Изобразительное искусство Древнего Китая проявляется прежде всего в погребальных памятниках, большинство из которых относится к предханьскому и ханьскому периодам.
Наиболее сложной композицией обладают царские (императорские) погребения, состоящие из собственно захоронения и надземной части. Последняя включает в себя архитектурные сооружения — специальные постройки, стены (по модели городской стены), арки и, начиная с I - II вв., каменную монументальную скульптуру, образующую так называемую «дорогу духов». Такая композиция оставалась в силе на всем протяжении всей истории Китая. Императорские погребения сосредоточены в окрестностях гг. Лоян (для Поздней Хань), Чанъань/Сиань (для Ранней Хань и Тан), Нанкина (для эпохи Шести династий и начала минской эпохи) и Пекина (для второй половины минской эпохи и для Цин).
Погребения знати тоже включали в себя надземную часть в виде насыпи, каменного изваяния или стелы. Для позднеханьских погребений восточного прибрежного района характерно наличие специфических надземных сооружений — цытаны, сложенных из каменных плит, покрытых рельефами.
Среди монументальной погребальной скульптуры ханьского времени преобладают изображения (349) фантастических животных — так называемые «крылатые львы», которые в действительности воспроизводят хищного зверя из семейства кошачьих (леопард?) с другими зооморфными деталями: рог на голове, крылья, змеевидный хвост. В дальнейшем «крылатые львы» дополнились рядом других фантастических образов — «крылатый конь», «единорог-цылинь» и т. д. Изображения собственно льва (шицзы) появились в китайском погребальном искусстве в IV -VII вв., причем в двух основных позах: «сидящий» и «идущий» лев. Первые известные образцы антропоморфной каменной скульптуры тоже относятся к Поздней Хань. Впоследствии в погребальный ансамбль входили изображения двух основных типов: воины и гражданские чиновники в траурном (парадном) одеянии.
Начиная с танской эпохи изображения львов-шицзы стали неотъемлемой частью светской монументальной скульптуры: парные изваяния львов (лев и львица, для изображения последней характерно наличие рядом с главной фигурой фигур львят) превратились в стандартную деталь различных архитектурных ансамблей. Однако в целом монументальная скульптура продолжила свое существование в рамках именно погребального искусства — китайская культура практически не знала практики возведения мемориальных памятников в виде скульптурных изображений конкретных исторических лиц.
Погребальная монументальная скульптура — каменные изваяния внушительных (до 3 м высотой) размеров, подчиняющиеся общим иконографическим принципам. Однако стиль их исполнения заметно варьирует в различных регионах. Скульптуры Центрального Китая выполнены, как правило, в строгой и лаконичной художественной манере, тяготеющей к максимальной натуралистичности. Для скульптуры (350) Юга Китая характерна подчеркнутая округлость силуэта и форм, а также обилие факультативных декоративных элементов, что соответствует общим художественно-эстетическим принципам южнокитайского «барокко».
Кравцова М.Е. История культуры Китая.
– СПб.: Лань, 1999. С. 349-351.
Начиная ориентировочно с позднечжоуского периода в Китае установилась традиция помещения в погребения глиняных (терракотовых) моделей всего, (351) что окружает человека в жизни: построек, домашних животных, колесниц, людей. Нередко такие модели образуют многофигурные пластические композиции: сцены акробатических представлений, танцев во время пиршественной трапезы, войсковые соединения, архитектурные ансамбли. Следовательно, одним из истоков китайской миниатюрной пластики тоже являлось погребальное искусство.
Самым ярким и одновременно уникальным памятником древнекитайского изобразительного искусства справедливо полагается так называемая «глиняная армия Цинь-ши-хуан-ди» — огромное число выполненных из обожженной глины фигур воинов, лошадей и колесниц в натуральную величину, найденных в 1974 г. на подступах (в 1,5 км к востоку от кургана) к погребению императора Цинь, тоже находящемуся в окрестностях г. Сиань. К настоящему времени раскопано 7000 фигур воинов (рядовые солдаты, офицеры, генералы), 600 фигур лошадей и 400 колесниц, занимающих площадь в 14,26 кв. м. Армия изображена на марше: солдаты построены в колонны, разбитые на отделения во главе с офицером. Каждая фигура наделена четкими индивидуальными приметами: анатомические особенности и выражение лица, конфигурация прически, детали одежды (пряжки на поясах), форма кистей (352) рук, пальцев и даже ногтевых пластинок на руках. Одновременно они являются подлинными произведениями искусства — в каждом конкретном случае передаются не только внешние черты портретируемого, но и приметы его внутреннего облика.
История создания, культурная семантика и символика «армии Цинь-ши-хуан-ди» остаются загадками для науки. Древнекитайская культура в известных ее образцах не содержит явных прототипов подобного рода скульптуры и даже намеков на существование в ней художественной традиции, соответствующей по своему уровню развития технологии изготовления и художественно-эстетическим достоинствам «армии Цинь-ши-хуан-ди». В письменных источниках («Ши цзи» Сыма Цяня) подробно говорится о строительстве гробницы циньского императора, в котором участвовали несколько сотен тысяч человек, и об устройстве самого погребения — огромной камеры со сводом, выложенным драгоценными камнями в виде астральных объектов (светила и созвездия), и напольным макетом ландшафта Поднебесной с руслами рек и морским бассейном, наполненными ртутью. Однако о создании и погребении глиняной армии в них умалчивается. И, наконец, известные на сегодняшний день анимистические верования древних китайцев не объясняют причины исполнения погребальных фигур в натуральную величину и наделения их строго индивидуальными приметами.
Таким образом, выносить окончательные оценки уровня развития всего в целом изобразительного искусства Древнего Китая пока что преждевременно. Высока вероятность обнаружения новых археологических материалов, которые не только позволят ответить на вопросы, связанные с «армией Цинь-ши-хуан-ди», но и потребуют решительного изменения принятых в науке точек зрения на характер и типологические особенности древнекитайского изобразительного искусства. (353)