Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 6. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА



Понятие механизма государства.

Структура механизма государства.

3. Принципы организации и деятельности государ-
< i пенного аппарата.

4. Понятие и виды органов государства.

1. Понятие механизма государства. В юридической лите­ре понятия "механизм государства" и "государственный аппарата" обычно употребляются как синонимы. Механизм государства - эго система государственных органов, призванных осуществлять 1чи и функции государства. Содержание аппарата государства, его подразделений составляет управленческая, организаци-14 работа, призванная обеспечить надлежащую организованность. и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.

Формы этой деятельности во многом зависят от того, в ка­мере используются в управлении законы, правовые механизмы. Исходя из этого различаются следующие формы деятельности государственного аппарата:

1) непосредственно управленческие - это те, которые не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т.п.;

2) правовые формы - те, которые имеют правовой юри­дический характер, т е являются обязательными для всех субъек­тов и вызывают государственно-обязательные последствия. К ос­новным правовым формам деятельности аппарата государства относятся; а) правотворческая деятельность -это деятельность по
подготовке проектов нормативных актов, их принятию и изданию;
б) правоисполнительная деятельность - это деятельность по реа­
лизации юридических норм и в) правоохранительная деятельность
- это деятельность по контролю и надзору за соблюдением зако­
нов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности
и т.п.

2. Структура механизма государства. Структура включа­ет в себя:

государственные органы, которые находятся в тесной
взаимосвязи и соподчиненное™ при осуществлении своих непо­
средственных властных функций;

государственные учреждения и предприятия, которые
властными полномочиями (за исключением администраций) не
обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере эконо­
мики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.;

государственных служащих, специально занимающихся
управлением;

организационные и финансовые средства, а также при­
нудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности
государственного аппарата.

3. Принципы организации и деятельности государ­ственного аппарата - это исходные идеи, определяющие основ­ные подходы к формированию и функционированию го­сударственных органов. К ним относятся:

I) принцип приоритета прав и свобод человека и граж­данин, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

3) принцип разделения властей, который создает меха­низмы, сводящие и минимуму произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, актов и подзаконных актов;

5) принцип гласности, который обеспечивает информи­рованность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

6) принцип профессионализма, который создает благо­приятные условия для использования наиболее квалифици­рованных работников в деятельности государственного аппарата;

7) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

8) принцип сочетания выборности и назначаем ости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

9) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни.

 

4. Понятие и виды органов государства. Государст-в$нный орган - это организация или учреждение, выполняющее государственные задачи и наделенное для этого соот­ветствующими властными полномочиями. Каждый государст-испный орган имеет: а) государственные, казенные имущества, которые находятся в его оперативном управлении; б) финансовые Средства, счет в банке, источник финансирования из бюджета; в) \ становленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину; i) необходимый объем властных полномочий, на основе которых должностные лица и коллегиальные органы совершают юридиче-( ки обязательные действия.

Классификация государственных органов:

Но форме реализации государственной деятельности органы государства классифицируются на представительные, ис­полнительно-распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы.

По принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные.

3. По правовым формам -деятельности - на правотвор
ческие, правоприменительные и правоохранительные.

По иерархии - на республиканские и мести ые.

По срокам полномочий - на постоянные (создаются без
ограничения срока действия) и временные (создаются для дости­
жения краткосрочных целей).

По характеру компетенции - на органы обшей (прави­
тельство) и специальной компетенции (министерства).

Тема 7. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства.

Форма правления.

Форма государственного устройства.

Политический режим.

1. Понятие формы государства. &>орма государства - ЭТО такая структурная организация общества, которая складывается из формы правления государственного устройства и политического режима. ]

/_ 2. Форма правления - это состав, порядок образования и соотношение полномочий высших органов государственной вла­сти. Формы правления различаются в зависимости оттого, осуще­ствляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. Исходя из этого основными видами правления являются монархия и республика.

^Монархия - это форма правления, при которой высшая го­сударственная власть принадлежит одному липу - монарху, зани­мающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно./'

Монархии бывают неограниченными, когда монарх пред­ставляет собой единственный орган государственной власти, и ограниченными, когда полномочия верховной власти распределе­ны между монархом и каким-либо другим органом, ограничи­вающим власть монарха. Ограниченные монархии в свою очередь подразделяются на представительные (дуалистические), когда за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительстно, назначать и смещать ответственных перед ним министров, право вето и право неограниченного роспуски парла­мента, и парламентарные, в которых правовое положение мои существенно ограничено, когда назначенные главой ГОС) iap< ГЫ

министры зависят от вотума доверия парламента, когда монарх имеет право отлагательного вето и лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент.

^Республика - это форма правления, при которой высшая го­сударственная власть представлена выборным органом, избирае­мым на определенный срок. В зависимости от того, какие слои населения имеют право участвовать в избрании высших органов государственной власти, все республики подразделяются на ари­стократические и демократические/

/ Демократические республики в свою очередь подраз­деляются на: 1) парламентские, в которых решающая роль в поли­тической жизни принадлежит сформированному парламентом правительству во главе с премьер-министром-, 2) президентские, в которых избранный глава государства одновременно является и главой правительства, которое он назначает и которое он может распустить; 3) смешанные, в которых правительство формируют совместно президент и парламе1гг_/

3. Форма государственного устройства - это терри­ториальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государ­ством в целом Все государства по своему государственному уст­ройству подразделяются на простые и сложные./

Простое или унитарное государство - это единое, не­делимое государство, которое не имеет внутри себя обособленных государственных образований, в нем существует единая система высших органов, единая система законодательства, единая судеб­ная система, единое гражданство и одноканальная система нало­гов, у

Сложное государство - это такое государство, которое со­стоит из обособленных государственных образований, пользую­щихся той или иной самостоятельностью. К сложным государствам относятся империи, конфедерации, федерации, содружества и сообщества.

Империи представляли собой насильственно создаваемые сложные государства, степень зависимости составных частей ко­торых от верховной власти была различной. Империи отличались тем, что у их составных частей никогда не было единого государ­ственно-правового статуса.

Конфедерация, в отличие от империи, создавалась на доб­ровольной основе. Это временный союз государств, образуемый для достижения определенных целей в пределах известного исте­рического периода. Суверенные государства, образовавшие кон­федерацию, остаются субъектами международно-правоного об­щения, продолжают иметь собственное гражданство, системы органов власти, управления и правосудия.

Федерация - это сложное, союзное государство, части кото­рого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законода­тельством существуют высшие органы и законодательство субъ­ектов федерации; в федерации используется двухканальная сис­тема налогов; одним из формальных признаков является наличие двойного гражданства. Федерации могут быть построены по тер­риториальному либо по национально-государственному принци­пу.

Содружество - это организационное объединение го­сударств, характеризуемых наличием общих признаков, опре­деленной степенью однородности. Объединяющие их признаки касаются экономики, права, языка, культуры, религии. Члены со­дружества - это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

Сообщество государств - это переходная форма к го­сударственной организации общества. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор, который в боль­шинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество и эволюционизирует в сторону конфеде­ративного объединения.

 

Политический режим - это приемы и методы, с по­мощью которых осуществляется государственная власть. В зави­симости от набора методов и средств государственною властво­вания различают два вида режимов - демократический и антиде­мократический.

Признаки демократического режима:

1) население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам соб­ственной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность;

4) доминируют методы убеждения, согласования, ком­промисса;

5) во всех сферах общественной жизни доминирует закон;

6) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

7) политический плюрализм, в том числе многопартий­ность;

8) разделение властей и т.д.

Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, деспотический, фашистский, ота­литарный, авторитарный. Антидемократическому режиму при­сущи следующие особенности:

а) господство одной политической партии;

б) наличие одной официальной идеологии;

в) как правило, господство одной формы собственности;

г) сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;

д) резкое расслоение общества по сословным, кастовым и другим признакам;

е) низкий экономический уровень сословных слоев народа;

ж) акцент на карательные меры и принуждение;

з) агрессивность во внешней политике и т.д.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.