Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Египетская архитектура



 

Египетская культура тесно связана с природой, поэтому египетская архитектура гармонично сосуществует с географическим контекстом. Долина Нила являет нам пейзаж пойменных долин, образующих террасы, а за пределами этой пересеченной местности находится пустынная равнина.

Отсутствие древесины и камня обусловливает то, что жилищные постройки, в том числе грандиозные дворцы, строились из необожженных кирпичей. Напротив, священные постройки, храмы и гробницы выполнялись из камня. Построенные на века, они являются единственными архитектурными строениями, сохранившимися до наших дней.

Священная архитектура проектировалась не как обитаемое пространство, а как чисто объемная форма, которая располагается на необъятной территории. Порядок привязки внутреннего пространства строений зависит от проведенной оси. Различные помещения располагаются по траектории, простирающейся от мирского внешнего пространства к самому потаенному святилищу храма. Вся архитектура проектируется в соответствии с требованиями двух главных обрядов в египетской жизни: погребения и культа богов. (71)

Гробницы

 

Первые погребальные сооружения представляли собой округлые и продолговатые углубления, в которые покойника укладывали в позе эмбриона, подобно тому, как хоронил своих умерших палеолитический человек.

Позже в северных областях, заселенных земледельцами, гробницам стали придавать ту же форму, что и домам, чтобы покойник мог расположиться там поудобнее. В то же время на юге, в местах обитания кочевников-пастухов, жилища мертвых помечались грудами камней, ставшими прообразами курганов. Последующая эволюция погребальных сооружений сочетала черты обоих типов захоронений.

Так, обыкновенная, вырытая в земле яма перекрывается снаружи камнями и песком, образуя массивный прямоугольный блок, поддерживаемый стенами из кирпича, возведенными наклонно. Эта внешняя постройка прямоугольной формы эволюционировала, в результате чего возникла мастаба, надгробное сооружение, предшествовавшее гигантским пирамидам. (68-69)

 

Погребальные строения: первые проявления

 

Гробницы первых династий находятся в Абидосе. Это гробницы из дерева и кирпича, вырытые в ямах, имеющих искусственный каменный свод. К этим строениям прибавлены ниши для помещения погребальных подношений и домашней утвари, состоящей из многочисленных и разнообразных предметов: оружия, сосудов, украшений и колпиц, высеченных в форме животных. Кроме того, подношения включают пищу (зерно, пиво, растительное масло) для удовлетворения потребностей усопшего. (71)

Царь являлся представителем всего народа, посредником между людьми и богами. При сохранении жизни царю сохранялась она и для всех остальных групп. Продолжался и годовой цикл Нила с его разливами. Погребальные обряды приобретали значение по мере того, как правители и знать также испытывали желание иметь гробницу, подобную гробнице царя, которая бы обеспечила им вечную жизнь. В этом кроются истоки развития мастаб, характерной формы погребальной архитектуры высших классов. Если кладбища в принципе находились в пределах городов, то с принятием культа, нацеленного на вечную жизнь, мастабы стали группироваться, образуя улицы с правильной планировкой. Эти улицы складывались в настоящие города мертвых, удаленные от центров городов. В то же время выкристаллизовались три принципа, которые в будущем станут господствующими в погребальной практике и которые сохранятся в неизменном виде на протяжении всей истории Египта: постоянное сохранение праха усопшего, необходимость того, чтобы материал гробницы был нетленным, и кормление ка, чтобы оно могло существовать.

Мастабы

 

Со времени III династии началось строительство некрополя Саккары к западу от города Мемфиса, что в дельте Нила, где происходило захоронение высших должностных лиц. Тогда-то и была внедрена мастаба в качестве модели гробницы, постепенно увеличивавшей свои размеры и сложность. Мастабы — это гробницы, вырытые в каменистой почве, над которыми возводится зал с наклоненными кирпичными стенами и украшенный изнутри барельефами. Как правило, они состояли из двух отдельных частей: погребальной часовни и погребального склепа. Под часовней располагался погребальный склеп, который впоследствии был включен во внутреннее помещение. Поскольку погребальный склеп представлял собой подземное пространство, доступ к нему осуществлялся через вертикальный ров, пересекавший каменный могильник и замуровывавшийся позади гробницы. Тем самым оказывались защищенными саркофаг с домашней утварью и подношениями, необходимыми для загробной жизни усопшего.

Поначалу внешняя структура мастабы была полностью сплошной, а часовня примыкала к восточной части могильника. Когда же часовня была включена во внутреннее помещение, начиная с III династии, мастаба постепенно превратилась в более сложное строение. Погребальный склеп дополнялся различными комнатами для подношений, пока не достиг огромного числа помещений.

Поблизости от мастаб располагались другие, второстепенные кладбища. На них находились гробницы слуг, которые приносились в жертву, чтобы продолжать служить своим хозяевам в иной жизни. Наибольшее число мастаб сосредоточено в Саккаре, а также в Гизэ, хотя в своем историческом и типологическом развитии они не представляют собою какой-то единой формы и строения и существуют различные разновидности со схожей структурой.

Наличие мастаб увековечивает, даже после смерти, классовые различия, существующие в египетском обществе. В противоположность бедным погребальным строениям большинства египетского населения, мастабы высокопоставленных должностных лиц являлись настоящими погребальными особняками со множеством культовых помещений, богато украшенных настенной росписью. В ней перечислялись титулы и достоинства, которыми обладал усопший, и воспроизводились сцены повседневной жизни. Тиражировались также статуи усопшего, распределявшиеся по помещениям, чтобы посетители могли ими восхищаться.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.