Зачет – конечный этап изучения дисциплины. Цель зачета сводится к тому, чтобы, проверить сложившуюся у студента систему знаний и оценить степень ее усвоения. Тем самым зачет содействует решению главной задачи учебного процесса – подготовке высококвалифицированных специалистов.
Зачет как особая форма учебного процесса имеет свои особенности, специфические черты и некоторые аспекты, которые необходимо студенту знать и учитывать в своей работе. Это, прежде всего:
- что и как запоминать при подготовке к зачету;
- по каким источникам и как готовиться;
- на чем сосредоточить основное внимание;
- каким образом в максимальной степени использовать программу курса;
- что и как записать, а что выучить дословно и т.п.
При подготовке к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи» студентам необходимо осознать, что для положительной аттестации по предмету недостаточно быть носителем языка, важно совершенствовать и контролировать свое речевое поведение. Процесс речевого поведения многоуровневый и включает в себя: 1) вербальное (словесное) поведение; 2) паралингвистику (громкость, высота тона, интонирование, паузирование, ритм); 3) кинесетику (жесты, мимика, поза); 4) пространственное поведение (прокмесика, знаковое использование пространства при речевом общении).
Зачет по дисциплине «Русский язык и культура речи» требует демонстрации высокой речевой культуры и свободного владения лингвистической терминологией. Обращение к глоссарию (списку терминов) является обязательным этапом в подготовке к аттестации. Освоение терминологии в практике вузовского обучения первоначально может быть оценено студентами как сизифов труд, но каждая последующая попытка изучения словарных дефиниций будет способствовать развитию системного и аналитического мышления. Кроме того, работа с разными типами словарей являет собой увлекательное занятие. Другим положительным результатом обращения к ортологическим справочникам, энциклопедиям является некий тренинг по умению «сворачивать» и «разворачивать» информацию, выстраивать аналогии и ассоциативные ряды.
Принципиальная установка на жесткое, строгое воспроизведение лекционного материала может отрицательно сказаться на творческой деятельности студентов, с другой стороны, особенности визуального, аудиального, ауди-визуального восприятия информации порождают дословный («слово в слово») уровень воспроизведения. На зачете оценивается умение студента выявлять типологическое сходство явлений и процессов, выстраивать классификации на основе одного и более критериев, аргументировать свою исследовательскую позицию и сравнивать различные научные теории и точки зрения.
Темп речи, дикция, правильность и богатство речи должны быть инструментарием, но не предметом самолюбования говорящего. Процедура зачета носит открытый публичный характер, поведение каждого участника должно отвечать принципам терпимости, плюрализма мнений, уважения к оппоненту. Негативные, категоричные замечания в адрес однокурсников могут погасить инициативу, желание говорить публично.
При подготовке к зачету следует запоминать и заучивать информацию с расчетом на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и пособий, учебной программы курса. Правильно используя программу при подготовке к ответу (она должна быть на столе у каждого), студент получает информационный минимум для своего выступления.
При подготовке к зачету по наиболее сложным вопросам, ключевым проблемам и важнейшим понятиям необходимо сделать краткие письменные записи в виде тезисов, планов, определений. Запись включает дополнительные моторные ресурсы памяти.
Подготовка к зачету только по конспектам лекций недостаточна, необходимо использовать и другую учебную литературу. Изученные источники следует сравнивать, выделять общее и различия в подходах и интерпретациях.
Среди основных критериев оценки ответа студента можно выделить следующие:
· правильность ответа на вопрос, то есть верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов;
· полнота и одновременно лаконичность ответа;
· новизна учебной информации, степень использования последних научных достижений и нормативных источников;
· умение связать теорию с практикой и творчески применить знания к оценке сложившейся ситуации;
· логика и аргументированность изложения;
· грамотное комментирование, приведение примеров и аналогий;
· культура речи.
Все это позволяет преподавателю оценивать как знания, так и форму изложения материала.
Оценка «зачтено» ставится, когда студент в основном знает предмет, рекомендованную литературу и умеет применить полученные знания для анализа современной языковой ситуации;
0ценка «не зачтено» ставится, когда студент не усвоил содержания учебной дисциплины.
5.3. Тестовые задания для самопроверки студентов (с ключом) *
№ п/п
Вопросы
Варианты ответов
1.
Укажите, какие из приведенных особенностей НЕ характерны для научного стиля:
A.Преимущественное употребление существительного вместо глагола
B.Логическая последовательность изложения
C.Научная фразеология
D.Широкое использование лексики и фразеологии других стилей
2.
Укажите, какие из приведенных особенностей НЕ характерны для официально-делового стиля:
A.Предпочтительное ТЫ - общение
B.Предпочтительное ВЫ – общение
C.Широкое использование канцеляризмов
D.Логическая последовательность изложения
3.
Укажите, какие из приведенных особенностей НЕ характерны для публицистического стиля:
A.Широкое использование тропов
B.Отсутствие окказионализмов
C.Наличие клишированных оборотов
D.Полистилизм
4.
Определите, к какой лексической группе относятся слова: бизнес-класс, ток-шоу, био-йогурт:
Укажите, какие единицы находятся за рамками литературного языка:
A.Жаргонизмы и арготизмы
B.Просторечная лексика и лексика сниженного употребления
C.Территориальные и профессиональные диалектизмы
D.Все перечисленные
7.
Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: ---- стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов:
A.Градация
B.Эллипсис
C.Анафора
D.Антитеза
8.
Определите, какой троп реализуется в примере: Санкт-Петербург – «Северная Венеция» - «Город белых ночей»:
A.Метафора
B.Сравнение
C.Перифраз
D.Олицетворени
9.
Укажите троп, которому соответствует определение: ----- троп, обратный гиперболе; преуменьшение признака предмета:
A.Эпитет
B.Аллегория
C.Литота
D.Олицетворение
10.
Определите, какой прием НЕ соответствует этике речевого общения:
A.Эвфемизация речи
B.Перебивание, встречные реплики
C.Этикетные формулы просьбы, поздравления и т.д.
D.Приветствие. Обращение.
11.
Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, то есть очередность приветсвия. Определите, в каком случае нарушена эта очередность. Первыми приветствуют:
A.Член делегации – ее руководителя
B.Младшие по возрасту – старших
C.Младший по должности – старшего по должности
D.Женщина - мужчину
12.
Определите, какая из перечисленных причин приводит к коммуникативной неудаче:
Определите, какой из пунктов резюме НЕ соответствует нормам составления документов данного типа:
A.Должность, на которую претендует соискатель
B.Опыт работы в прямом хронологическом порядке
C.Опыт работы в обратном хронологическом порядке
25.
В институте планируется проведение научной конференции на тему «Диалог культур – 2008». Какие письма рассылает оргкомитет:
A.Гарантийные письма
B.Информационные письма
C.Письмо-просьба
D.Письмо-извещение
26.
Укажите предложение, в котором все пунктуационные знаки верны:
A.Человек, отправляющийся в путешествие в страну, языка которой не знает, собственно, отправляется в школу, а не в путешествие
B.Он поехал в командировку, как доцент кафедры
C.Ребенок был красный, как рак
D.Речь, состоящая из сухих слов и бесцветных выражений скучна и пресна, как несоленый суп.