Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 13. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА



Понятие и признаки права.

Предназначение нрава.

Ценность права.

Сущность права.

Понятие права в объективном и субъективном смыс­ле. Естественное право. Позитивное право. Публичное и част­ное право.

Право как государственный регулятор общественных отношений.

1. Понятие и признаки права. Право - это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, ус­танавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

волевой характер;

общеобязательность;

нормативность;

связь с государством;

формальная определенность;

системность.

Предназначение права. Высшее общественное предна­значение права заключается в том, чтобы обеспечивать, гаранти­ровать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущест­венного действия в обществе экономических и духовных факто­ров, исключая произвол и своеволие из общественной жизни.

Ценность права - это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, про­грессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом Можно выделить следующие основные проявления социальной ценности права:

право обладает прежде всего инструментальной цен­ностью, придавая действиям людей организованность, устойчи­вость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, вносятем самым элементы упорядоченности в общественные отноше­ния, делает их цивилизованными;

право оказывает воздействие на поведение к дея­тельность людей посредством согласования их специфических интересов, т.е. право не подавляет частный интерес, а наоборот, сообразует его с общественным интересом;

право является выразителем и определителем свободы личности в обществе, при этом не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы;

право обладает способностью быть выразителем идеи справедливости, т.е. право выступает критерием правильного, справедливого распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом;

право выступает источником обновления общества в со­ответствии с историческим ходом общественного развития; осо­бенно его ценность возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов и утверждения новых рыночных механизмов;

правовые подходы являются основой и единственно воз­можным средством решения проблем международного и межна­ционального карактера.

4. Сущность права заключается в регулировании об­щественных отношений в условиях цивилизации - в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности об­щества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) формальный - то, что любое право есть прежде всего регулятор; 2) содержательный - то, яьи интересы обслуживает данный регулятор.

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

- классовый, в рамках которого право определяется как сис­тема гарантированных государством юридических норм, выра­жающих возведенную в закон государственную волю экономиче­ски господствующего класса;

- общесоциальный, в рамках которого право рассмат­ривается как выражение компромисса между классами, группами,различными социальными слоями общества.

5. Понятие нрава в объективном и субъективном смыс­ле. Естественное право. [Тоэятнввм право. Публичное и част­ное право. Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законода­тельство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нор­мативные договоры; данного периода а конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависят от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворить собственные интересы ли­ца. Субъективный» правами выступают конкретные нрава чело­века (право на труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его волн и сознания.

Наряду с правом в юридическом значении (и объективным, и субъективным) существует еще и естественное право, которое охватывает такие права, как, например, право на жизнь, право на свободу. Права, относящиеся к естественным, существуют неза­висимо от того, закреплены они где-нибудь или нет-, они непо­средственно вытекают из естественного порядка вещей из самой жизни.

В отличие от естественного права, право в юридическом смысле (и объективное, и субъективное) предстает как позитив­ное право, т.е. выраженное в законах и других источниках.

Характерные черты позитивного права:

а) оно создается людьми или общественными образования­ми - законодателями, судами, самими субъектами права, т.е. является результатом их творчества, целенаправленной волевой дея­тельности;

б) оно существует в виде законов и иных источников, т.е. особой, внешне выраженной реальности, а не просто в виде мыс­ли, идеи.

Со времени возникновения права и в ходе его развития вы­явились две противоречивые и одновременно взаимосвязанные его стороны. Первая сторона - публично-правовая, вторая - част­но-правовая.

Публичное право - это область государственных дел, т.е. устройство и деятельность государства как публичной власти, всех публичных институтов, построенных на началах власти и подчиненности, на отношениях субординации.

Частное право - это область частных дел, т.е. статуса сво­бодной личности, институтов, построенных на началах ав­тономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненности между собой.

6. Право как государственный регулятор общественных отношений. Наиболее существенным признаком права, включен­ным в определение данного понятия (см выше), выступает его тесная связь с государством. Этот признак выражается в том, что:

государство официально устанавливает право, обес­печивает его исполнение, в том числе и с помощью государ­ственного принуждения;

право, будучи нормативным выражением государст­венной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах;

право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;

в отличие от других социальных норм специфика ре­гулятивной роли права связана с представительно-обязывающим
содержанием большинства составляющих его норм.

 

Тема 14. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМА­НИЮ ПРАВА

Нормативистский подход.

Естественно-правовая теория права.

Теологическая теория права.

Историческая школа права.

Психологический подход.

Социологический подход.

Марксистский подход.

Интегративный подход.

 

Нормативистский подход. Его сторонники (Штаммлдр,
Новогородцев, Кельзен и др.) определяют право как совокупность
охраняемых государством норм. В частности, для концепции
Ксльзена характерным является представление о праие k.ik о сис­
теме (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная
(суверенная) норма, принятая законодателем, и гд< каждая минная
норма черпает свою законность в норме более значительной юри­
дической силы. Содержание нормативистского подхода к праву
определяется во взгляде на действительность через при 1му приня­
тых государством нормативных актов.

Естественно-правовая теория права. Сторонники >той
теории права (Т. Гоббс, Д. Локк, А. Радищев и др.) полагали, что
кроме права, которое устанавливает государство, существует ес­
тественное право, присущее человеку от рождения Это право на
жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд дру| их < ледова-
тельно, естественное право (сумма естественных ncnii.iv неот­
чуждаемых и неизменяемых прав человека) - это высшее право по
отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты),
это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В
рамках данной теории разделяются право и закон, i о. наряду с
позитивным правом (законами, принимаемыми государством),
существует высшее, подлинное, естественное право, свой< пенное
человеку от рождения.

Теологическая теория в своем объяснении прими опира­
лась на божественные книги и в первую очерс/ц. на Библию.
Представители данной теории (Аристотель, Фома Аквинский)
полагали, что если естественные права принадлежа i веку от
рождения, то они могут иметь и божественное прош 111 16НИС

4. Историческая школа права. Ее представители (ФСа-
виньи, Гуго, Г Пухта и др) утверждали, что право не создается
законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате раз­
вития народного духа, примерно так же, как появляется язык Уче­
ные-правоведы должны уметь схватить и выразить проявления
правового народного духа, изложить его положения в юридиче­
ских формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен пре­
вратить его в действующее законодательство

Психологический подход. Представители (Л.И. Пе-
тражицкий, Росс, И.М. Рейснер и др.) наряду с нормами в понятие
"право" включают и правовое сознание, правовые эмоции людей.
Особенно широко психологический подход применялся в первые
годы советской власти, когда еще не были выработаны новые за­
коны и даже в декретах признавалось обращение судей к право­
вому сознанию при решении дел в интересах пролетарского госу­
дарства.

Социологический подход. Представители социоло­
гической теории права (П. Эрлих, Жени, СИ. Муромцев и др.)
полагали, что право воплощается не в естественных правах и не в
законах, а в реализации законов, т.е. отстаивали взгляды на право
как на деятельность физических и юридических лиц, реализую­
щих в той или иной степени свои правомочия. Правом объявля­
лась практика государственного строительства.

 

Марксистский подход. Представители марксисткой тео­
рии (Маркс, Энгельс, Ленин И др.) понимали право как воз­
веденную в закон волю экономически господствующего класса и
содержание, выраженное в праве классовой воли, определяли ха­
рактером материальных производственных отношений, носителя­
ми которых выступали классы собственников основных средств
производства, держащие в своих руках государственную власть.

Интегративный подход к пониманию права исходит из
того, чтя вряд ли в действительности существует вполне совер­
шенное право, и поэтому представители данного подхода, взяв из
различных теорий самые рациональные, на их взгляд, стороны,
вывели следующее определение: «Право - это совокупность при­
знаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной за­
щитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих
борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении
друг с другом».

 

Тема 15. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРЛВЛ

Понятие и виды принципов права.

Понятие и классификация функций права,

1. Понятие и виды принципов права. Принципы права -
это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие
сущность права как специфического социального регулятора. Они
выражают закономерности права, его природу и социальное на­
значение, представляют собой наиболее общие праиила поведе­
ния, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выпол­
нятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения
выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принци­
пы.

Общеправовые принципы действуют во всех, без ис­ключения, отраслях права. К ним относятся:

справедливость;

юридическое равенство граждан перед законом и судом;

гуманизм;

демократизм,

единство прав и обязанностей;

-сочетание убеждения и принуждения.

Межотраслевые принципы характеризуют наиболее су­щественные черты нескольких отраслей права. Среди них выде­ляют принцип неотвратимости ответственности, принцип состяза­тельности и гласности судопроизводства и т.д.

Отраслевые принципы действуют только в рамках одной отрасли. В гражданском праве к ним можно отнести принцип ра­венства сторон в имущественных отношениях; в уголовном про­цессе - презумпция невиновности.

Принципы права участвуют в регулировании общест­венных отношений, так как они не только определяю: общие на­правления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу.

2. Понятие и классификация функций права. Функции права - это основные направления правового воздействия выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Классификация функций:

Условно можно выделить две стороны, которые лежит в основе классификации функций права:

1) это внешняя, в соответствии с которой выделяют соци­альные функции права - экономическую (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательную (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц);

2) внутренняя, которая вытекает из самой природы права. Это регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция - это обусловленное социальным на­значением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию от­ношений, соответствующих интересам общества, государства, личности.

В рамках этой функции выделяют две ее разновидности ре­гулятивную статистическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статистическая функция выражается в воз­действии права на общественные отношения путем их за­крепления в тех или иных правовых институтах. Решающее зна­чение в проведении статистической функции принадлежит инсти­тутам политических прав и свобод, которые зафиксированы в конституции.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздей­ствии права на общественные отношения путем обеспечения ак­тивного поведения субъектов права. Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права.

Охранительная функция - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, полити­ческих, национальных и личных отношений их неприкосновен­ность, установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Тема 16. ТИПЫ ПРАВА

Понятие типа права.

Исторические типы права.

1. Понятие типа права. Исторический тип права это ка­
тегория, отражающая общие социальные черни всех систем права
соответствующих определенному экономическому базису. Имен­
но базис, с позиций формационного подхода, является решающим
фактором общественного развития, который детерминирует в со­
ответствующий тип надстроечные элементы - гос) царе гво и пра­
во. В зависимости от типов экономического балка выделяют ра­
бовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический
типы права.

2. Исторические типы права. РабовлаОельческий тип
права - это система правовых норм санкционированных и уста­
новленных рабовладельческим государством, закрепляющих пол­
ноправие рабовладельцев и бесправие рабов, выражающих волю
рабовладельческого класса содержание которой определяется ма­
териальными условиями жизни этого класса.

Феодальный тип права - это система сословно-пр&вовых норм, закрепляющих привилегии одних и неполноправность дру­гих сословий и выражающих волю класса феода юн содержание которой определяется материальными условиями ЖИЗНИ этого класса.

Буржуазный тип права - это совокупное п. общеобяза­тельных норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством, выражающих волю капиталистов и защищающих порядки отвечающие их интересам.

Социалистический тип права - это совокупность об­щеобязательных юридических норм, устанавливаемых и обеспе­чиваемых государством, выражающих волю народа,

Тема 17. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Социальные и технические нормы.

Соотношение права и морали.

Право и религиозные нормы.

Право и корпоративные нормы.

5. Право и обычаи.

1. Социальные и технические нормы. Общество не мо­жет существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедея­тельности. Упорядочение осуществляется с помощью норм, кото­рые подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы - это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила вы­полнения определенных строительных работ, нормы расходова­ния сырья, государственные стандарты, технические условия. Технические нормы обладают следующими особенностями: а) предмет регулирования здесь не сугубо социальный; б) "субъ­ектный" состав связан не только с людьми, но и с внешним ми­ром, природой, техникой.

Социальные нормы - это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные нормы. Социальные нормы обладают следующими особенностями: а) предмет регулирования здесь уже сугубо социальный - общественные отношения; б) "субъектив­ный" состав связан только с людьми как представителями соци­альной сферы.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь технико-юридическими правилами поведения, в силу чего они выступают общеобязательными, влекущими за собой определенные юриди­ческие последствия. Например, уголовное законодательство пре­дусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ.

2. Соотношение права и морали. Мораль - это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Право - это систе­ма общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и на­правленных на урегулирование общественных отношений. Общее между правом и моралью:

1) в системе социальных норм они выступают самыми уни­версальными, распространяющимися на все общество;

2) у них единый объект регулирования - обша темные от­
ношения;

3) исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:

по происхождению: если мораль возникнем имеете с об­
ществом, то право - вместе с государством;

по форме выражения: если мораль содержится в об­
щественном сознании, то право - в специальных нормативных
актах, имеющих письменную форму;

по сфере действия: если мораль может реп пировать
практически все общественные отношения, то пряно наиболее
важные и только тс, которые в состоянии упорядочить)

по времени введения в действие: если моральные нормы
вводятся в действие по мере их осознания, то мраионые в кон­
кретно установленный срок;

по способу обеспечения: если нормы морали обеспе­
чиваются мерами общественного воздействии, го нормы права-
мерами государственного воздействия;

по критериям оценки, если нормы морили регулируют
общественные отношения с позиций добра и зля, aip.iimuiиного и
несправедливого, то нормы права - с точки зрении тконного и
незаконного, правомерного и неправомерного.

3. Право и религиозные нормы. Религиозными нормами
называются правила. установленные различными веро­
исповеданиями и обязательные для верующих. < >ни i одержаться в
религиозных книгах Ветхом и Новом завете, К<>| ННС, Тал-

муде, религиозных книгах буддистов и др. Этими но| < ■■ ш опре­деляется порядок организации и деятельности рели! ИО 1КЫХ объе­динений, регламентируется порядок отправления 01 ря (01 поря­док церковной службы.

Истории известны целые эпохи, когда miioi in pi шгиозные
нормы носили юридический характер, регулировали некоторые
политические государственные, граждански ii| i брачно-
семейные и иные отношения. В ряде современны и кнх

стран Коран и Сунна являются основой рели1 ночных нрннояых и
моральных норм, регулирующих все стороны ЖИ ЖИ М.

Нормы, установленные религиозными орп со-

прикасаются с действующим правом в ряде опишн-мим На­
пример, Конституция создает правовую основу деятели'
лигиозных организаций, гарантируя каждому ceofii (всти,

включая право свободно исповедовать любую религию. Религиоз­ным объединениям может придаваться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения.

4. Право и корпоративные нормы. К корпоративным от­
носятся нормы, содержащиеся в уставах и других документах
партий, профсоюзов, добровольных обществ, основанных на
членстве, а также нормы, содержащиеся в уставах кооперативных
и коммерческих организаций.

Сходство корпоративных норм и норм права заключается в том, что и те и другие изложены в письменных актах, принятых в официально установленном порядке правомочными органами. Отличаются же корпоративные нормы от правовых тем, что они выражают волю и интересы только членов соответствующих ор­ганизаций и обязательны лишь для них. К нарушителям корпора­тивных норм применяются меры воздействия, предусмотренные уставом организации.

5. Право и обычаи. Обычаем является правило, со­
блюдаемое в силу привычки. Обычаями становятся нормы, со­
блюдение которых стало привычным в результате их длительного
су ществован ия.

Право в своем осуществлении опирается на привычное массовое подчинение правовым нормам (привычка соблюдать закон). В некоторых случаях санкционированный обычай является источником права.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.