Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика подготовки и сдачи зачета



Зачет – конечный этап изучения дисциплины. Цель зачета сводится к тому, чтобы, проверить сложившуюся у студента систему знаний и оценить степень ее усвоения. Тем самым зачет содействует решению главной задачи учебного процесса – подготовке высококвалифицированных специалистов.

Зачет как особая форма учебного процесса имеет свои особенности, специфические черты и некоторые аспекты, которые необходимо студенту знать и учитывать в своей работе. Это, прежде всего:

- что и как запоминать при подготовке к зачету;

- по каким источникам и как готовиться;

- на чем сосредоточить основное внимание;

- каким образом в максимальной степени использовать программу курса;

- что и как записать, а что выучить дословно и т.п.

 

При подготовке к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи» студентам необходимо осознать, что для положительной аттестации по предмету недостаточно быть носителем языка, важно совершенствовать и контролировать свое речевое поведение. Процесс речевого поведения многоуровневый и включает в себя: 1) вербальное (словесное) поведение; 2) паралингвистику (громкость, высота тона, интонирование, паузирование, ритм); 3) кинесетику (жесты, мимика, поза); 4) пространственное поведение (прокмесика, знаковое использование пространства при речевом общении).

Зачет по дисциплине «Русский язык и культура речи» требует демонстрации высокой речевой культуры и свободного владения лингвистической терминологией. Обращение к глоссарию (списку терминов) является обязательным этапом в подготовке к аттестации. Освоение терминологии в практике вузовского обучения первоначально может быть оценено студентами как сизифов труд, но каждая последующая попытка изучения словарных дефиниций будет способствовать развитию системного и аналитического мышления. Кроме того, работа с разными типами словарей являет собой увлекательное занятие. Другим положительным результатом обращения к ортологическим справочникам, энциклопедиям является некий тренинг по умению «сворачивать» и «разворачивать» информацию, выстраивать аналогии и ассоциативные ряды.

Принципиальная установка на жесткое, строгое воспроизведение лекционного материала может отрицательно сказаться на творческой деятельности студентов, с другой стороны, особенности визуального, аудиального, ауди-визуального восприятия информации порождают дословный («слово в слово») уровень воспроизведения. На зачете оценивается умение студента выявлять типологическое сходство явлений и процессов, выстраивать классификации на основе одного и более критериев, аргументировать свою исследовательскую позицию и сравнивать различные научные теории и точки зрения.

Темп речи, дикция, правильность и богатство речи должны быть инструментарием, но не предметом самолюбования говорящего. Процедура зачета носит открытый публичный характер, поведение каждого участника должно отвечать принципам терпимости, плюрализма мнений, уважения к оппоненту. Негативные, категоричные замечания в адрес однокурсников могут погасить инициативу, желание говорить публично.

При подготовке к зачету следует запоминать и заучивать информацию с расчетом на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и пособий, учебной программы курса. Правильно используя программу при подготовке к ответу (она должна быть на столе у каждого), студент получает информационный минимум для своего выступления.

При подготовке к зачету по наиболее сложным вопросам, ключевым проблемам и важнейшим понятиям необходимо сделать краткие письменные записи в виде тезисов, планов, определений. Запись включает дополнительные моторные ресурсы памяти.

Подготовка к зачету только по конспектам лекций недостаточна, необходимо использовать и другую учебную литературу. Изученные источники следует сравнивать, выделять общее и различия в подходах и интерпретациях.

Среди основных критериев оценки ответа студента можно выделить следующие:

· правильность ответа на вопрос, то есть верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов;

· полнота и одновременно лаконичность ответа;

· новизна учебной информации, степень использования последних научных достижений и нормативных источников;

· умение связать теорию с практикой и творчески применить знания к оценке сложившейся ситуации;

· логика и аргументированность изложения;

· грамотное комментирование, приведение примеров и аналогий;

· культура речи.

Все это позволяет преподавателю оценивать как знания, так и форму изложения материала.

Оценка «зачтено» ставится, когда студент в основном знает предмет, рекомендованную литературу и умеет применить полученные знания для анализа современной языковой ситуации;

0ценка «не зачтено» ставится, когда студент не усвоил содержания учебной дисциплины.

5.3. Тестовые задания для самопроверки студентов (с ключом) *

 

№ п/п Вопросы Варианты ответов
1. Укажите, какие из приведенных особенностей НЕ характерны для научного стиля:   A.Преимущественное употребление существительного вместо глагола B.Логическая последовательность изложения C.Научная фразеология D.Широкое использование лексики и фразеологии других стилей
2. Укажите, какие из приведенных особенностей НЕ характерны для официально-делового стиля: A.Предпочтительное ТЫ - общение B.Предпочтительное ВЫ – общение C.Широкое использование канцеляризмов D.Логическая последовательность изложения
3. Укажите, какие из приведенных особенностей НЕ характерны для публицистического стиля: A.Широкое использование тропов B.Отсутствие окказионализмов C.Наличие клишированных оборотов D.Полистилизм
4. Определите, к какой лексической группе относятся слова: бизнес-класс, ток-шоу, био-йогурт: A.Окказионализма B.Диалектизмы C.Биномы D.Архаизмы
5. Определите, к какому типу лексических единиц относятся слова: завсегда, давеча, ежли: A.Диалектные B.Разговорно–просторечные C.Профессиональные D.Общеупотребительные
6. Укажите, какие единицы находятся за рамками литературного языка: A.Жаргонизмы и арготизмы B.Просторечная лексика и лексика сниженного употребления C.Территориальные и профессиональные диалектизмы D.Все перечисленные  
7. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: ---- стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: A.Градация B.Эллипсис C.Анафора D.Антитеза
8. Определите, какой троп реализуется в примере: Санкт-Петербург – «Северная Венеция» - «Город белых ночей»:   A.Метафора B.Сравнение C.Перифраз D.Олицетворени  
9. Укажите троп, которому соответствует определение: ----- троп, обратный гиперболе; преуменьшение признака предмета: A.Эпитет B.Аллегория C.Литота D.Олицетворение
10. Определите, какой прием НЕ соответствует этике речевого общения: A.Эвфемизация речи B.Перебивание, встречные реплики C.Этикетные формулы просьбы, поздравления и т.д. D.Приветствие. Обращение.
11. Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, то есть очередность приветсвия. Определите, в каком случае нарушена эта очередность. Первыми приветствуют: A.Член делегации – ее руководителя B.Младшие по возрасту – старших C.Младший по должности – старшего по должности D.Женщина - мужчину  
12. Определите, какая из перечисленных причин приводит к коммуникативной неудаче: A.Знание языковых норм B.Близость социокультурных стереотипов C.Наличие общих фоновых знаний говорящего и слушателя D.Наличие «внешних» помех (чуждая среда общения, дистантность собеседников, присутствие посторонних)
13. Каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать значение слов «пролонгировать», «релятивный»: A.Орфографическим словарем B.Толковым словарем русского языка C.Орфоэпическим словарем D.Этимологическим словарем  
14. Каким словарем нужно воспользоваться для выбора правильного варианта (согласно приказу – согласно приказа): A.Орфоэпическим словарем B.Толковым словарем русского языка C.Грамматическим словарем русского языка D.Орфографическим словарем
15. Укажите, в каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог:   A.Туфля, юродивый, бестолковый B.Ходатайствовать, шофер, донельзя C.Отгул, озимые, реквием D.Ножны, планер, некролог.
16. Укажите, какого рода выделенное существительное в предложении: Маша – большая СЛАСТЕНА: A.Общего B.Женского C.Мужского D.Среднего  
17. Укажите неверный вариант записи: (в скобках даны фамилии в И.п.). Заявление подано от… A.Антонины Венда (Венда) B.Натальи Седых (Седых) C.Олега Мицкевич (Мицкевич) D.Константина Живаго (Живаго)
18. Определите, что НЕ является визуальной рекламой A.Печатная B.Фотореклама C.Световая D.Радиореклама
19. Определите, какой ряд образуют слова: лгать – врать – вводить в заблуждение: A.Синонимический B.Омонимический C.Паронимический D.Антонимический
20. Определите, какой ряд образуют слова: цветной – цветастый – цветовой: A.Синонимический B.Омонимический C.Паронимический D.Антонимический
21. Определите, какое языковое средство выразительности использовано в рекламном слогане «Не тормози! Сникерсни!»: A.Соблюдение норм дореволюционной орфографии B.Игра слов как результат нарушения норм орфографии C.Окказионализм
22. Вы хотите, чтобы студенческий профком выделил Вам льготную путевку в лагерь отдыха, тогда Вы напишите… A.Резюме B.Объяснительную записку C.Автобиографию D.Заявление
23. Какой тип документа следует использовать в ситуации: Вы не пришли на экзамен, потому что болели: A.Служебная записка B.Объяснительная записка C.Заявление D.Письмо извещение
24. Определите, какой из пунктов резюме НЕ соответствует нормам составления документов данного типа: A.Должность, на которую претендует соискатель B.Опыт работы в прямом хронологическом порядке C.Опыт работы в обратном хронологическом порядке
25. В институте планируется проведение научной конференции на тему «Диалог культур – 2008». Какие письма рассылает оргкомитет: A.Гарантийные письма B.Информационные письма C.Письмо-просьба D.Письмо-извещение
26. Укажите предложение, в котором все пунктуационные знаки верны: A.Человек, отправляющийся в путешествие в страну, языка которой не знает, собственно, отправляется в школу, а не в путешествие B.Он поехал в командировку, как доцент кафедры C.Ребенок был красный, как рак D.Речь, состоящая из сухих слов и бесцветных выражений скучна и пресна, как несоленый суп.

 

Ключ к тестовым заданиям для самопроверки:

№ вопроса Ответ
1. D
2. A
3. B
4. C
5. B
6. D
7. D
8. C
9. C
10. B
11. D
12. D
13. B
14. C
15. B
16. A
17. C
18. D
19. A
20. C
21. C
22. D
23. B
24. B
25. B
26. A

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.