Независимо от своего масштаба – от колоссально больших статуй до малых фигурок, выполненных по обету, – все они отвечают одним и тем же изобразительным законам. Эти законы могут быть сведены к двум главным: закону фронтальности, то есть к тому, что статуи возводятся для того, чтобы быть созерцаемыми с фронтальной стороны, и закону осевой симметрии, то есть к тому, что фигура разделяется на две равных части вертикальной осью. Почему так? Ответ следующий. Надо помнить, что изображение посвящено не какому-либо историческому персонажу, а вневременной божественной фигуре. Чтобы изображение обрело статус божественной фигуры, оно должно стать магически-заклинательной формулой, средоточием всей системы языческого взгляда на мир. А мы знаем, что язычник делил этот мир на три горизонтальных уровня (Верхний Мир, Средний Мир и Нижний Мир) и на две части по вертикали (на левую и правую стороны). Такое представление не должно допускать видения мира снизу или сверху, справа или слева, так как в этом случае оно исказило бы картину соотношения мистических сил, направленных на поддержание равновесия мира как условия его гармоничного развития. Отсюда и закон осевой симметрии, заставлявший создавать изображение, предназначенное для рассмотрения его только с фронтальной точки зрения. По той же причине и сам скульптор сосредоточивал внимание на деталях, важных для видения изображения с фронта, и не уделял внимания деталям, которые могли оказаться интересными при рассмотрении скульптуры в ракурсе (например, в четверть оборота, вполоборота или в профиль). Кроме того, язычник должен был делить скульптуру на три горизонтальных уровня. В скульптуре Древнего Египта этими тремя частями являются, видимо, два блока, формирующих тело фигуры, и голова, которой уделялось большое внимание и которая рассматривалась как указание на место расположения души Ка после долгого странствия в потустороннем мире. В скульптуре Древней Руси идея трех частей выражена более определенно: изображения богов имеют три горизонтальных части, что особенно хорошо видно на скульптурном изображении Сбручского идола. «Знаменитый Збручский идол, найденный более ста лет тому назад в реке Збруч, близ Гусятина, на земле древних волынян, ныне хранится в Краковском музее. Это –четырехгранный высокий каменный столб, увенчанный четырехликой головой какого-то бога в шапке, очень похожей на головной убор русских князей, известный нам по позднейшим иконам и миниатюрам. Столб покрыт изображениями, причем композиция разделяется на три яруса, по космогонии славян соответствующих делению вселенной на небо – мир богов, на землю, населенную людьми, и на подземный мир, обитатели которого держат на себе тяжесть земной толщи» (Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Изд. 3-е, испр. М.: Просвещение, 1996. 318 с.: ил. С. 84.).
Из какого материала изготавлилась скульптуры Древнего Египта?
Египтяне увлекались вечными материалами. Любовь к таким материалам объясняется потребностью в том, чтобы статуя покойника не разрушалась с течением времени. Камень отвечал подобному требованию, поскольку его прочность обеспечивала длительную сохранность. С другой стороны, крупному развитию каменной скульптуры способствовало и изобилие данного материала в Египте. Каменоломни Туры близ Гизэ и Ассуана на юге непрерывно обеспечивали скульптурные мастерские. Используемыми камнями являлись, как правило, известняк, сланец, диорит, базальт, красный гранит (употреблявшийся для саркофагов), обсидиан и порфир. Реже применялись древесина и металл. Дерево обычно использовалось в статуях, которые располагались рядом с главными скульптурами, а золото, изобиловавшее на золотых приисках, широко применялось для украшения саркофагов.
Какие типы скульптурных моделей используются для изображения божественных персонажей Древнего Египта?
Для изображения божественных персонажей Древнего Египта используются две скульптурные модели: сидящая и стоящая.