Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Орган государства: понятие, признаки и виды



Первичным элементом механизма государства является государственный орган.

Орган государства — это юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть государственного механизма, которая состоит из государственных служащих, наделенных властными полномочиями и материальными средствами для выполнения, в пределах своей компетенции от имени государства в целом определенного вида государственной деятельности.

Признаки органа государства, отличающие его от иных организаций общества:

1) для осуществления управления наделен властными полномочиями и выступает от имени государства в целом;

2) обладает экономической и организационной обособленностью, самостоятельностью. Однако эта относительная самостоятельность не должна выходить за границы объективно необходимых полномочий;

3) наделен законодательно закрепленной определенной компетенцией (имеет круг вопросов и полномочий для их разрешения и ответственности) в соответствии с его назначением и местом в государственном механизме. Особенность полномочий государственного органа, в отличие от субъективных прав граждан, состоит в том, что его права возникают не как привилегии, а как средство надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей. Более того, каждое конкретное право является одновременно его обязанностью;

4) имеет право на издание юридических актов (как нормативного, так и правоприменительного характера);

5) располагает необходимыми материальными средствами для выполнения функционального назначения;

6) состоит из государственных служащих.

Государственные служащие профессионально обеспечивают исполнение полномочий государственных органов. В обыденной жизни их часто называют бюрократами, придавая этому слову негативный оттенок. Однако, нельзя отождествлять бюрократию как компетентное, организованное управление государственными делами и бюрократизм как предельно формализованный способ осуществления государственной власти безответственными чиновниками, подчинившими порядок управления собственному привилегированному положению. Иерархически организованная, неукоснительно соблюдающая процедуры делопроизводства профессиональная бюрократия объективно необходима для качественного управления в современном, все усложняющемся мире. Бюрократизм является ее неизбежным негативным спутником. Расширение сфер деятельности государственного аппарата и увеличение его численности автоматически снижают подконтрольность и повышают безответственность чиновников. Скрываясь за ширмой мнимой секретности, недосягаемого профессионализма, формализма и порой бессмысленных процедур, служащие монополизируют государственную власть, противопоставляя свой корпоративный и личный интерес интересам общества. В результате происходит подчинение задач функционирования государственных организаций целям сохранения и укрепления их аппарата в ущерб выполняемым обязанностям. При этом, бюрократический аппарат стремится навязать обществу свой собственный интерес, как интерес всеобщий.

Минимизация этих проявлений возможна лишь при действенном контроле со стороны общества, чѐтких юридических процедурах, определяющих поведение чиновника и реально действующих законодательных ограничениях, выраженных в запретах получать вознаграждения за исполнение служебных обязанностей, заниматься предпринимательской деятельностью и т.д. Подлинная бюрократия, в отличие от бюрократизма, предполагает господство профессионализма над некомпетентностью, нормы над произволом, объективности над субъективизмом и политическими пристрастиями.

Классификация государственных органов осуществляется по следующим основаниям:

1. По источнику формирования: первичные (парламент, президент); производные (правительство). Первичные формируются непосредственно населением в установленном законом порядке. Производные создаются первичными.

2. По объему полномочий: высшие (парламент, правительство и др.); центральные (министерства); местные (органы власти субъектов федерации и т.п.).

3. По содержанию компетенции: органы общей компетенции (президент, правительство и др.); органы специальной компетенции (министерства, ведомства).

4. По порядку осуществления властных полномочий: коллегиальные (правительство); единоличные (президент).

5. По организационно-правовым формам деятельности: законодательные, исполнительные, судебные, прокурорские.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.