Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Естественная теория понимания права



ТЕОРИИ ПОНИМАНИЯ права

 

Зарубежная юридическая мысль о формировании и развитии научного понимания права

 

Теологическая концепция понимания права

 

Проблема формирования и развития научного понимания права - узловой пункт правоведения, в котором скрещиваются взгляды по главной его проблеме - что есть право вообще и каковы формы его проявления. Право - сложное, многоплановое, непрерывно развивающееся социальное явление. Кант вынужден был заметить, что юристы до сих пор ищут свое понимание права. Между тем «понять - значит выразить в форме понятий». Право - это совокупность социальных правил, регулирующих отношения в человеческом обществе. Однако возникает вопрос, коренится ли право в самой природе вещей, в вечном, неизменном порядке мироздания, или оно составляет результат произвольного соглашения людей, человеческого установления.

Сторонники божественных теорий утверждают, что оно даруется человеку через посредство пророка или правителя. Такое представление о природе права мы находим в таких древних правовых системах, как вавилонские законы, законы Ману, исламское право. Так, в законах Хаммурапи констатируется, что вавилонский царь утвердил правду и справедливость, когда бог Мардук внушил даровать справедливость и достойное управление людям земли. Древнеиндийские законы Ману также претендуют на божественное происхождение, т.к. Верховное Существо раскрыло Ману как отцу человечества, в момент создания мира свой священный закон. Коран представляет собой священную книгу мусульман, составленную из вдохновленных Богом изречений пророка Мухаммеда (570-632 г.)

В Индии Драхма (1500-500 г до н.) является дарованной божеством нормой хорошего поведения. Она предписывает выполнение человеком обязанностей на определенных стадиях жизни. Источник этих обязанностей находится не в постановлениях правителя, а в священных книгах (веды), традициях, обычаях добродетельных людей. Конфуций (Китай, 551-478 гг. до н.) полагал, что правитель должен способствовать добродетельному поведению народа, регулировать это поведение посредством моральной дисциплины.

 

Естественная теория понимания права

 

Ранние теории правопонимания рассматривают право и как справедливость по природе. Большое влияние на становление данной концепции правопонимания оказала правовая мысль Древней Греции. Уже в поэмах Гомера и Гесиода можно найти ”зародыш двух понятий, проходящих через всю историю греческой философии права: понятие о праве по природе и естеству (фесеи) и понятие о праве по человеческому положению или установлению (номо), то есть понятие о естественном и положительном праве ...”. Демокрит, различая “естественное” и “искусственное”, “истину” и “общее мнение”, “природную справедливость” и закон, считает несправедливым все то, что противоречит природе. Законы же призваны обеспечивать благоустроенную жизнь людей в обществе, они необходимы для обуздания присутствующих у людей зависти, раздоров, взаимного причинения вреда. Согласно пифагорейцам, люди должны в своих многообразных взаимных отношениях придерживаться справедливости. Справедливость состоит в воздании равным за равное. Так под правом понимается равная мера при регулировании общественных отношений.

Естественно-правовая проблематика оказывается в дальнейшем в центре внимания софистов (5 в. до н.), платных учителей мудрости в вопросах государства и права (Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта), а затем и Сократа, Платона, Аристотеля. Уже Гиппий, противопоставляя природу и закон (номос), утверждает, что природа выступает в качестве естественного права, а неравенство проистекает не из природы, а из человеческих законов. С точки зрения этих философов в основе права лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует в человеческих отношениях и во всем мироздании: рядом с законами, изобретенными людьми, существуют вечные, неписаные законы, вложенные в сердца людей самим божественным разумом. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. “Право, - отмечает Аристотель, - служит критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения.” Однако Аристотель делит право на естественное и условное (волеустановление). Естественное право- то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. К неизменным законам природы он относит разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться, господство мужа над женой, войну между эллионами и варварами. К условному он относит установление закона и всеобщих соглашений. Право, по мнению Аристотеля, должно найти свое воплощение в законе. Существует два вида законов - особенные и общие. Особенный закон принимается каждым отдельным сообществом, всеобщий - это закон природы и обязателен для всех людей. Он не изменен, т.к. он - закон природы.

Учение о естественном праве привлекло к себе и римских юристов, которые не ограничиваются лишь простым заимствованием положений своих предшественников, а развивают их с учетом специфических социально-политических условий. На ранней стадии развития древнеримской правовой мысли право выступало как закон истинного разума, как нечто богоданное и обозначалось термином fas. Светское право в дальнейшем получило наименование ius, под которым понималось обычное, позитивное право (закон, эдикты магистров, конституции императоров и т.д.) Слово ius (право) получило свое название от iustitia (правда, справедливость).

Римские юристы представляли право как истинный разум, находящийся в согласии с природой. Есть только один вечный и неизменный закон. Есть только один правитель - Бог, являющийся творцом и распространителем закона. Закон является мерилом справедливого и несправедливого. Закон есть мысль, дар бога, решения мудрых людей. Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону, возникло “раньше, чем какой бы то ни было писанный закон”. Всей природе: космосу, окружающему человека физическому и социальному миру, формам человеческого общения присущи разум и законообразность, определенный порядок. Само государство есть воплощение права и справедливости, а право является способностью различать справедливое и несправедливое в согласии с природой.

Творчество мыслителей Древней Греции и Древнего Рима оказало большое влияние на развитие правовой мысли в средние века, когда основой мировоззрения становится религия. В средневековом мировоззрении “природа” и “бог” противопоставляются. Отречение от всего того, что требовала природа расценивалось как угождение богу. Добро и зло рассматривались с точки зрения веры, которая могла объяснить все земные поступки. Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, под колоссальным воздействием церкви, античная правовая мысль в новых исторических условиях продолжила ряд существенных идей. К их числу относится представление о праве. Теократическое направление достигло высшей точки в XIII веке и начало свое выражение в учении Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), которое в 1864 году было признано официальным выражением католического мировоззрения. Учение Фомы Аквинского является наиболее законченной концепцией естественного права. В своем учении о праве он выделяет 4 вида закона. Во главе их стоит вечный закон, как вечный божественный разум, управляющий миром. За вечным законом идет закон естественный, который существует благодаря сопричастности богу. Естественный закон составляет основу всякого положительного законодательства. Человеческий закон не способен полностью истребить зло, т.к. из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде, справедливости.

Дальнейшее развитие правовой мысли происходило в непримиримой борьбе с основами феодальной идеологии освобождения от постулатов средневековья, которое было вызвано формированием новых классово-экономических отношений, при которых буржуазия становится господствующим классом. Однако в течение ряда последних десятилетий произошло своего рода возрождение теорий, базирующихся на концепции естественного понимания права .

Одной из современных разновидностей теории естественного права является видение права как объективно данной ценности. По мнению Франсуа Жени (1861-1944 гг. ) для понимания права необходимо понимание абсолютной справедливости, которая существует за пределами повседневных явлений и случайностей. Их открывает нам наш разум, наша совесть. Жени допускает, что в конфликте между естественным и действующим правом юрист обязан следовать действующему праву. Однако, когда закон противоречит здравому смыслу и приводит к явной несправедливости, юрист имеет право не подчиняться существующему закону.

Современное видение естественного права рассматривает право как естественную моральную норму (Жан Давен, р. 1889 г.). Естественное право и конкретная мораль предписывают одинаковые правила. Между тем естественное право представляет собой основу для решения моральных проблем. Мораль определяет все человеческое. Законы государства, противоположные естественному праву, - плохие законы.

Маргарет Мид (1901-1978) определяет естественное право как те правила поведения, которые развивались из способности человека к моральной оценке. Эти всеобщие константы включают представление о святости и неприкосновенности человеческой жизни, запрет на кровосмешение в первичных семейных отношениях. Подобные установки были всеобщими в прошлом, они означают этические принципы, без которых не может существовать общество.

По Л. Фуллеру (1902-1978 гг.), право является отчетливым выражением общеприемлемых целей. Право содержит внутреннее моральное ядро, дедуцируемое из самой природы. Филипп Селезник (р. 1919 г.) считает, что естественное право регулирует общественные отношения на основе системы идеалов и ценностей, апеллируя к принципам законности и справедливости.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.