Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы.
Мишель Монтень
Уважаемые коллеги! Если вы надеетесь обнаружить в данном разделе адреса и явки того волшебного места, где можно качественно повысить собственную квалификацию, то ваши ожидания напрасны. По той простой причине, что, с нашей точки зрения, достойного повышения квалификации для HR в России пока нет. По каким причинам оно до сих пор не появилось – в нашей книге выяснять не будем, ибо это не входит в наши задачи. Просто примем как данность: качественного, полноценного повышения квалификации для HR у нас нет. Но это вовсе не означает, что у HR нет никакой возможности повысить свою квалификацию, не покидая пределов отчизны.
Сфера образовательных услуг пестрит огромным ассортиментом различных обучающих программ и курсов для специалистов по управлению человеческими ресурсами. Как же в этом разобраться и найти то, что необходимо именно вам?
Начнем с глобального – с высшего образования. Именно этот вопрос часто терзает умы HR, стремящихся повысить свой образовательный статус. Традиционно выбор стоит между вторым высшим образованием по специальности «управление персоналом» и MBA (Master of Business Administration).
1. Пожалуй, сейчас сложно найти высшее учебное заведение, в котором не было бы программы по специальности «Управление персоналом». Каждый уважающий себя вуз стремится непременно открыть такую специальность. Старая поговорка советских времен гласит: «Количество без качества – ненужное лихачество». Подумайте сами, откуда в нашей стране, всего 20 лет как вступившей на рельсы рыночной экономики, может взяться в таком объеме качественное образование по данной специальности в каждом вузе- Кто те щедрые разработчики программ, на какие образовательные стандарты они могли опираться при разработке, из кого состоит несметная армия преподавателей по всем дисциплинам этой специальности- Попытка ответить на эти вопросы легко докажет, что все это – фантастика. Не в обиду вузам будет сказано. Они делают очень много для того, чтобы данная специальность была достойно представлена в России, но по ряду вполне объективных причин очень и очень далеки еще от нормы. Самые удачные программы второго высшего образования (не суть важно – бакалавриата или магистратуры), как правило, имеют определенную специфику, уклон в психологию, или в юриспруденцию, или в экономику. А должен быть не уклон, а гармоничное сочетание этих направлений.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что для практикующего директора по персоналу высшее образование по специальности «управление персоналом» особого смысла не имеет. Данное образование – удел выпускников школ либо совсем уж начинающих HR-менеджеров. Зачастую второе высшее образование получают те, кто первое получал еще при советской власти. То есть им необходимо современное высшее образование для подтверждения собственного образовательного статуса.
2. MBA. Модно. Престижно. Дорого. Сомнительно. Отчасти по тем же причинам, что и высшее образование по специальности «Управление персоналом». Есть и специализированные программы MBA для специалистов в области HR. Не суть важно. Тем не менее как бы ни ругали качество российского MBA, определенный смысл пройти это обучение есть. В зависимости от качества бизнес-школы обучение по программе MBA все-таки предназначено для управленцев в бизнесе. И… предоставляет обучающемуся возможность приобрести систему знаний. Подчеркиваем: не гарантирует приобретение системы знаний, а лишь предоставляет возможность. Систему, некий каркас. Это позволит систематизировать собственные имеющиеся знания и практический опыт, а также (при должном усердии и смекалке) заполнить имеющиеся пробелы в знаниях.
Не стоит рассматривать MBA как счастливый билет или гарантию карьерного роста. Это иллюзия, порожденная модой на данные программы. Но в любом случае вреда от такого обучения не будет, а возможность извлечения пользы в значительной степени зависит от обучающегося. В конечном итоге думающий и настойчивый человек из любого обучения способен извлечь пользу, а бездумному не поможет даже самый чудесный курс.
Вот так обстоит дело с глобальным повышением квалификации для нашей специальности. Решайте сами, нужно ли оно вам, и если нужно – то какое из вышеперечисленных.
3. Курсы повышения квалификации. Представлены в ассортименте. В разной ценовой категории, разного содержания и разной продолжительности. Увы, одинаково не впечатляющего качества. Крайне редко удается обнаружить интересный курс. Если таковое случается, то, как правило, он авторский, разработан опытным успешным практиком. Опытных успешных практиков в нашем деле, к сожалению, не так уж много. Из них тех, кто способен разработать подобный курс и, главное, имеет желание и готовность это делать, – единицы. Поэтому обольщаться на этот счет тоже не приходится. Тем не менее подобные курсы отчасти также можно использовать для повышения своего образовательного уровня. Выбирайте тщательно, исходя из того блока, в котором испытываете особо острую необходимость. То есть делайте акцент на тот блок, в котором у вас ощутимо недостает теоретической подготовки. Далее – при выборе необходимо пристальное внимание уделить уровню, репутации и успешности обучающей компании. И самое главное – уровню квалификации преподавателей. Старайтесь учиться у практиков. Теоретики, даже снабженные учеными степенями и регалиями, мало чему способны вас научить. Скорее вы станете для них источником практических знаний и откровений.
4. Семинары, тренинги, мастер-классы, бизнес-классы. Ассортимент еще более широк, практически необъятен. Ценны тем, что позволяют выбрать более конкретную область знаний проводятся, как правило, практиками, краткосрочны и гибки по графику проведения. Рекомендации по выбору аналогичны предыдущему пункту.
5. Обучающие программы и мероприятия, проводимые различными объединениями профессионалов в области управления человеческими ресурсами. Речь идет о кадровых клубах, лигах, ассоциациях, союзах и т. д. Очень полезны. Но не все и не всегда. Фактически предоставляют возможность обмена живым опытом с братьями по профессиональному цеху. Соответственно полезность и эффективность участия в подобных мероприятиях и программах напрямую зависит от качества аудитории подобного объединения. Для практикующего директора по персоналу членство (или иная форма участия в таком объединении) очень и очень полезно.
6. Конференции по актуальным вопросам и проблемам в области управления человеческими ресурсами. Их можно рекомендовать не столько с целью повышения собственного уровня знаний, сколько в качестве своеобразного допинга и способа формирования круга общения с коллегами. Примерно таким же эффектом обладают множественные выставки по кадровому менеджменту. Если можно так выразиться, подобные мероприятия разгоняют кровь по жилам и активизируют собственную мыслительную деятельность. То есть по сути обладают тонизирующим свойством. Время от времени такие встряски полезны. На определенном этапе профессионального развития директор по персоналу в норме должен из участника конференции перейти в ранг выступающего на конференции.
7. Самообразование. Бизнес-литературы, профессиональной прессы не счесть. Лишь одно правило: нельзя все напечатанное принимать как истину в первой инстанции. Старайтесь тщательно выбирать источники и критично подходить к прочитанному. Советуйтесь с коллегами, прислушивайтесь к рекомендациям авторитетных для вас людей, обсуждайте прочитанное в кругу коллег. Самообразование не только полезно, но и практически обязательно. Не будете уделять ему внимания – безнадежно отстанете от жизни.
8. Зарубежные стажировки. Очень интересная возможность. К сожалению, по не очень понятным причинам информация о стажировках носит некий скрытый характер. Ее приходится буквально добывать. Кроме того, на участие в хороших программах стажировок, как правило, конкурс. И есть еще один небольшой недостаток – они всегда с отрывом от производства. Если у вас появится возможность – не отказывайтесь. Изучать опыт зарубежных коллег очень интересно и полезно.
9. Есть некий тезис, гласящий: «Один из лучших способов повышения собственной квалификации – обучение других». Чистая правда! Позволяет структурировать собственный опыт, приводит в стройную систему имеющиеся знания, вынуждает устранять пробелы в знаниях. При одном условии: если у вас наличествует желание учить (а не поучать) других и есть хоть какие-то способности к преподаванию. Если этого нет, то лучше забудьте о таком способе повышения собственной квалификации.
Вот и все возможности. Не так уж и мало, согласитесь. Выбирайте и действуйте.