Мировой правопорядок - система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.
Необходимость и основания его формирования выявляются в рамках соотношений трех видов:
1) человек – непосредственная среда обитания – страна – планета – космос;
2) человек – коллектив – общество – мировое сообщество;
3) человек – его правовой статус – правовая система общества (государства) – международное право – мировой правопорядок.
Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость создания мирового правопорядка и его дальнейшего упрочения, выступает решение проблем, которое осуществимо только при взаимном согласии и сотрудничестве разных народов и государств. Это проблемы экологической безопасности, поиска и использования энергетических ресурсов, сохранения человека как оригинальной индивидуальности, предотвращения ядерной войны. Следующий ряд проблем связан с коллективной реакцией на стихийные природные явления – наводнения, ураганы, извержения вулканов, землетрясения. Необходимость установления общемировых правовых правил вызвана все усиливающейся интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-технической революции, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий.
Государства оказывают очень существенное воздействие на формирование и функционирование мирового правопорядка. Диапазон влияния разнообразен – это учреждение международных и региональных организаций, активная работа по обсуждению вопросов и принятию решений на Генеральной Ассамблее ООН, в ее органах и комиссиях, это рекомендации, подготовленные региональными сообществами государств, предложения международных научных конгрессов и конференций по самым различным проблемам современности
С другой стороны и международно-правовые средства влияют на правовую систему конкретных стран.
Во-первых, речь идет о создании механизма прямого действия международно-правовых норм в сфере внутреннего правопорядка того или иного государства. Это представляется возможным в тех случаях, когда:
а) общепризнанные принципы и нормы международного права конституция (основной закон) признает частью правовой системы данного государства;
б) они соответствуют основным принципам и нормам конституции этой страны;
в) международные нормы направлены на отношения, не урегулированные внутренним правом, или улучшают положение личности, расширяют ее права и свободы.
Конституции многих государств – членов ООН предусматривают примат норм международного права в пробельных и коллизионных ситуациях.
Во-вторых, на совершенствование внутреннего правопорядка оказывают влияние «ориентирующие» решения международных организаций и органов, имеющих общеправовое значение (рекомендации, стандарты, судебные прецеденты).
В-третьих, все большее значение в современном мире приобретают коллективные решения межрегиональных и региональных сообществ государств. Здесь постепенно вырабатывается «примерное», «модельное» законодательство для объединившихся стран.
В-четвертых, может оказываться опосредованное влияние через систему судебных органов, в особенности конституционных судов. Так, при рассмотрении дела о конституционности ст. 12 Закона СССР о порядке разрешения трудовых споров от 20 мая 1991 г. Конституционный Суд Российской Федерации сослался на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а при проверке конституционности ст. 21 и ст. 16 Закона РСФСР о реабилитации жертв политических репрессий от 3 сентября 1993 г. – на Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.
Формирование мирового правопорядка – процесс сложный и противоречивый. Здесь встают проблемы, связанные с неодинаковыми уровнем культуры и качеством жизни в различных странах, с идеологической и военной конфронтацией, экономической экспансией сверхдержав, религиозным и расовым фанатизмом и др. Поэтому человечество должно еще более консолидировать свои усилия в деле построения правовых демократических государств и справедливого мирового правопорядка.