Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 20. ИСТОЧНИКИ ПРАВА



Понятие и виды источников права.

1. Понятие и виды нормативных актов.

2. Понятие, признаки и виды законов.

3. Действие нормативных актов.

1. Понятие и виды источников права. Характерной чер­той позитивного права является то, что оно носит форма­лизованный характер. Образующие его нормы могут быть при­знаны юридическими, общеобязательными, если они находятся в законах и иных признаваемых государством источниках.

Источники права - это исходящие от государства или при­знаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобяза­тельного значения.

Источникам права присущ официальный характер, они признаются государством, что и обеспечивает поддержку со­держащихся в них норм со стороны государства. Официальный характер источникам права придается двумя путями:

путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, т.е.
прямо исходят от государства;

путем санкционирования, когда государственные органы в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, кор­поративные нормы) и придают им юридическую силу.

Виды источников права:

1. Нормативные юридические акты - это официальные до­кументы, исходящие от компетентного государственного органа, содержащие норму права и направленные на урегулирование оп­ределенных общественных отношений. К ним относятся Консти­туция, законы и подзаконные акты.

2. Санкционированные обычаи - это исторически сло­жившиеся правила поведения, содержащиеся в сознании людей и вошедшие в привычку в результате многократного применения, которым государство придало общеобязательное значение и со­блюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое значение, дается двумя путями: а) отсылки на обычаи в нормативном акте и б) фактическим государственным признанием в судебных решениях и иных актах государственных органов.

Юридический прецедент — это судебное или админи­стративное решение по конкретному юридическому деду, которому придается общеобязательное юридическое значение и ко­торым руководствуются при разрешении схожих дел.

Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические нормы,

Общие принципы права - это отправные, исходные начала правовой системы. Например, при отсутствии законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая юристы могут ссы­латься на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права (Гражданский кодекс Греции, Испании, Афганистана).

Религиозные тексты - наиболее характерны дня мусуль­манского права. В первую очередь это Коран и Сунна Коран – это священная книга, представляющая собой собрание- поучений, ре­чей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописания пророка Мухаммеда.

2. Понятие и виды нормативных актов. Нормативные юридические акты - это официальные документы, исходящие от компетентного государственного органа, содержащие норму пра­ва и направленные на урегулирование определенных обществен­ных отношений. Нормативные акты издаются органами, обла­дающими нормотворческой компетенцией, в строго установлен­ной форме. По юридической силе все нормативные акты подраз­деляются на две группы законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативный акт, принятый в типом порядке органами законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполне­ние законов акты, содержащие юридические нормы. К ним отно­сятся:

1) указы и распоряжения Президента, изданные в пределах его компетенции;

2) постановления и распоряжения Правительства

3) акты госуд. региональных и местных му­ниципальных органов (представительных органов и органов администрации) - издаются территориальными органами го­сударственной власти и управления или органами местного само­управления и распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;

4) ведомственные акты - издаются в пределах компетенции того или иного органа и распространяются только на членов дан­ного коллектива.

 

3. Понятие, признаки и виды законов. Закон - это норма­тивный акт, принятый в особом порядке органами зако­нодательной власти или референдумом, выражающий волю наро­да, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1. Закон - это юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юри­дических норм, по их отмене или изменению.

2. Закон - это акт строго определенных, высших органов го­сударственной власти.

3. Закон обладает; высшей юридической силой. Это оз­начает: а) все остальные правовые акты должны исходить из зако­нов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом, действует последний; б) закон не подлежит утверждению со сто­роны какого-нибудь другого органа; в) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.

3. Закон - это нормативный акт, содержащий нормы, ко­торых раньше в правовой системе не было и обязательно по наи­более важным вопросам общественной жизни.

Виды законов:

1) Конституция - это основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человечка и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, систему правосудия;

2) конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;

3) обыкновенные законы - это акты текущего законодатель­ства посвященные различным сторонам экономической, полити­ческой, социальной, духовной жизни общества.

 

4. Действие нормативных актов. Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

1. Действие нормативных актов во времени продолжается с момента вступления их в силу до момента их утраты. Акты всту­пают в силу либо с момента их принятия, либо со времени, ука­занного в самом нормативном акте или в специальном акте о вве­дении его в действие, либо по истечении определенного срока с момента их опубликования. Акты прекращают свое действие либо по истечении срока действия акта, на который он был принят, ли­бо в связи с изданием нового акта, заменившею ранее действо­вавший, либо на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

Из общих правил действия нормативных актов во времени есть два исключения:

а) обратное действие закона - когда вновь принятый норма­тивный акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в юридическую сил). По общему пра­вилу, закон обратной силы не имеет, однако, придание закону об­ратной силы возможно в двух случаях; если в самом законе об этом сказано или если закон смягчает, или вовсе устраняет ответ­ственность;

б) переживание закона - когда закон, утративший юри­дическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам

2. Действие нормативных актов в пространстве опре­деляется территорией, на которую они распространяются. Под территорией государства понимается его сухопутное и водное пространство внутри государственных границ воздушное про­странство над ними, недра, а также территория дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в откры­том море, воздушные корабли, находящиеся в полете за предела­ми государства. При рассмотрении данного вопроса следует учи­тывать один момент: порядок, в соответствии с которым закон не распространяется на то или иное пространство или мим, называет­ся экстерриториальностью.

3. Действие закона по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территори­альной сферы действия того или иного акта. Однако, из этого пра­вила также есть исключения:

а) главы государств и правительств сотрудники дипло­матических и консульских представительств пользуются правом экстерриториальности и к ним не могут быть применены меры ответственности и государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об администра­тивных правонарушениях;

б) некоторые нормативные акты, например, предусмат­ривающие уголовную ответственность, распространяются на гра­ждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного за­конодательства или нет;

в) иностранные лица и лица без гражданства, проживающие на территории государства, хотя и пользуются широким кругом прав и обязанностей, в некоторых случаях не могут выступать носителями прав. Например, они не могут служить в вооружен­ных силах, не могут избирать и быть избранными в органы госу­дарственной власти и судьи.

Тема 21. НОРМЫ ПРАВА

1. Понятие и признаки норм права.

2. Виды правовых норм.

3. Структура норм права.

4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

1. Понятие и признаки норм права. Норма права - это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, из которого выте­кают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия данное правило призвано регулировать в качестве образца поведения.

Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явле­ния. Однако из этого не следует, что понятия "право" и "норма права" совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть.

Признаки нормы права:

1) общеобязательность - она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

2) формальная определенность - она выражается в письменной форме в официальных документах;

3) связь с государством - она устанавливается государ­ственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия;

40предоставительно-обязывающий характер - она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, так как нельзя реализовать право без обя­занности и обязанность без права.

Виды правовых норм. Виды юридических норм: 1) регулятивные и правоохранительные; 2) упр;шомочивающие, запрещающие, обязывающие; 3) императивные и диснозитивные.

Регулятивная - это норма, определяющий субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возник­новения и действия.

Правоохранительная - это норма, определяющая условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воз­действия, характер и содержание этих мер.

Уприномочшиющая - это норма, оредОСТШЛЛЮЩМ субъек­ту право на совершение тех или иных дейстний.

Запрещающая - это норма, устанавливающая обязанность субъекта воздерживаться от совершения тех или иных действий.

Обязывающая - это норма, возлагающая \т субъекта обя­занность совершать действия определенного содержания.

Императивная - это норма, выраженная в категорических предписаниях и действующая независимо от усмотрения субъек­тов права.

Диапозитивная - это норма, содержащая i -поводу ус­мотрения.

3. Структура норм права. Структура правовой нормы включает в себя три элемента гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза - это указание на условия, при которых воз­никают права и обязанности; диспозиция - это указание на сами права и обязанности; санкция - это указание на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы.

Словесная схема этой модели такова "если то .... , а в

противном случае ....". Например, договор займа должен со­вершаться в письменной форме. В логическом ник n.i норма мо­жет быть сформулирована так: если заключается аоговор займа, то он должен быть совершен в письменном вит- л и противном случае договор является недействительным.

4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права - это правило пове­ления, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - это средство воплощения нормы права, форма выражения государственной воли. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведе­ния, законодатель может все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта, может в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм, может элементы нормы права изложить в нескольких стать­ях различных нормативных актов, может элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

По способам изложения возможны три варианта соот­ношения нормы права и статьи нормативного акта.

а) прямой способ - имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

б) отсылочный способ - имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы, отсылает к другой ста­тье этого же нормативного акта;

в)бланкетный способ - имеет место тогда, когда статья от­сылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то норма­тивных актов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.