Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Скульптура Среднего Царства



 

В этот период не существует строгого единообразия стилей, а проявляются разнообразные тенденции, предлагающие различные изобразительные (98) решения. На севере страны, в районе дельты Нила, получает развитие склонность к классическим и идеализированным формам, восходящим к Древнему Царству, в которых превозносится благородство и спокойствие фигур. Сидячие статуи Сенусерта I из известкового камня весьма показательны для этой тенденции: у них изображены молодые лица.

Немного далее на юг, в Мемфисе, предпочтение отдается большему реализму; а в столичной Фиванской области на юге страны отмечается склонность к синтезу обеих этих тенденций и предпочтение показывать выражение лица, в то время как туловище остается в полном соответствии нормативам Древнего Царства — непоколебимым и далеким от всякой временной характеристики. Скульптуры царей встречаются в изобилии и обнаруживаются не только в погребальных строениях, где они находились на хранении во времена Древнего Царства, но также внутри храмов и снаружи зданий, под открытым небом.

Изменения в изобразительном искусстве

 

По отношению к предшествующему периоду произошли существенные изменения в изобразительном искусстве. Неизменное выражение лица и устремленный в бесконечность взгляд, статика туловища, которые были столь характерны для царей, преобразились в меланхолическую позу, отошедшую от вневременной культовости. Лица Сенусерта III и Аменемхета III выражают именно такое состояние души.

В том виде, в каком можно судить по лицу Сенусерта III, изготовленного из розового гранита и хранящегося в Столичном музее Нью-Йорка, взгляд утратил ясность и абсолютную твердость, которые некогда отличали лица суверенов. Веки увеличиваются и опускаются, брови становятся нахмуренными. Возможно, лица отражают те изменения, которые произошли в религиозных верованиях. В это время была утрачена гарантия, обеспечивавшая судьбу бессмертия и полную оптимизма земную жизнь под покровительством бога Ра. Кроме того, изменилось отношение между царем, сыном Гора, и его народом. Начиная с этого момента власть утверждает себя посредством таких действий, как завоевание территорий, а не только посредством божественности. Именно эту обеспокоенность мирскими делами отражают лица некоторых фараонов. Создаются также такие скульптуры царя, которые воспроизводят различные сцены его жизни, как можно увидеть в некоторых статуях Сенусерта III (Каир, Египетский музей). В них сохраняется величественная осанка, отличающая суверена, но его лицо воплощает течение лет. В других фигурах выражение лица у монарха обнаруживает отягощенность, даже обеспокоенность опасностями существования.

Во времена Среднего Царства получают распространение скульптуры, называемые «сфинксами». Это фигуры, которые изображают тело лежащего льва с человеческим лицом. Начиная с Древнего Царства, с великого Сфинкса в Гизэ, скульптура в форме животных индивидуализировалась, перейдя к изображению лица фараона, символизирующего божественный характер власти. С тех пор скульптурное творение крупных размеров более не повторяется, однако сама традиция продолжается, и данный период вносит несколько разновидностей форм. Поведение фигуры выражает величественное спокойствие, а формы скромны и определяются четкими линиями, образующими могучие объемы. Сфинкс Аменемхета II из розового гранита (Париж, Лувр) являет тому прекрасный пример. Церемониальный головной убор заменяет львиную гриву и еще более подчеркивает нежную отделку лица в противоположность окружающим его геометрическим плоскостям. Четыре сфинкса Аменемхета III из черного гранита являют собой разновидность формы, которая моделирует весьма стилизованные львиные гривы, с ушами, выступающими над головой. Лицо фараона пребывает в состоянии погружения в собственную величественность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.