Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 19. ЛИЧНОСТЬ, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО



Правовой статус личности.

Соотношение государства и права.

Соотношение экономики, политики и права.

1. Правовой статус личности - это юридически закре­пленное положение субъекта в обществе. Правовой статус фикси­рует фактический (социальный) статус лица, его реальное поло­жение в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъек­тов, а также полномочий государственных органов и должност­ных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса, в структуре которого можно выделить следующие эле­менты:

права и обязанности;

законные интересы;

правосубъектность;

гражданство;

юридическая ответственность;

правовые принципы.

Правовой статус бывает общим, специальным и инди­видуальным. Общий статус - это статус лица как гражданина го­сударства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участни­ков войны и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их спе­циальных функций. Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.д.) и представляет собой совокупность персонифициро­ванных прав и обязанностей личности.

2. Соотношение государства и права. Традиционно в тео­
рии государства и права различались два подхода по вопросу о
соотношении государства и права.

Первый - этатистский, исходивший из приоритета госу­дарства над правом, согласно которому право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его следствие. Второй подход утвердился в русле естественно правояыя встре-ний и исходил из приоритета права по сравнению с го< j -u|>< i пом.

Однако, существует и третья точка зрения на рас­сматриваемую проблему, которая интегрирует взгляды этих двух позиций. Сторонники этой теории не исходят из того, кому при­надлежит первенство, государству или праву, а говорят о том, что право и государство друг без друга существовать не могут, а зна­чит, между ними имеется функциональная связь. Этот подход по­зволяет избежать односторонности, понять, что дает право госу­дарству и выяснить истинную роль государства в обеспечении права.

Роль государства в обеспечении права заключается в сле­дующем:

в осуществлении правотворческой деятельности. В бук­
вальном смысле это означает, что государство устанавливает нор­
мы права;

в санкционировании государством норм, которые не
имеют прямого государственного характера. Например, обра­
зование мусульманского права характеризовалось тем, что госу­
дарство санкционировало тс нормы, которые были выработаны
мусульманской доктриной;

в признании юридически обязательными регуляторами
поведения фактически сформировавшихся и существующих от­
ношений. Например, так формируется обычное право;

в обеспечении реализации права. Использование права
без государства было бы невозможным;

5) государство обеспечивает охрану права и господ­
ствующих правовых отношений;

6) государство способствует распространению права в со­
циальном пространстве, т.е. обязывает участников общественных
отношений действовать по праву.

Влияние права на государство заключается в следующем:

а) право воздействует на государство при его взаимоот­
ношениях, с населением, отдельной личностью: государство воз­
действует на граждан в границах правовых требований, а гражда­
не в свою очередь воздействуют на государство с помощью права;

б) право легализует государственную деятельность, обес­
печивает дозволенность охранительных и принудительных мер
государства;

в) посредством права определяются границы деятельности
государства, обозначаются пределы вмешательства в частную
жизнь граждан;

г) право обеспечивает специфические ина-рсч i>i наций и на­
родностей и тем самым воздействует на государстве hhj ю класть в
ее взаимоотношениях с нациями и народностями;

д) правовая форма обеспечивает возможное гь осуще­
ствления действенного контроля за деятельностью государ­
ственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии
ответственного поведения государства перед населением;

е) право вступает языком общения с другими государст­
вами, мировым сообществом в целом.

3. Соотношение экономики, политики и нрава. Эко­номика - это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества. Политика - это искусство управления обществом, которое характеризует отношения но по­воду власти между классами, партиями, нациями; межд) государ­ством, с одной стороны, и народом - с другой. I Ipano no система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направлен­ных на урегулирование общественных отношений.

Существует два основных подхода к соотношению данных понятий. Согласно первому подходу среди этих понятий пет како­го-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений, и гом числе про­изводственных, политических и правовых выстуиаю1 интересы людей. В определенных случаях интересы получаю! реализацию прежде всего в праве и лишь затем швторяюнч и др) i их сферах социальных связей. Здесь модено говорить о приоритете права перед экономикой. Например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения No бывает на­оборот, когда интересы сначала претворяются п нежьл производ­ственные отношения, а затем закрепляются в праве I to< ь можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же вы­ступает посредником между данными явлениями.

Согласно второму подходу, экономика опре № 1*61 по­
литику и право. Последние являются надстроечными ммториями
и зависят от базиса. Однако эта доминирующая роль причиняется
лишь в конечном счете, так как политика и право опираясь на
экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, сти­
мулируя либо сдерживая развитие производственны)! НИИ.
Политика здесь тоже выступает посредником mi lOMHKOffи правом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.