Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характеристика основных моделей правового статуса личности



В истории политико-правовой мысли и юридической практике,

а также в племенных мировоззрениях и обычном праве различных

народов сложились четыре различных подхода к проблеме право-

вого статуса личности, прав человека. Либеральная (в своей осно-

ве западная) концепция прав человека исходит из естественных,

неотчуждаемых прав человека и закрепления в законодательстве

таких условий, которые обеспечивают свободное развитие лично-

сти. Акцент в конституционном законодательстве стран, воспри-

нявших указанную модель, делается на той группе прав, которые

прежде всего относятся к автономии личности, хотя в новейших

конституциях стран Запада и многих развивающихся стран все ча-

ще и шире закрепляются социально-экономические права.

В данной модели ограничения, которые налагаются на личность

при осуществлении ее прав, связаны главным образом с вопросами

обеспечения общественной морали, здравоохранения, публичного

порядка, предотвращением насилия, а также правами других лиц:

осуществляя свои права, нельзя посягать на права других. Огра-

ничения связаны и с пресечением злоупотребления правами. Все

они точно зафиксированы в законе.

В условиях применения этой модели конституционные обя-

занности гражданина формулируются в весьма ограниченном ви-

де, а то и вовсе не упоминаются в конституциях. В своей основе

это личностная, в какой-то мере индивидуалистическая модель

правового статуса человека. Она воспринята в развитых государ-

ствах, во многих развивающихся странах (в последнем случае -

часто в ограниченном виде), внедряется в постсоциалистических

государствах.

Второй подход к проблеме правового статуса личности свя-

зан с марксистско-ленинской концепцией и получил свое выраже-

ние в социалистических конституциях: советской России, СССР,

Албании, Болгарии, Венгрии и других социалистических стран до

рубежа конца 80-х - начала 90-х годов, а в настоящее время -

в конституциях Вьетнама, Китая, КНДР, Кубы (правда, после

изменений, внесенных в некоторые из них, он действует в ослаб-

ленной форме). В своей основе это коллективистский подход. Он

-237-

основан на приоритете коллектива (общества, класса, объедине-

ния и т.д.) по отношению к личности, на ограничении прав лич-

ности общественными интересами. В данном случае устанавли-

ваются ранги основных прав личности, главными считаются со-

циально-экономические права (на труд, образование и т.д.) и

прежде всего право на свободу от эксплуатации человека челове-

ком. В конституциях социалистических стран различаются права

граждан (человека) и права трудящихся, некоторые социально-

экономические, а также политические права (например, избира-

тельные) иногда предоставляются конституциями только трудя-

щимся гражданам.

При данном подходе в конституциях закрепляется широкий

перечень обязанностей граждан перед обществом и государством,

некоторые из них, по существу, имеют моральный характер и до-

вольно неопределенны (например, обязанность соблюдать прави-

ла социалистического общежития). Ограничения прав личности

довольно многочисленны и определяются не границами прав дру-

гих лиц, а, как считается, интересами общества и государства,

иногда - политическими установками, установками правящей

партии, идеологическими догмами, своеобразной моралью (на-

пример, отрицательное отношение к материальному обогаще-

нию).

Третий подход к правовому статусу личности связан с тради-

ционным (классическим) мусульманским правом. В современных

конституциях мусульманских стран он получил очень незаметное

словесное, но принципиальное по существу выражение. Оно свя-

зано с оговорками о равенстве по шариату, с положениями о том,

что мусульманское право является источником законодательства.

Современные конституции мусульманских стран обычно перечис-

ляют признаваемые международным сообществом права челове-

ка, которые нашли свое закрепление во Всеобщей декларации

прав человека 1948 г., в международных пактах о правах чело-

века 1966 г. Среди них есть и социально-экономические,

и политические, и личные права, но упомянутые выше оговорки

снижают их значение. В конституциях имеются, например, статьи

о равенстве прав женщин с мужчинами, но содержащиеся в них

условия о равенстве по шариату влекут за собой лишение жен-

щин ряда политических и гражданских прав. Там же, где таких

лишений нет, действует сила обычая.

По мусульманскому праву вселенский суверенитет принадле-

жит Аллаху, человек не свободен распоряжаться собой, его дей-

ствия предопределены повелениями Аллаха. Акцент в правовом

регулировании переносится не на права, а на обязанности перед

Аллахом, перед общиной правоверных мусульман. Различия мо-

рали и права во многих отношениях исчезают: выполнение поло-

женной молитвы в установленное время - не только морально-

религиозная, но и правовая обязанность. Ограничения в правах

человека при данном подходе основаны прежде всего на религи-

озных канонах.

Наконец, свой подход к правовому статусу личности сложил-

ся в обычном праве и в настоящее время в том или ином объеме

сохраняется у различных племен, главным образом в Тропиче-

ской Африке и Океании, хотя его элементы можно встретить и в

Азии, и в Латинской Америке. Суть его заключается в том, что

человек рассматривается как неотделимая <клеточка> племени,

по существу, у него нет более или менее важных прав, которые

он мог бы реализовать отдельно от племени, его права реализуют-

ся коллективно и в коллективе. Даже сугубо личные вопросы,

например, вопросы брака, решаются при участии вождей племени.

Те же права, которые по обычному праву принадлежат индивиду,

могут реализоваться только в границах племени, среди соплемен-

ников.

Насколько можно судить, такой подход не получил отчетли-

вого выражения в конституционном праве. Напротив, подавляю-

щее большинство конституций стран Тропической Африки, Океа-

нии содержат примерно тот же перечень прав и свобод личности,

которые традиционны для мирового сообщества, причем эти кон-

ституции следуют, как правило, основным законам бывших мет-

рополий. Однако отголоски такого подхода в некоторых конститу-

циях и законодательстве все же имеются. Это находит отраже-

ние в конституционном регулировании палат и советов вождей в

некоторых странах (Ботсвана, Соломоновы Острова и др.), в нор-

мах конституций и законов о правах индейских племен и других

аборигенов (Бразилия и др.), в порядке, согласно которому в За-

падном Самоа глава большой семьи (айги) голосует на выборах

за всех своих домочадцев, и др.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что несмотря на сохране-

ние различных подходов или их элементов в конституционном

развитии всех стран по вопросу о правовом статусе личности на-

блюдается процесс унификации. Он особенно усилился в послед-

ние десятилетия, в том числе благодаря названным выше и дру-

гим международным актам о правах человека, принятым прежде

всего Организацией Объединенных Наций, в соответствие с кото-

рыми участники этих актов, да и не только участники, приводят

свое законодательство. Во многих конституциях важнейшие из

этих актов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и др.)

упомянуты в качестве основы для конституционного регулирова-

ния правового статуса личности. Конституция Федеративной Де-

мократической Республики Эфиопии 1994 г. устанавливает, что

истолкование основных прав и свобод должно соответствовать

принципиальным международным документам. Пункт 2 ст. 13

гласит: <Основные права и свободы, содержащиеся в данной гла-

ве (гл. 3 <Основные права и свободы>. - Авт.) должны толковать-

ся в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, меж-

дународными пактами о правах человека, конвенциями по гума-

нитарному праву и принципами международных актов, которые

Эфиопия восприняла или ратифицировала>




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.