручки предназначены для построчного ввода текста. Сканеры подключаются через LPT-порт либо через шину SCSI или USB.

Графическое изображение текста, введенное со сканера, может быть преобразо­вано в символьный формат с помощью программ распознавания текста (Optical Character Recognizer, OCR). Современные программы на современных компью­терах позволяют выполнять эти преобразования быстро и довольно верно, ав­томатически выделяя текст в возможном окружении графических рисунков, выявляя таблицы и другие элементы оформления. Символьное хранение тек­стов гораздо компактнее и информативнее графического. Текст может распо­знаваться при разном начертании букв, вплоть до рукописных, но для этого программа распознавания должна быть достаточно совершенна и самообучае­ма. Еще несколько лет назад ввод текста гораздо быстрее и качественнее выпол­няла квалифицированная машинистка, но сейчас ситуация уже иная. Есть ска­неры -ручки, которые сами распознают текст и до передачи в компьютер могут хранить введенный текст во внутренней флэш-памяти. Есть и универсальные «ручки», позволяющие вводить не только готовый текст сканированием, но и текст, тут же записываемый этой самой ручкой; кроме того, возможен ввод фо­тоизображений и даже видео — правда, с невысокой частотой смены кадров. Подобные ручки связываются с компьютером по беспроводной связи Bluetooth.

К сканерам относятся и устройства считывания штрих-кодов. Поскольку вы­ходные данные — не очень длинный набор цифр, для подключения этих уст­ройств может использоваться обычный СОМ-порт. Применение модема позво­ляет при необходимости значительно отдалить сканер от компьютера.

К растровым устройствам ввода относятся и цифровые фотокамеры, как прави­ло, подключаемые к USB (реже — к Fire Wire). В отличие от сканера, вводящего изображение с плоского оригинала, фотокамеры вводят объемное изображение, «видимое» через объектив.

Мультимедийные устройства — это устройства общения компьютера с челове­ком через разные среды (multi media — множество сред). Поскольку основная информация воспринимается зрительно, главным устройством вывода являет­ся дисплей. Помимо текста и графики на дисплей мультимедийного компьюте­ра может выводиться видеоизображение — воспроизводиться видеозапись (с CD и DVD), приниматься поток видеоданных по сети (видеоконференц-связь), воспроизводиться «живое» видео от внешних источников сигнала (камеры, телеприемника, видеомагнитофона). Для этого от дисплея дополнительных способностей (кроме общего качества) практически не требуется. Воспроизво­дить поток сжатых видеоданных (для проигрывания фильмов и обслуживания телеконференций) может практически любой дисплейный адаптер современно­го компьютера, но дополнительные аппаратные средства ускорения декодиро­вания и масштабирования позволят улучшить качество при снижении загрузки центрального процессора. Для работы с источниками видеосигнала требуются специальные аппаратные средства (видеобластер), позволяющие выводить ви­део в окно экрана, захватывать отдельные кадры для сохранения и обработки и даже захватывать поток кадров «живого» видео.

Для ввода-вывода видеопотока («живого» видео) используются различные ин­терфейсы: аналоговые (Composite Video или S-Video) и цифровые (USB, Fire-Wire). Для компьютеров выпускают карты телевизионных приемников (тюне­ров), способных принимать телепрограммы одного или нескольких стандартов вещания. Тюнер может входить и в состав графической карты — такой «ком­байн» приобретает богатые функциональные возможности. Например, можно выводить в отдельные окна сигналы нескольких каналов (правда, не полнодви­жущиеся, поскольку приемник один и его можно лишь переключать с канала на канал, запоминая картинку). Полезным свойством графической карты является выход на телевизионный приемник (монитор) — с его помощью можно выво­дить изображение на большой экран и даже на несколько экранов, что удобно на презентациях и тому подобных мероприятиях. К графическому адаптеру мо­гут подключаться и специальные проекционные аппараты, выводящие изобра­жение на большой экран. Относящаяся к видео часть мультимедийного компью­тера рассмотрена в главе 10.

Неотъемлемой частью мультимедийного компьютера является аудиосистема (см. главу 12), которая может быть картой расширения (звуковая карта ISA или PCI) или встраиваться в системную плату (интегрированный звук). Современ­ные звуковые карты имеют аудиокодек — средство цифровой записи и воспро­изведения аудиосигналов, обеспечивающее качество на уровне аудио-CD и выше. Кодек позволяет озвучивать приложения (звук в играх), проигрывать звуковые файлы с различными форматами данных, записывать (оцифровывать) внешние аудиосигналы (можно, например, переписывать грампластинки в цифровой формат), организовывать голосовую связь по сети и выполнять ряд других опе­раций. Кодек совместно с программными средствами позволяет синтезировать и распознавать речь. Текст (например, из файла) может проговариваться ком­пьютером, причем «диктором» можно управлять — подобрать приятный голос, темп, попросить подождать и повторить и т. п. Распознавание речи позволяет подавать команды голосом. Очень эффективен компьютер для обучения язы­кам. Карта обычно имеет синтезатор, с помощью которого можно проигрывать MIDI-файлы, исполнять MIDI-команды с внешнего порта и просто играть на клавиатуре (обычной компьютерной или виртуальной, нарисованной на экра­не). Звуковая карта имеет микшер, позволяющий смешивать сигналы от раз­ных источников — от кодека, микрофона, аудиовыхода привода CD/DVD, ли­нейного входа, синтезатора. К карте подключают стереонаушники, колонки,

внешние усилители с акустическими системами. При этом можно использовать разные схемы расположения акустики: от обычной стереофонической (и моно­фонической, конечно, тоже) до объемной, вплоть до 6- или 8-колоночной схемы Dolby Digital AC-3. Внешние интерфейсы аудиосистемы постепенно мигриру­ют от традиционных аналоговых к цифровым. Аудиосистема ПК может обхо­диться и без специальных аппаратных средств — звуковые устройства (микро­фон, акустические системы) подключаются к компьютеру по шине USB или FireWire, а все операции с цифровыми аудиоданными выполняются чисто про­граммно — современные компьютеры на это уже вполне способны.

Для мультимедийных применений требуются средства хранения данных, кото­рыми, как правило, являются приводы CD/DVD. Хранить мультимедийные данные только на винчестере слишком накладно — даже сжатые данные, осо­бенно видео, занимают много места. Исключение составляют разве что MIDI-файлы — этот формат позволяет небольшое музыкальное (но чисто инструмен­тальное!) произведение уместить на обычной дискете.

Итак, мультимедийный компьютер должен иметь, как минимум, графический адаптер, звуковую карту (или интегрированный звук) и привод CD/DVD. По­мимо этого минимума возможны игровые «излишества». С самого своего появ­ления персональные компьютеры в значительной степени были ориентированы на игры, что в первую очередь отражается на стремительном прогрессе графи­ческих средств. На данном этапе «игровой» ПК должен иметь графический адаптер с ЗО-ускорителем — современные игры на простых картах если и рабо­тают, то не так эффектно. Помимо трехмерного изображения игры производят и «трехмерный» звук, правда, не так убедительно, как графику. Для трехмерно­го звука в аудиосистему добавляют специальные средства, программные и ап­паратные. К изображению и звуку для игр требуется и более «объемные» сред­ства ввода. С первых моделей PC к ним можно подключить джойстик или иное устройство аналогового ввода, для чего предназначен игровой порт (GAME-порт, см. 11.6). Эти устройства (например, руль и педали автомобиля) создают у игрока реальные ощущения управления каким-либо игровым объектом. С по­мощью этих устройств «играют» и в серьезные игры — компьютер легко пре­вратить в тренажер для обучения вождению автомобиля или самолета. Для большего реализма в эти устройства можно вводить и сигналы обратной связи, позволяющие физически (тактильно) прочувствовать поведение объекта в раз­ных ситуациях. Современные игровые манипуляторы, особенно с механической обратной связью, подключают к шине USB.

И наконец, для полного отрыва от реальной действительности появились шле­мы виртуальной реальности — комбинированные аудиовидеосистемы. В отли­чие от обычного монитора, эти шлемы выводят изображения раздельно для каж­дого глаза, что обеспечивает объемное восприятие трехмерного изображения. Изображения формируются малогабаритными жидкокристаллическими дис­плеями. Шлем подключается к выходу графического адаптера, который про­граммно заставляют поочередно выводить изображения для левого и правого глаз, а также к аудиовыходу. Существуют и более простые средства стереоско­пического зрения — стереоочки с оптическими затворами, поочередно открываемыми синхронно со сменой кадров графического адаптера. Через эти очки смотрят на обычный дисплей, который опять-таки выводит чередующиеся кад­ры. Однако такие очки хотя и дают объемное восприятие, сильно утомляют гла­за. Существуют системы стерёопоказа и с пассивными очками (неуправляемы­ми), но они требуют более сложных устройств вывода.

Коммуникационные устройства позволяют связывать компьютеры между со­бой и с «внешним миром» — например, с Интернетом. Цели связи: обмен дан­ными, использование общих информационных ресурсов, общей периферии, об­щей внешней памяти, совместная работа над общим проектом, совместные игры. К коммуникационным устройствам относят модемы и адаптеры локаль­ных сетей. Модем позволяет связываться с другими компьютерами и сетями по телефонной сети общего пользования или по специальным выделенным лини­ям. Модем в ПК может выполнять множество функций: пересылать данные (в том числе получать все услуги Интернета, включая интернет-телефонию и видеосвязь), принимать и передавать факсы, работать как автоответчик, теле­фонный секретарь и др. Модемы устанавливаются в слоты расширения (ISA, PCI, PC-Card) или подключаются внешне, к СОМ-, к LPT-порту или к шине USB. Адаптеры локальных сетей, проводных и беспроводных, позволяют обме­ниваться данными с гораздо более высокими скоростями, но на меньших рас­стояниях (в пределах здания). Локальные сети используют для совместного доступа нескольких ПК к общей периферии (принтеры, плоттеры, устройства хранения данных), обеспечения связи для клиент-серверных приложений, ком­муникаций между пользователями (включая сетевые игры). Более подробные сведения о сетях приведены в [4], а в главе 13 рассматриваются вопросы теле­коммуникаций, непосредственно связанные с самим компьютером.

Электронные ключи — устройства, с помощью которых возможно ограничение незаконного распространения (тиражирования) ПО. Разработчики ПО, отстаи­вая свои законные права на получение вознаграждения за свой труд, предпри­нимают ряд мер, препятствующих бесконтрольному тиражированию их про­дукции. Эти меры могут быть как организационными (необходимость ввода ключа — последовательности символов, который можно получить «только» у за­конного продавца, требование соблюдения лицензионных соглашений и т. п.), так и техническими. Несостоятельность организационных мер пояснять не тре­буется. Технические меры могут быть двоякими — защита от копирования или применение электронных ключей. Как известно, любую защиту от копирования (будь то нестандартный формат ключевой дискеты или CD-ROM) можно «рас­колоть», поскольку она проверяется и создается теми рке самыми программны­ми средствами, которые доступны и взломщику. Электронные ключи представ­ляют собой устройства, без подключения которых к компьютеру защищаемое приложение работать не будет. Конечно, и здесь возможен взлом, но его вероят­ность зависит от сложности ключа и системы привязки. Первые системы были довольно простыми, и зачастую в приложении можно было найти и «выкусить» кусок кода, проверяющего присутствие ключа (так, например, «ломали» пакет p-CAD, предназначенный для разводки печатных плат). Более сложные ключи внутри себя содержат некий «фрагмент кода», используемый в работе приложе­ния. «Выкусить» его из приложения, не имея исходных кодов программы, очень трудно, а снять копию с ключа может быть и технически невозмож­но. Есть, например, устройства энергонезависимой памяти (см. 8.5), которые не позволяют считать свое содержимое, но могут дать только результат сравне­ния — совпал приложенный ключ (многобитный) с записанным образцом или нет. При большой длине ключа (и небыстром обмене с такой памятью) перебор вариантов просто не завершится при жизни взломщика. Электронные ключи подключают к портам (СОМ или LPT) или шине USB; сетевые приложения могут использовать и сетевые ключи — ключ должен быть подключен к одному из компьютеров локальной сети, на котором работает приложение (так, например, защищается популярный бухгалтерский пакет фирмы 1С). Конечный пользова­тель приобретает ключ у продавца защищаемого программного продукта. У производителя ключи («болванки») приобретают разработчики программно­го обеспечения, и именно они привязывают ключи к своей продукции. Говоря о ключах, вспомним о привязке ПО к конкретному компьютеру — этот метод защиты одно время использовался для недорогих продуктов. Суть его заключа­ется в записи ключевой информации в какую-либо скрытую область энергоне­зависимой памяти компьютера — CMOS (см. 4.6) или на жесткий диск либо в привязке продукта к серийному номеру какого-либо компонента (процессора, винчестера и т. п.). Конечно же, защита условна — зная скрытые, но доступные места хранения информации, скопировать ключ большого труда не составит. Этот способ некорректен, поскольку при обслуживании компьютера, модерни­зации (замене ключевого элемента), ремонте и в других ситуациях пользова­тель может лишиться законного права на использование продукта (к этому мо­менту поставщик «защищенного» ПО может уже стать недоступным). Кроме того, две разные программы могут писать свой ключ в одно и то же место — вы­живает последняя устанавливаемая. Электронные ключи этих недостатков не имеют — они не копируемы, но переносимы и зачастую «прозрачны»: ключ для СОМ- или LPT-порта является проходным, через него к порту может быть под­ключено обычное периферийное устройство или еще один ключ. На компьюте­ре, где работают множество защищенных пакетов, можно увидеть целые гир­лянды ключей. Конечно же, сложность (и связанная с ней стоимость) ключа должна соответствовать защищаемому продукту — смешно ставить противо­угонное устройство за 500 долларов на детский велосипед (иногда и без педа­лей).

В системах, связанных с защитой данных от несанкционированного доступа, применяют различные средства аутентификации (подтверждения личности) пользователя. Когда простейших административных средств (введение имени и пароля) оказывается недостаточно, применяют, например, биометрические дат­чики. Эти датчики анализируют какие-либо неизменяемые (неподделываемые) признаки. Существуют, например, устройства, считывающие дактилоскопиче­ские отцечатки, для чего достаточно лишь приложить палец к специальной площадке. Такие устройства подключаются, как правило, к обычным интерфей­сам (СОМ-порт, USB).

Для промышленных и инструментальных компьютеров периферия (подклю­чаемые объекты управления и наблюдения) содержит аналоговые и дискретные датчики и исполнительные устройства. Для их подключения выпускают различные карты сопряжения (и отдельные устройства внешнего исполнения), со­держащие аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразователи, порты вво­да и вывода дискретных сигналов с различными параметрами. С помощью этих устройств и надлежащего программного обеспечения компьютер можно нау­чить всему чему угодно — от медицинской диагностики до управления военной и космической техникой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.