1. Понятие и виды источников права. Характерной чертой позитивного права является то, что оно носит формализованный характер. Образующие его нормы могут быть признаны юридическими, общеобязательными, если они находятся в законах и иных признаваемых государством источниках.
Источники права - это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
Источникам права присущ официальный характер, они признаются государством, что и обеспечивает поддержку содержащихся в них норм со стороны государства. Официальный характер источникам права придается двумя путями:
путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;
путем санкционирования, когда государственные органы в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы) и придают им юридическую силу.
Виды источников права:
1. Нормативные юридические акты - это официальные документы, исходящие от компетентного государственного органа, содержащие норму права и направленные на урегулирование определенных общественных отношений. К ним относятся Конституция, законы и подзаконные акты.
2. Санкционированные обычаи - это исторически сложившиеся правила поведения, содержащиеся в сознании людей и вошедшие в привычку в результате многократного применения, которым государство придало общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое значение, дается двумя путями: а) отсылки на обычаи в нормативном акте и б) фактическим государственным признанием в судебных решениях и иных актах государственных органов.
Юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому деду, которому придается общеобязательное юридическое значение и которым руководствуются при разрешении схожих дел.
Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные юридические нормы,
Общие принципы права - это отправные, исходные начала правовой системы. Например, при отсутствии законодательной нормы, обязательного прецедента или обычая юристы могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права (Гражданский кодекс Греции, Испании, Афганистана).
Религиозные тексты - наиболее характерны дня мусульманского права. В первую очередь это Коран и Сунна Коран – это священная книга, представляющая собой собрание- поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописания пророка Мухаммеда.
2. Понятие и виды нормативных актов. Нормативные юридические акты - это официальные документы, исходящие от компетентного государственного органа, содержащие норму права и направленные на урегулирование определенных общественных отношений. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы законы и подзаконные акты.
Закон - это нормативный акт, принятый в типом порядке органами законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. К ним относятся:
1) указы и распоряжения Президента, изданные в пределах его компетенции;
2) постановления и распоряжения Правительства
3) акты госуд. региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации) - издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления и распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;
4) ведомственные акты - издаются в пределах компетенции того или иного органа и распространяются только на членов данного коллектива.
3. Понятие, признаки и виды законов. Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
1. Закон - это юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению.
2. Закон - это акт строго определенных, высших органов государственной власти.
3. Закон обладает; высшей юридической силой. Это означает: а) все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом, действует последний; б) закон не подлежит утверждению со стороны какого-нибудь другого органа; в) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.
3. Закон - это нормативный акт, содержащий нормы, которых раньше в правовой системе не было и обязательно по наиболее важным вопросам общественной жизни.
Виды законов:
1) Конституция - это основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человечка и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, систему правосудия;
2) конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;
3) обыкновенные законы - это акты текущего законодательства посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества.
4. Действие нормативных актов. Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.
1. Действие нормативных актов во времени продолжается с момента вступления их в силу до момента их утраты. Акты вступают в силу либо с момента их принятия, либо со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие, либо по истечении определенного срока с момента их опубликования. Акты прекращают свое действие либо по истечении срока действия акта, на который он был принят, либо в связи с изданием нового акта, заменившею ранее действовавший, либо на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.
Из общих правил действия нормативных актов во времени есть два исключения:
а) обратное действие закона - когда вновь принятый нормативный акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в юридическую сил). По общему правилу, закон обратной силы не имеет, однако, придание закону обратной силы возможно в двух случаях; если в самом законе об этом сказано или если закон смягчает, или вовсе устраняет ответственность;
б) переживание закона - когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам
2. Действие нормативных актов в пространстве определяется территорией, на которую они распространяются. Под территорией государства понимается его сухопутное и водное пространство внутри государственных границ воздушное пространство над ними, недра, а также территория дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами государства. При рассмотрении данного вопроса следует учитывать один момент: порядок, в соответствии с которым закон не распространяется на то или иное пространство или мим, называется экстерриториальностью.
3. Действие закона по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Однако, из этого правила также есть исключения:
а) главы государств и правительств сотрудники дипломатических и консульских представительств пользуются правом экстерриториальности и к ним не могут быть применены меры ответственности и государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях;
б) некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет;
в) иностранные лица и лица без гражданства, проживающие на территории государства, хотя и пользуются широким кругом прав и обязанностей, в некоторых случаях не могут выступать носителями прав. Например, они не могут служить в вооруженных силах, не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и судьи.
Тема 21. НОРМЫ ПРАВА
1. Понятие и признаки норм права.
2. Виды правовых норм.
3. Структура норм права.
4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.
1. Понятие и признаки норм права. Норма права - это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия данное правило призвано регулировать в качестве образца поведения.
Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. Однако из этого не следует, что понятия "право" и "норма права" совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть.
Признаки нормы права:
1) общеобязательность - она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;
2) формальная определенность - она выражается в письменной форме в официальных документах;
3) связь с государством - она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия;
40предоставительно-обязывающий характер - она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, так как нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права.
Виды правовых норм. Виды юридических норм: 1) регулятивные и правоохранительные; 2) упр;шомочивающие, запрещающие, обязывающие; 3) императивные и диснозитивные.
Регулятивная - это норма, определяющий субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.
Правоохранительная - это норма, определяющая условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.
Уприномочшиющая - это норма, оредОСТШЛЛЮЩМ субъекту право на совершение тех или иных дейстний.
Запрещающая - это норма, устанавливающая обязанность субъекта воздерживаться от совершения тех или иных действий.
Обязывающая - это норма, возлагающая \т субъекта обязанность совершать действия определенного содержания.
Императивная - это норма, выраженная в категорических предписаниях и действующая независимо от усмотрения субъектов права.
Диапозитивная - это норма, содержащая i -поводу усмотрения.
3. Структура норм права. Структура правовой нормы включает в себя три элемента гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза - это указание на условия, при которых возникают права и обязанности; диспозиция - это указание на сами права и обязанности; санкция - это указание на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы.
Словесная схема этой модели такова "если то .... , а в
противном случае ....". Например, договор займа должен совершаться в письменной форме. В логическом ник n.i норма может быть сформулирована так: если заключается аоговор займа, то он должен быть совершен в письменном вит- л и противном случае договор является недействительным.
4. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права - это правило повеления, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - это средство воплощения нормы права, форма выражения государственной воли. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель может все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта, может в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм, может элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов, может элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.
По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта.
а) прямой способ - имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;
б) отсылочный способ - имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;
в)бланкетный способ - имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов.