Египетская культура тесно связана с природой, поэтому египетская архитектура гармонично сосуществует с географическим контекстом. Долина Нила являет нам пейзаж пойменных долин, образующих террасы, а за пределами этой пересеченной местности находится пустынная равнина.
Отсутствие древесины и камня обусловливает то, что жилищные постройки, в том числе грандиозные дворцы, строились из необожженных кирпичей. Напротив, священные постройки, храмы и гробницы выполнялись из камня. Построенные на века, они являются единственными архитектурными строениями, сохранившимися до наших дней.
Священная архитектура проектировалась не как обитаемое пространство, а как чисто объемная форма, которая располагается на необъятной территории. Порядок привязки внутреннего пространства строений зависит от проведенной оси. Различные помещения располагаются по траектории, простирающейся от мирского внешнего пространства к самому потаенному святилищу храма. Вся архитектура проектируется в соответствии с требованиями двух главных обрядов в египетской жизни: погребения и культа богов. (71)
Гробницы
Первые погребальные сооружения представляли собой округлые и продолговатые углубления, в которые покойника укладывали в позе эмбриона, подобно тому, как хоронил своих умерших палеолитический человек.
Позже в северных областях, заселенных земледельцами, гробницам стали придавать ту же форму, что и домам, чтобы покойник мог расположиться там поудобнее. В то же время на юге, в местах обитания кочевников-пастухов, жилища мертвых помечались грудами камней, ставшими прообразами курганов. Последующая эволюция погребальных сооружений сочетала черты обоих типов захоронений.
Так, обыкновенная, вырытая в земле яма перекрывается снаружи камнями и песком, образуя массивный прямоугольный блок, поддерживаемый стенами из кирпича, возведенными наклонно. Эта внешняя постройка прямоугольной формы эволюционировала, в результате чего возникла мастаба, надгробное сооружение, предшествовавшее гигантским пирамидам. (68-69)
Погребальные строения: первые проявления
Гробницы первых династий находятся в Абидосе. Это гробницы из дерева и кирпича, вырытые в ямах, имеющих искусственный каменный свод. К этим строениям прибавлены ниши для помещения погребальных подношений и домашней утвари, состоящей из многочисленных и разнообразных предметов: оружия, сосудов, украшений и колпиц, высеченных в форме животных. Кроме того, подношения включают пищу (зерно, пиво, растительное масло) для удовлетворения потребностей усопшего. (71)
Царь являлся представителем всего народа, посредником между людьми и богами. При сохранении жизни царю сохранялась она и для всех остальных групп. Продолжался и годовой цикл Нила с его разливами. Погребальные обряды приобретали значение по мере того, как правители и знать также испытывали желание иметь гробницу, подобную гробнице царя, которая бы обеспечила им вечную жизнь. В этом кроются истоки развития мастаб, характерной формы погребальной архитектуры высших классов. Если кладбища в принципе находились в пределах городов, то с принятием культа, нацеленного на вечную жизнь, мастабы стали группироваться, образуя улицы с правильной планировкой. Эти улицы складывались в настоящие города мертвых, удаленные от центров городов. В то же время выкристаллизовались три принципа, которые в будущем станут господствующими в погребальной практике и которые сохранятся в неизменном виде на протяжении всей истории Египта: постоянное сохранение праха усопшего, необходимость того, чтобы материал гробницы был нетленным, и кормление ка, чтобы оно могло существовать.
Мастабы
Со времени III династии началось строительство некрополя Саккары к западу от города Мемфиса, что в дельте Нила, где происходило захоронение высших должностных лиц. Тогда-то и была внедрена мастаба в качестве модели гробницы, постепенно увеличивавшей свои размеры и сложность. Мастабы — это гробницы, вырытые в каменистой почве, над которыми возводится зал с наклоненными кирпичными стенами и украшенный изнутри барельефами. Как правило, они состояли из двух отдельных частей: погребальной часовни и погребального склепа. Под часовней располагался погребальный склеп, который впоследствии был включен во внутреннее помещение. Поскольку погребальный склеп представлял собой подземное пространство, доступ к нему осуществлялся через вертикальный ров, пересекавший каменный могильник и замуровывавшийся позади гробницы. Тем самым оказывались защищенными саркофаг с домашней утварью и подношениями, необходимыми для загробной жизни усопшего.
Поначалу внешняя структура мастабы была полностью сплошной, а часовня примыкала к восточной части могильника. Когда же часовня была включена во внутреннее помещение, начиная с III династии, мастаба постепенно превратилась в более сложное строение. Погребальный склеп дополнялся различными комнатами для подношений, пока не достиг огромного числа помещений.
Поблизости от мастаб располагались другие, второстепенные кладбища. На них находились гробницы слуг, которые приносились в жертву, чтобы продолжать служить своим хозяевам в иной жизни. Наибольшее число мастаб сосредоточено в Саккаре, а также в Гизэ, хотя в своем историческом и типологическом развитии они не представляют собою какой-то единой формы и строения и существуют различные разновидности со схожей структурой.
Наличие мастаб увековечивает, даже после смерти, классовые различия, существующие в египетском обществе. В противоположность бедным погребальным строениям большинства египетского населения, мастабы высокопоставленных должностных лиц являлись настоящими погребальными особняками со множеством культовых помещений, богато украшенных настенной росписью. В ней перечислялись титулы и достоинства, которыми обладал усопший, и воспроизводились сцены повседневной жизни. Тиражировались также статуи усопшего, распределявшиеся по помещениям, чтобы посетители могли ими восхищаться.