Упрощенная блок-схема традиционной аналоговой звуковой карты приведена на рис. 12.6. Аналоговые сигналы от различных источников — микрофона, CD (здесь обычно используется аналоговый интерфейс CD-ROM), линейного входа, а также ЦАП и синтезатора — смешиваются микшером. Микшер для каждого входа имеет аналоговые регуляторы с цифровым управлением, позволяющие изменять усиление и баланс стереоканалов. Микшер может быть дополнен регулятором тембра — простейшим регулятором усиления высоких и низких частот или многополосным эквалайзером (на рисунке не показан). С выхода микшера аналоговый сигнал поступает на линейный выход и оконечный усилитель. Мощности усилителя, устанавливаемого на звуковых картах, достаточно для «раскачки» небольших пассивных колонок или наушников. Любопытно, что на некоторых высококачественных картах устанавливается маломощный усилитель, работающий только на наушники или активные колонки, — мощному усилителю, в общем-то, не место рядом со слаботочными сигнальными цепями. Кроме того, мощные усилители для низкоомной нагрузки требуют на выходе разделительных конденсаторов большой емкости, которые трудно разместить на звуковой карте. Малая емкость этих конденсаторов «завалит» низкие частоты, чем испортит звучание хорошей карты.
Собственно цифровые каналы звуковой карты проходят через интерфейсные схемы от шины расширения до ЦАП и от АЦП обратно к шине. Для передачи потоков данных в картах ISA используются каналы DMA — один 8-битный и один 16-битный. Преобразования синхронизируются от программируемого генератора (на схеме не показан), который определяет частоту дискретизации. Частоту дискретизации, разрядность (8 или 16 бит) и режим (моно/стерео)
Глава 12. Аудиосистема ПК
Spk. Out
> Line Out
Цифровые интерфейсные схемы
Midi Out Midi In
is
К шине расширения Рис. 12.6. Блок-схема звуковой карты
выбирают при записи. Как уже отмечалось, от этих параметров зависит качество оцифровки и объем информации, занимаемой записью с определенной длительностью. Эти же значения параметров должны устанавливаться и при воспроизведении данной записи (сведения о них хранятся в заголовках звуковых файлов). Изменение параметров воспроизведения относительно параметров записи в общем случае требует программного преобразования файла данных.
Несмотря на наличие двух каналов DMA далеко не все карты позволяли работать в полнодуплексном режиме цифрового канала — одновременно и независимо вводить и выводить цифровой поток. Полный дуплекс нужен, например, для IP-телефонии: аналоговый сигнал от микрофона поступает на АЦП, с которого цифровой поток в сжатом виде укладывается в пакеты IP-транспорта. Одновременно из принятых пакетов данные через ЦАП направляются на аудиовыход. В структуре, изображенной на рис. 12.6, эти потоки пересекаются в микшере. Практически все современные карты поддерживают полный дуплекс. В них имеется два микшера — один для записи, другой для воспроизведения. В сложных картах может быть и пара преобразователей ЦАП (стереофонических), один из которых служит для воспроизведения звукозаписи, а другой обслуживает цифровые синтезаторы. В современных картах, построенных на основе сигнальных процессоров, аналоговые микшеры заменяются цифровыми. В ряде карт число входов у микшеров (4) меньше, чем число возможных источников сигнала. Тогда на карте имеется программно-управляемый коммутатор, с помощью которого можно выбрать источники, посылаемые на микшер записи и микшер воспроизведения.
Для создания специальных эффектов (хор, реверберация и т. п.) на более сложных звуковых картах для обработки сигналов применяются уже упоминавшиеся сигнальные процессоры (DSP).