В то время как прилагаются значительные усилия для изменения положительного имиджа национальных государственно-правовых институтов в пользу транснациональных, рыночных и, особенно, финансовых институтов, а "современный политический журнализм" не перестает говорить о кризисе национального государства ввиду его неспособности своими собственными силами поддерживать в обществе "экономический, экологический, гражданский и даже духовный порядок" серьезные исследователи-эксперты в данной области подвергают сомнению подобные утверждения и доказывают обратное.
Рыночные механизмы как "регуляторы" преимущественно экономического развития не могут успешно действовать сами по себе, а должны органически "сочетаться" с дееспособной государственной властью, с сильными национальными государственно-правовыми институтами.
Аналогичным образом обстоит дело и с рядом других ее базовых постулатов, таких, например, как положение о "пользе социального неравенства для повышения хозяйственной активности при переходе к рыночной экономике"; тезис об исключительно позитивной роли дерегулирования; положение о сохранении свободной конкурентной среды в условиях глобализации; и др.
"Ядром глобализации", определяющим характер ее развития и модель построения нового миропорядка, являются только высокоразвитые в экономическом плане страны и что огромный разрыв между богатыми и бедными странами, не позволит быть им равноправными участниками формирующихся глобальных отношений.
Аналогичным образом обстоит дело в либеральной модели глобализации где под видом борьбы за права и свободы граждан, свободной конкуренции, ассоциируемой с "подлинной" демократией, решаются национальные или групповые (корпоративные) проблемы вместо общих транснациональных, глобальных проблем.
Что же касается положений о свободной конкуренции и "подлинной" демократии в современном глобализирующемся мире, то они повсеместно блокируются монопольной деятельностью транснациональных банков и корпораций.
Выводы:
1) Несостоятельность основных постулатов неолиберальной модели будущего "демократического, базирующегося на принципах свободной конкуренции" и стихийного рыночного регулирования мироустройства.
2) Объективная необходимость не только сохранения национальных государств и правовых систем в условиях глобализации для обеспечения в каждой стране своих собственных, национальных ценностей и интересов, но и их дальнейшего всестороннего укрепления.
Необходимость сохранения и укрепления национального государства и правовой системы для обеспечения и защиты своих собственных интересов означает направление постепенного становления гармонично сочетающей интересы всех национальных государств "глобально-системной целостности", главной целью которой является
Процесс глобализации затрагивает практически все национальные государства и правовые системы. Одних из них он касается преимущественно своей экономической стороной ("экономическая составляющая глобализации"), других - социально-политической ("политическая оставляющая"), а большинство - одновременно и экономической, и социально-политической сторонами.
К чему же приведет глобализация?Спектр мнений колеблется от утверждения о полном исчезновении национального государства и права при достижении пика глобализации и постепенном формировании на их основе некой планетарной управляющей системы и мирового права до мнения о том, что национальное государство и право сохранятся при любых условиях, хотя и претерпят определенные изменения.
В основе сущности и содержания национальных государств и правовых систем, при подобном развитии процесса глобализации, с неизбежностью и во все более возрастающей мере будут доминировать интересы транснациональных корпораций, представляющих собой, по заключению исследователей, "самодеятельные образования со своим правительством, включающие отдельных акционеров", а шире - интересы мировой олигархии.
Под воздействием глобальных факторов эволюционному изменению с неизбежностью будут подвергаться и все другие стороны и компоненты государственно-правовых институтов - формы государства и права, методы государственной деятельности, принципы реализации права, сфера распространения публичной власти, суверенитет государства и права.
Изменения:
1)по мере вызревания новых условий существования и функционирования национального государства отмирают некоторые его старые функции.
2) развиваются ранее находившиеся в зачаточном состоянии функции (например экологическая функция).
3) существенному изменению подвергаются традиционные функции государства (экономическая).